Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:25, реферат
Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей
развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в
долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение
намеченных целей.
1. Стратегический менеджмент и его функции..........
1.1 Функции стратегического менеджмента.........
1.2 Основные принципы и тенденции
стратегического управления..............
2. Этапы стратегического менеджмента............
3. Стратегия в зонах хозяйствования..............
4. Перспективное планирование...............
4.1 Определение перспективного планирования.......
4.2 Структурат перспективного (5 летнего) плана........
4.3 Этапы перспективного планирования на
предприятии.....................
Список используемой литературы................
коэффициент). Благодаря последнему автомобильные компании России и Украины
проникают на рынки Латинской Америки, Восточной Европы и других стран.
3. Стадия жизненного цикла, на которой находится товар. Стадия внедрения на
рынок начинается в Процессе нововведения и заканчивается выпуском первых
промышленных партий или образцов. На стадии роста быстро увеличивается объем
продаж и прибыль в расчете на каждую единицу продукции (при переходе к
массовому производству снижаются издержки). Фаза зрелости означает
стабилизацию выручки при некотором росте общей суммы прибыли за счет
дальнейшего снижения себестоимости. Наконец, спад начинается при устойчивом
сокращении объема продаж в связи с переключением спроса на иные товары.
Фазы жизненного цикла могут различаться на разных рынках. При спаде выручки в
Москве и Санкт-Петербурге товар нередко лишь входит в моду в других регионах
и государствах СНГ.
О различиях стратегии на разных этапах цикла дает представление табл.1.
На первом этапе особое значение имеет фактор времени, сокращение (без ущерба
для качества) сроков разработки и освоения нововведения, интенсивная реклама
нового товара, укрепление связей с поставщиками и потенциальными
покупателями. После начала серийного выпуска главное - полное использование
производственных мощностей, поддержание проектного, гарантируемого качества,
достижение планового уровня издержек,
формирование семейства изделии на базе основной модели с учетом запросов
различных покупателей.
Прекращение роста доходов
стратегии (ориентация не на высокую цену и прибыль с каждой единицы товара, а
на общую сумму прибыли за счет увеличения числа покупателей). Для
стимулирования сбыта приходится идти на снижение цен, продажу в рассрочку и в
кредит, оказание дополнительных льготных услуг по доставке, ремонту,
оформлению (покупки и соответствующих товаров), модернизации базового
образца, а при первых признаках спада - проводить уценку и распродажу
остатков, ускорять внедрение на рынок новых товаров.
ФАЗЫ ЦИКЛА
СТРА- ТЕГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ |
ВНЕДРЕНИЕ | РОСТ | ЗРЕЛОСТЬ | СПАД |
СБЫТ | низкий | растущий | высокий | снижающийся |
ДОХОД | минимальный (до убытка) | высокий | максимальный | низкий (до убытка) |
КОНКУРЕНЦИЯ | высокая | средняя | высокая | максимальная |
ЦЕНА | невысокая | средняя | снижающаяся | низкая |
ТОВАР | базовая модель | модификация базовой модели | модернизация | индивидуальные заказы |
СТРАТЕГИЧЕС-КАЯ ЦЕЛЬ | сокращение сроков выхода на рынок | наращивание объема производства | стимулирова-ние сбыта | смена ассортимента |
ОБЪЕКТОСОБО-ГО УПРАВЛЕНИЯ | рынок НИР и ОКР | производство | маркетинг | НИР и ОКР |
4. Общая конкурентоспособность и стратегическая уязвимость данной зоны
хозяйствования (степень коммерческого риска).
3. СТРАТЕГИЯ В ЗОНАХ
Стратегия в зонах хозяйствования имеет особое значение. В стратегическом
управлении особенно важен выбор перспективной цели развития предприятия.
