Стратегический менеджмент на ОАО "Уралтрак"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе предметом исследования является деятельность, стратегическая политика в условиях современного рынка промышленного предприятия.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК».
Цель курсовой работы – разработать стратегическую политику компании ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» для повышения прибыльности и эффективности производства и увеличения рентабельности.

Оглавление

Введение _____________________________________________________3

Глава 1. Теоретическая часть

Общая характеристика стратегического менеджмента ____________7

1.1. Сущность и функции стратегического планирования _________7

1.2. Виды стратегического планирования ______________________12

1.3. Система стратегического менеджмента ____________________14

Глава 2. Практическая часть

Управленческое исследование и изучение деятельности ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» _________________________________________________18

2.1. Общие сведения об организации _________________________18

2.2. Оценка внешней среды _________________________________21

2.3. Оценка внутренней среды _______________________________28

2.4. Анализ и оценка деятельности предприятия в целом _________39

2.4.1. Миссия организации и цели ____________________________39

2.4.2. Структура управления _________________________________41

2.4.3. Реклама _____________________________________________47

2.4.4. Кадровая политика ___________________________________48

2.4.5. Финансовое положение ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» ________52

2.5. SWOT – анализ ________________________________________58

2.6. Разработка стратегии ___________________________________61

Глава 3. Итоги по деятельности ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» _______70

3.1. Критическая оценка деятельности предприятия. Разработка проекта совершенствования предприятия и контроль за его реализацией ______________________________________________70

Заключение 77

Список использованных источников и литературы 81

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЧТЗ-УРАЛТРАК.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

Сегодня завод выпускает машины для нефтегазодобывающей, горнорудной, строительной и других отраслей промышленности. ЧТЗ является лидером рынка России и стран СНГ в сегментах гусеничных промышленных тракторов, бульдозеров и трубоукладчиков.

В структуре производства предприятия 95% приходится на гражданскую продукцию, которая поставляется не только в народное хозяйство, но и для инженерных войск, для главного автобронетанкового управления армии России и для других гражданских целей.

Предприятие продолжает освоение новых видов продукции. В 2006 году ЧТЗ, помимо традиционных бульдозеров и трубоукладчиков, изготавливает компакторы (машины для уплотнения твёрдых бытовых и промышленных отходов), экскаваторы и модернизированные варианты серийной техники.

Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в управлении информации ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК», Чебоксарское ОАО «Промтрактор» увеличило выпуск продукции на 42,9 процентов, ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» – на 28,7 процента, Минский тракторный завод – на 16,8 процента.

При этом Волгоградский тракторный завод сократил объемы производства на 45 с половиной процентов, ОАО «Алтайтрак» из Рубцовска – на 6,7 процента, Онежский тракторный завод – на 37 процентов.

В марте 2007 года ЧТЗ реализовал продукции почти на 984 миллиона рублей.

С 550 миллионов 564 тысяч рублей до 983 миллионов 930 тысяч рублей увеличил объемы отгрузки продукции потребителям Челябинский тракторный завод в марте 2007 года по сравнению с мартом 2006 года, что на 10,9 процента больше плана.

Как сообщили в управлении информации и общественных связей ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК», за месяц реализовано 250 инженерных машин на 606 миллионов 832 тысячи рублей, что на 3,7 процента больше плана. Потребителям поставлено 35 средних гусеничных тракторов, 16 трубоукладчиков, 183 бульдозерно-рыхлительных агрегата типа Б-10М, 10 тяжелых тракторов ДЭТ-250 и ДЭТ-320, три бульдозера Б-170. Реализация тракторных запасных частей составила 214 миллионов 246 тысяч рублей, что на 7,1 процента больше плана. Поставка изделий по кооперации составила 19 миллионов 586 тысяч рублей, что на 232 процента больше плана.

Подведены итоги работы ЧТЗ в первом квартале 2007 года.

За три месяца 2007 года по сравнению с тем же периодом 2006 года Челябинский тракторный завод увеличил валовый выпуск товарной продукции на 72,9 процента – до одного миллиарда 988 миллионов 990 тысяч рублей.

Как сообщили в управлении информации и общественных связей ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК», физический выпуск инженерных машин вырос на 69,7 процента – до 628 единиц. В действующих ценах производство техники увеличилось на 85,3 процента – до одного миллиарда 221 миллиона 501 тысячи рублей. С начала года изготовлено 84 средних гусеничных трактора, 25 трубоукладчиков, 486 бульдозерно-рыхлительных агрегатов типа Б-10М, 12 бульдозеров Б-12, 19 тяжелых тракторов ДЭТ-250 и ДЭТ-320. Производство тракторных запасных частей возросло на 71 с половиной процент – до 484 миллионов 65 тысяч рублей, что на 1,6 процента больше плана. Изготовлено также изделий по кооперации на 22 миллиона 238 тысяч рублей, товаров народного потребления на 194 тысячи рублей и прочей продукции на 71 миллион 481 тысячу рублей.

