Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:25, реферат
Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей
развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в
долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение
намеченных целей.
1. Стратегический менеджмент и его функции..........
1.1 Функции стратегического менеджмента.........
1.2 Основные принципы и тенденции
стратегического управления..............
2. Этапы стратегического менеджмента............
3. Стратегия в зонах хозяйствования..............
4. Перспективное планирование...............
4.1 Определение перспективного планирования.......
4.2 Структурат перспективного (5 летнего) плана........
4.3 Этапы перспективного планирования на
предприятии.....................
Список используемой литературы................
закупки сырья через свой торговый дом, центр маркетинга и постоянную выставку
продукции. Международный сертификат качества позволил получить постоянное
место на крупнейшей в мире ярмарке в Ганновере.
Комбинат - закрытое акционерное общество - дал право своим 3500 работникам
приобрести акции за половину номинала. На оплату труда расходуется лишь 10%
валового дохода (в 3-5 раз меньше, чем за рубежом). Однако еще более ЗО%
направляется в фонд социального развития, за счет
которого содержатся детские учреждения, спорткомплекс, профилакторий,
строится жилье, выплачиваются надбавки к пенсиям и т.д. Поэтому текучесть
кадров минимальная.
Стратегия управления в разных зонах хозяйствования одной и той же фирмы может
существенно отличаться. При нехватке капитала следует уйти из зон
неприемлимых по уровню риска, требуемым инвестициям или срокам
окупаемости, используя высвобождающиеся средства в других сегментах. Однако
при этом следует учесть обесценивание уже сделанных в данной зоне
капиталовложений, а также постоянные затраты (на содержание зданий и
сооружений, исполнение долгосрочных контрактов и т.д.), которые придется
финансировать, даже прекратив производство.
Риск хозяйствования можно уменьшить, используя:
а) страхование риска неплатежей, экспроприации, неблагоприятных изменений
цен, валютных курсов и т. д.; б) гибкие организационные структуры,
позволяющие оперативно реагировать на изменение ситуации, быстро
перебрасывать ресурсы внутри фирмы из одной зоны в другую; в) ликвидные
(быстро обращаемые в деньги) резервы для компенсации временных убытков (их
максимально допустимый размер рассчитывается заранее); г) гибкие технические
системы, допускающие
быструю переналадку и
модификаций изделия; д) диверсификаций хозяйственной деятельности -
рассредоточение средств между сегментами, различающимися по стадии жизненного
цикла профилирующих
изделий и степени
Специфика зоны хозяйствования определяет общую концепцию управления. Если
ситуация стабильна, цель определена, а успех зависит от одного главного
фактора, полномочий,
ресурсы и ответственность
места. В сложных многоцелевых зонах следует
сохранить стратегическое управление в центре. При развитии техники в рамках
одного поколения (базовой технологии) можно ограничиться ассортимента
продукции, при переходе к новому укладу требуется централизованное изменение
всей структуры управления, форм и методов менеджмента. Руководство фирмы
согласует стратегию в различных .зонах хозяйствования, поддерживая в общих
интересах наступательный порыв одних за счет резервов, созданных другими.
4. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
4.1 Определение перспективного планирования.
Основа стратегического управления предприятием перспективное планирование.
Рыночная экономика отличается от административно-командной не отменой
планирования, а коренным изменением его роли, содержания, форм и методов.
Планирование - процесс обоснования и выбора целей развития, соответствующего
распределения ресурсов, разработки и реализации программ достижения избранных
целей, включая выдачу заданий исполнителям и контроль за их выполнением.
При переходе к рыночной экономике прежде всего меняется субъект планирования.
Принимать план может только собственник или уполномоченный им работающий по
контракту и ответственный за результаты хозяйственной деятельности
предприниматель. Кто платит, тот и заказывает музыку. Это значит, что
государство может планировать лишь то, что оплачено бюджетными инвестициями
(ввод в действие
основных фондов на
федеральными, региональными и муниципальными программами и контрактами
(поставки продукции особой значимости или для государственных нужд), либо
выполняется бюджетными организациями. Для большинства предприятий в
государственном плане содержатся лишь прогнозы и ориентиры, указывающие
наиболее целесообразные и стимулируемые с помощью налоговых и иных льгот
направления развития.
