Стратегический менеджмент на ОАО "Уралтрак"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе предметом исследования является деятельность, стратегическая политика в условиях современного рынка промышленного предприятия.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК».
Цель курсовой работы – разработать стратегическую политику компании ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» для повышения прибыльности и эффективности производства и увеличения рентабельности.

Оглавление

Введение _____________________________________________________3

Глава 1. Теоретическая часть

Общая характеристика стратегического менеджмента ____________7

1.1. Сущность и функции стратегического планирования _________7

1.2. Виды стратегического планирования ______________________12

1.3. Система стратегического менеджмента ____________________14

Глава 2. Практическая часть

Управленческое исследование и изучение деятельности ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» _________________________________________________18

2.1. Общие сведения об организации _________________________18

2.2. Оценка внешней среды _________________________________21

2.3. Оценка внутренней среды _______________________________28

2.4. Анализ и оценка деятельности предприятия в целом _________39

2.4.1. Миссия организации и цели ____________________________39

2.4.2. Структура управления _________________________________41

2.4.3. Реклама _____________________________________________47

2.4.4. Кадровая политика ___________________________________48

2.4.5. Финансовое положение ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» ________52

2.5. SWOT – анализ ________________________________________58

2.6. Разработка стратегии ___________________________________61

Глава 3. Итоги по деятельности ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» _______70

3.1. Критическая оценка деятельности предприятия. Разработка проекта совершенствования предприятия и контроль за его реализацией ______________________________________________70

Заключение 77

Список использованных источников и литературы 81

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЧТЗ-УРАЛТРАК.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целя организации. Основными задачами любого контроля являются следующие:

1.                 определение того, что и по каким показателям проверять;

2.                 осуществление оценки состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;

3.                 выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;

4.                 осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

В случае контроля и выполнения стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность выполнения стратегического плана, правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций.

Стратегический контроль сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии, и приведет ли их реализации достижению поставленных целей. Корректировка по результат стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.


Глава 2. Управленческое исследование и изучение деятельности ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК»

 

2.1. Общие сведения об организации

 

История завода

Челябинский тракторный завод был образован 1 июня 1933 года, когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы «Сталинец-60» (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе. Со дня пуска Челябинский тракторный остается основным производителем мощных гусеничных тракторов в России. Везде, где решались задачи государственного значения, где проходил передний край битвы за новое, работали и работают машины ЧТЗ.

Смена политического курса и глубокие преобразования, произошедшие в экономике страны, коренным образом изменили положение предприятия. Наиболее пагубными оказались 1993-1995 годы – период политической стабильности, отсутствие ориентиров, стагнации экономики страны. Производство стремительно падало по внешним причинам, финансовое положение предприятие оценивалось как крайне сложное: ощущался острый недостаток оборотных средств, росла кредиторская задолженность, уже имелась и задолженность по заработной плате.

Акционерное общество было поставлено на грань выживания.

Данная ситуация возникла на фоне общего падения объемов производства в отраслях, являющихся основными потребителями продукции ОАО «ЧТЗ». Из-за отсутствия платежеспособного спроса, более 80 % всех сделок осуществлялись по системе взаимозачетов, что привело к несвоевременной и неполной уплате налогов, росту задолженности перед кредиторами, задержкам выплаты заработной платы.

В 1998 году на должность конкурсного управляющего завода был назначен Платонов Валерий Михайлович (25.11.1947г.р.) и его заместитель Кожеуров В.П., который предложил антикризисную программу выведения предприятия из банкротства, реализуемая его командой менеджеров. Уже за три года данная политика вернула завод в строй успешно работающих предприятий.

Платонов Валерий Михайлович – один их лучших менеджеров России и Уральского региона, награжден премией Петра Великого, кандидат экономических наук.

На сегодняшний день «Челябинский тракторный завод - Уралтрак» – одна из самых крупных машиностроительных компаний в странах СНГ, занимающаяся разработкой и производством промышленных тракторов и двигателей к ним и располагающая огромным технологическим и производственным потенциалом.