Для каждого сегмента рынка такими целями, как уже отмечалось, могут быть:
1. Проникновение
на рынок на основе
вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары. Эта атакующая
стратегия (захват рынка) применяется в основном при организации экспорта,
поскольку конкуренция на внутрироссийском рынке еще невелика. В мире
усиливается неценовая конкуренция, успех определяется (особенно в
Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии) техническим уровнем, качеством
и надежностью товара, подтвержденным сертификацией в общепризнанных центрах,
уровнем сервиса
и послепродажного
Используются различные формы реализации наступательной стратегии на
конкретных сегментах рынка:
а) слияние с другими предприятиями, выходящими на тот же рынок на основе
консорциума (временное объединение фирм и финансовых фондов для совместной
борьбы за получение крупного заказа и его совместного выполнения при
солидарной ответственности), картеля (соглашения о квотах экспорта ценах,
условиях реализации, совместном использовании патентов);
б) создание фирмами, уже действующими на том же рынке, общих
филиалов (дочерних фирм) для производства или реализации совместно
разработанного или производимого товара, по такому пути пошли многие
ракетно-космические предприятия России;
в) заключение соглашений об использовании комплектующих изделий, технических
систем и служб сервиса зарубежных фирм. Так, экспорт самолетов ИЛ-86
обеспечен соглашением с концерном "Роллс-Ройс" о приобретении его авиационных
моторов с использованием 120 ремонтных заводов в различных странах;
г) включение смежников в единый концерн с законченным циклом про-изводства
путем взаимного приобретения (это позволяет блокировать при-нятие другой
фирмой решений об ухудшении условий поставок), обмена активами (передача
нерентабельных производств другой компании в обмен на нужные для вхождения
на новый рынок), создания холдингов, обеспечивающих финансовый контроль за
дочерними и внучатыми компаниями и т.д.
2. Сохранение и
развитие рыночных позиций
продукции, технологии производства и диверсификации (переход к
многопрофильному производству с широкой номенклатурой изделий и услуг). При
этом в результате приватизации незавершенных строек, скупки убыточных
предприятий на конкурсах и аукционах, организации новых производств
нередко образуются конгломераты - акционерные общества, в которых
предприятия относятся к разным отраслям, выполняют разнородные функции и не
имеют технологических связей.
Так, объединение "Гермес", начав с финансовых и экспортных операций с
нефтепродуктами, в 1992-1994 гг. занялось переработкой сельскохозяйственной
продукции и ее доставкой в районы Сибири, нефтехимией, строительством и
т.д. Эта оборонительная стратегия должна учитывать прогнозы развития
общехозяйственной конъюнктуры, изменения в структуре рынка, качества, цен и
спроса на различные товары, модель маркетингового поведения конкурента.
3. Уход с неперспективных
рынков на основе
рентабельной и пользующейся устойчивым спросом продукции. К такому
упорядоченному
отступлению вынуждает
проникновением зарубежных фирм на российский рынок), потребителей
(оказывают предпочтение товарам других фирм или вообще сокращают спрос),
поставщиков (переориентируются на другие рынки сбыта) и технологий
(принципиальные нововведения обесценивают уже вложенный капитал), а также
трудности освоения новых рынков (высокие цены и нехватка сырья, патентные и
таможенные барьеры).
Сокращение ассортимента продукции, закрытие нерентабельных участков требует
увольнения части персонала. Многие крупные НИИ в Санкт-Петербурге оставили
в постоянном штате лишь 30-40 % сотрудников (вычислительный и информационный
центр, опытно-экспериментальная база, бухгалтерия, руководство проектами,
служба эксплуатации зданий и сооружений). выделив специализированные отделы в
самостоятельные малые предприятия, использующие базу головного института на
договорных или арендных началах.
Стратегическое управление предприятиями в переходный период может быть только
многоцелевым. Так, Люберецкий ковровый комбинат избрал четыре основные цели:
обновление производства, диверсификацию ассортимента продукции, организацию
прямых связей с поставщиками и потребителями, сохранение социальной
инфраструктуры.
Курс на обновление характеризует соотношение доли валового дохода,
направляемой на совершенствование производства и оплату труда. На комбинате
оно составило 6:1 (в среднем по промышленности России 1:1). Были выделены
средства на договоры с НИИ по разработке новых технологий, материалов и
красителей. Совместно с машиностроительными заводами им. 1 мая в Москве и
"Техмаш" в
Орле создана машина для
а затем - акционерное общество по ее производству (доля комбината .- 15 %).
Поставка ковров коллективам, добывающим нефть и газ позволила согласно
договору использовать их валюту для закупки зарубежного оборудования.
Финансовую устойчивость комбинату после введения акцизного налога (20-45%) и
таможенной пошлины (15%) на ковры обеспечивает производство пряжи для ручного
вязания, трикотажа, ватина, а в перспективе - швейных, меховых изделий,
переработка сельскохозяйственного сырья. Опыт ведущих зарубежных фирм
подтверждает, что в кризисные периоды нельзя ограничиваться узкой предметной
специализацией.
Комбинат отказался от услуг многих посредников, организовав 40 фирменных
магазинов в странах СНГ, прямую поставку продукции 1400 клиентам, прямые