В 70-90-х гг. большинство ведунах фирм пошли по пути децентрализации
управления и внутрихозяйственного планирования. Так, в США 97% фирм (в Японии
– 86%) передали своим структурным единицам (отделениям, филиалам, научно-
производственным комплексам) планирование производства, а 91-95% - сбыта
продукции, 90% (в Японии – 83%) - маркетинг. 62% (75%) - управление
прикладными исследованиями, 77% (53%) -закупками сырья и материалов. В США
82% - 84% фирм передали своим подразделениям управление персоналом и
контроль за исполнением решений (в Японии на это пошли лишь 38-40%
компаний). В ведении руководства корпораций осталось лишь планирование
научно-технической (фундаментальные исследования разработка новых поколений
техники и базовых технологий) и финансовой политики (инвестиции, кредиты,
выпуск акций, покупка и продажа имущества и ценных бумаг в значительных
размерах). Эти
функции стратегического
а в Японии - 72-88% фирм.
Таким образом,
объект прогнозирования и
был практически единым снизу доверху, при переходе к рынку принципиально
различается на макро-, микро- и первичном уровне. В первом случае
прогнозируются структурные сдвиги и основные пропорции в экономике страны или
крупного региона, во втором - научно-технический уровень производства и
конкурентоспособность фирмы в целом, ее инвестиции и их окупаемость,
прибыль и ее распределение, в третьем - процесс производства конкретных
товаров от закупки сырья до сбыта готовых изделий и услуг. Существенно
меняется и роль планирования в управлении предприятием. Выполнение плана -
не самоцель, а средство эффективной организации работы фирмы. План может и
должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Работа цехов и участков
оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а
по выполнению графиков поставок, качеству продукции (число дефектов на 100
изделий), использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек
производства и прибыли (по внутри-фирменным расчетным ценам на детали,
полуфабрикаты, услуги и т.д.).
По содержанию перспективное планирование предприятия в новых условиях обычно
включает долгосрочный прогноз на 5-15 лет (обоснованное вероятностное
предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и
технологии производства и их социально-экономических последствиях), план
развития на 3-5 лет с разбивкой по годам и целевые программы решения
важнейших проблем.
4.2 Структура перспективного планирования.
Во многих зарубежных фирмах принята следующая структура перспективного (5-
летнего) плана:
1. Цели развития фирмы (базовые, по отдельным группам товаров, по сегментам
рынка).
2. Инвестиции и обновление производства (ассортимента продукции, технологии,
оборудования, используемых материалов).
3. Улучшение использования ресурсов - снижение трудоемкости, материало- и
энергоемкости, фондоемкости (капиталоемкости) товаров, издержек производства
и обращения.
4. Совершенствование управления (организационная структура, кадровая и
техническая база стиль работы, социальное развитие и климат в коллективе).
5. Проблемы повышения
конкурентоспособности
программы) их решения.
6. Распределение ресурсов между структурными единицами фирмы и
стратегическими проектами (программами).
7. Перспективные ориентиры фирмы и задания ее структурным еди-ницам по
эффективности производства (производительность труда, себестоимость,
фондоотдача, рентабельность продукции, активов, акционерного капитала).
Отдел стратегического планирования акционерного общества "Тулачермет"
прогнозирует спрос и цены на различных сегментах рынка, конкурентоспособность
зон хозяйствования, объем реализации продукции, а на этой основе выдает
структурным единицам ключевые ориентиры по обновлению продукции и технологии,
базовую информацию о необходимом качестве и ассортименте продукции. Цель
такого планирования – согласование различных направлений развития фирмы,
структурные изменения, расширение эффективных и свертывание нерентабельных
производств.
Как показал анализ, снижение металлоемкости производства ограничит спрос на
основную продукцию – чугун, стальные отливки и т.д. Поэтому "Тулачермет" взял
курс на "двухэтажную экономику", учредив в дополнение к металлургическим
цехам свыше 100 дочерних фирм, производящих видеомагнитофоны, пылесосы,
водогрейные колонки, cинтетические алмазы, мясопродукты и т.д. Некоторые из
них используют отходы металлургии (производство шлакоблоков, улавливание,
очистка и продажа инертных газов и т.д.), другие созданы совместно с
зарубежными фирмами под гарантию или за счет кредитов "Тулачермет". В
результате в 1986-1994 гг. доля потребительских товаров в общем объеме
реализации увеличивается с 1 до 50%. Две тысячи учредителей малых фирм (всего
в обществе 15 тыс. акционеров) получили большую прибыль, часть которой
инвестирована в стратегические программы. Под влиянием предпринимателей
активизировались рабочие основных производств. В подрядных коллективах
рабочие сами принимают заказы и рассчитываются за материал из выручки.
На основе стратегического плана разрабатываются функциональные (по
ресурсосбережению, компьютеризации управления и т.д.) и рыночно-продуктовые
программы, назначаются их руководители, оцениваются затраты по каждой
программе, общая потребность в ресурсах. Затем программы ранжируются по
эффективности, исходя из возможностей компании отбираются наиболее выгодные