Важная особенность завода – это высококвалифицированные кадры инженеров и рабочих, способные решать самые сложные задачи по конструированию, испытанию и постановке на серийное производство новой строительно-дорожной техники. Сегодня завод выпускает машины для нефте-, газодобывающей, горнорудной, строительной и других отраслей промышленности. Отличительно то, что ЧТЗ является безусловным лидером рынка России и стран СНГ в сегментах гусеничных промышленных тракторов, бульдозеров и трубоукладчиков.

Общая площадь, занимаемая Челябинским тракторным заводом, составляет 208 га. В основном производстве ЧТЗ задействовано свыше 18 355 человек.

Челябинский тракторный завод располагает мощностями литейного, кузнечного, прессово-сварочного, механообрабатывающего, окрасочного, термического и гальванического производств.

В основном производстве предприятия в настоящее время задействовано свыше 13000 единиц оборудования, обеспечивающего полный производственный цикл создания инженерных машин, двигателей, запасных частей и прочих видов продукции.

На заводе установлено оборудование всех станкостроительных заводов России и СНГ, а также крупнейших и известных мировых фирм: «Мессер», «Берингер», «Эмаг», «Трумф», «Шенк», «Рейнеккер», «Наксон-унион», «Нагель" (Германия); «Шкода» (Чехия); «Краузе», «IGM» (Австрия); «Штарраг» (Швейцария); «Тайота» (Япония); «Рамбауди» (Италия), а также станкостроительных заводов Польши, Румынии, Венгрии и др.

Более того, на сегодняшний день на имущественном комплексе завода работают более 130 предприятий с численностью 3 300 человек, которые выпускают продукции на сумму около 1,5 миллиарда рублей в год.

Предприятие награждено орденом Ленина (1971), орденом Трудового Красного Знамени (1983), орденом Кутузова 1-й степени (1945), орденом Красной Звезды (1944). Орденом Ленина награждены опытный завод (1944) и конструкторское бюро по дизелям (1945). 12 тракторостроителей удостоены звания Героя Социалистического труда.

С 2004 года, наряду с постоянно модернизируемой серийной продукцией, ЧТЗ осуществляет поставки на рынок новых моделей бульдозернорыхлительных агрегатов:

                  Б12 массой 24,5 тонны, мощностью 215 л.с. в тяговом классе, близком к 15;

                  ДЭТ-320 массой 45 тонн, мощностью 350 л.с. в тяговом классе 25.

Из серийной продукции ЧТЗ предлагает потребителям:

                   тракторы типа Т10М (класс 10), ДЭТ-250 (класс 25), и инженерные машины на их базе (бульдозеры, рыхлители, погрузчики и др.);

                   трубоукладчики грузоподъёмностью 12,5 и 20 тонн;

                   виброкатки и бульдозеры на базе колёсных модулей массой 24 тонны;

                   дизельные двигатели мощностью от 12 до 1000 лошадиных сил, дизель-генераторные установки мощностью 100 кВт для автономного энергообеспечения;

                   дизель-гидравлические станции для установок сбора нефтепродуктов с водных поверхностей;

                   запасные части к тракторам ЧТЗ;

                   товары народного потребления, в их числе: универсальный колесно-гусеничный мини-трактор «Уралец» (12 л.с.); коммунальную машину Т-02.03.2 и другая дорожно-строительная и коммунальная техника.

«Челябинский тракторный завод» имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

 

2.2. Оценка внешней среды

 

Внешняя среда предприятия является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство организации имеет углубленное представление как о внутренней среде завода, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижениях.

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.

Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде (см. Таблица 1). Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организаций, на сколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Отечественный рынок и страны СНГ

Активная реклама, участие предприятия в выставке вооружений и нескольких выставках мирной продукции, позволили восстановить многие утерянные ранее деловые связи. Продукция ЧТЗ всегда была востребованной в России – трактор промышленного назначения в СССР выпускали только два завода: Челябинский и Чебоксарский; имелось около 70 заводов, выпускавших технику на базе таких тракторов – бурильные установки, подъемные машины, трубоукладчики и т.д. С оживлением экономики потребность в продукции завода по регионам России значительно возросла. В то же время в стране осталось только 30 заводов, разрабатывающих агрегаты и устанавливающих на тракторы навесное оборудование, а спрос увеличился; поэтому на заводе было освоено собственное производство такого оборудования, в том числе для трубоукладчиков, рынком которых завод на сегодня овладел практически полностью.

В европейской части России хорошо заработала дилерская сеть. Установились крепкие связи с Петербургом, который не только приобретает бульдозеры на собственное дорожное строительство, но и занимается продажей тракторов, гарантийным и послегарантийным ремонтом в Европе («Союзавто», «Петербургтрактороцентр», «Транслайн», «Равис»). Пока мало техники приобретает Центральная Россия – сказывается отставание этих регионов в промышленном развитии и низкая платежеспособность. По традиции машины для мелиорации приобретает Белоруссия. Повысилась дилерская активность в регионах Поволжья, где (в Татарии, Башкирии, Удмуртии) активно развивается нефтегазодобыча.

Большая часть потребителей по-прежнему находится в азиатской части России. Агрегаты на базе тракторов ЧТЗ активно приобретаются нефтяниками, газовиками, дорожниками. Техника завода постоянно востребована в горнорудной, лесной, золотодобывающей отраслях, в строительстве. Маркетологи завода стали ориентировать производственные службы на выпуск техники, модернизированной для условий Сибири, на гарантийное и послегарантийное обслуживание проданных машин, что значительно увеличило объемы реализации. В этих условиях посредником быть не выгодно; многие из них стали теперь официальными дилерами завода.

Крупным потребителем остается Тюменская область. Завод установил прямые связи и теперь осуществляет поставку модернизированной для северных условий тракторной техники «Сургутнефтегазу» (раньше это делали посредники). Хорошо востребована техника специальной модификации для золотодобывающей отрасли (артелями в Магадане, Хабаровске, Иркутске, Бодайбо). Геологи Ханты-Мансийска заказывают технику, оговаривая 30 пунктов по приспособляемости (низкие температуры, болота). Тесные контакты служб маркетинга и сбыта с потребителями привели к тому, что с наиболее крупными из них завод стал работать вообще без посредников и дилеров, а вторичный рынок стал отслеживать заводские цены и перестал мешать заводским продажам.

Потребителями продукции ЧТЗ являются свыше 15 000 предприятий по всему миру. Сегодня прослеживается рост экспорта продукции в ближнее и дальнее Зарубежье. Предприятие активно работает как с поставщиками сырья и комплектующих, так и с потребителями.

Около 8 лет существует и постоянно совершенствуется за счет освоения новых рынков разветвленная сеть дилеров по России и странам СНГ, занимающаяся продажами запасных частей, сервисным обслуживанием техники завода в периоды гарантийного и постгарантийного сроков эксплуатации. В этом завод опирается на юридические лица, как правило, не входящие в структуру завода.

Ведется серьезная маркетинговая работа на рынках бывших республик СССР, стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной Азии (Индия, Пакистан). Результатом ее стали долгосрочные контракты, важнейшим из которых является контракт с Индией: предприятие стабильно поставляет танковые дизели, запасные части к двигателям, бульдозеры. Ведется работа по открытию в Индии постоянного представительства. Уже функционируют зарубежные филиалы завода в Венгрии (100%-ная собственность), во Вьетнаме (50%-ная собственность). Подобные формы сотрудничества ведутся с предприятиями Узбекистана, Таджикистана, Украины, Беларусии, Эстонии и другими.

Информация о работе Стратегический менеджмент на ОАО "Уралтрак"