ЧТЗ увеличил объем реализации продукции на 77,6 процента.

Челябинский тракторный завод в январе-марте 2007 года по сравнению с тем же периодом 2006 года увеличил объем реализации на 77,6 процента – до двух миллиардов 366 миллионов 520 тысяч рублей.

Как сообщили в управлении информации и общественных связей ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК», реализация инженерных машин выросла на 66,9 процента – до 616 единиц. В действующих ценах продажи техники увеличились на 90,2 процента – до одного миллиарда 443 миллионов одной тысячи рублей. Потребителям поставлено 80 средних гусеничных тракторов, 25 трубоукладчиков, 478 бульдозерно-рыхлительных агрегата типа Б-10М, 11 бульдозеров Б-12, 20 тяжелых тракторов ДЭТ-250 и ДЭТ-320, шесть бульдозеров Б-170. Реализация тракторных запасных частей увеличилась на 23,4 процента – до 575 миллионов 302 тысяч рублей. Потребителям поставлено также изделий по кооперации на 35 миллионов 466 тысяч рублей, что на 114,7 процента больше плана, и товаров народного потребления на 247 тысяч рублей.

Челябинские тракторостроители перевыполнили производственный план марта.

В марте 2007 года по сравнению с мартом 2006 года Челябинский тракторный завод увеличил валовый выпуск товарной продукции с 448 миллионов 870 тысяч до 744 миллионов 970 тысяч рублей, что на 1,7 процента больше плана.

Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в управлении информации и общественных связей ООО «ЧТЗ - УРАЛТРАК», за месяц изготовлено 250 инженерных машин на 496 миллионов 37 тысяч рублей, в том числе 30 средних гусеничных тракторов, 16 трубоукладчиков, 191 бульдозерно-рыхлительный агрегат типа Б-10М, шесть тяжелых тракторов ДЭТ-250 и два тяжелых трактора ДЭТ-320. Выпуск тракторных запасных частей увеличился со 137 миллионов 797 тысяч до 161 миллиона 102 тысяч рублей. Изготовлено изделий по кооперации на 11 миллионов 300 тысяч рублей, что на 126 процентов больше плана, товаров народного потребления на 71 тысячу рублей и прочей продукции на 23 миллиона 488 тысяч рублей.

Стабилизация работы завода, наращивание выпуска, рост объема реализации продукции за реальные деньги позволили повысить среднемесячный уровень заработной платы.

Сложилась благоприятная экономическая конъюнктура: оживление внутреннего рынка, объем практически всех отраслей экономики страны обеспечивают устойчивый спрос на выпускаемую заводом технику и запасные части к ней.

 

Проблемы

Вместе с тем достигнутые в последнее время успехи не преуменьшают стоящие перед коллективом завода проблемы. Для реализации благоприятных перспектив, сложившихся на внутреннем рынке и странах ближнего зарубежья, необходимо обеспечить существенное улучшение качественных характеристик выпускаемой ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» техники.

Это обусловлено следующими причинами:

1)                 улучшение экономического состояния субъектов рынка, в том числе потребителей продукции завода, будет подталкивать к повышению спроса на более качественную, пусть и более дорогую продукцию.

2)                 усиливается конкуренция на рынке сбыта среди производителей техники, в частности, тракторов класса 10 тн; активно показывают себя Чебоксарский и Волгоградский тракторные заводы. Кроме того, активизируются и зарубежные фирмы, не упускающие из вида емкий российский рынок («Катерпиллер», «Комацу» и др.)

Путями устранения данных будут являться:

                  рост объемов выпускаемой продукции, включая продукцию, поставляемую на экспорт;

                  технологическая модернизация производства;

                  снижение себестоимости выпускаемой продукции;

                  повышение цены изделий за счет повышения качества выпускаемой продукции;

                  внедрение современных информационных технологий. 


Заключение

 

В данной курсовой работе было проведено исследование одного из направлений стратегического менеджмента как стратегическое управление.

Эта работа, которая сейчас является лишь первой ступенью в комплексном изучении стратегического менеджмента, дает возможность:

                  определить приоритеты  в дальнейшем изучении стратегического менеджмента;

                  постичь всю глубину науки управления;

                  помочь в развитии автора как специалиста в сфере научного управления;

                  применить полученные теоретические наработки на практике.

В ходе работы, ответив на главные вопросы (как понимать стратегическое управление, каковы его сущность и содержание; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается) мы пришли к выводу, что:

−                    стратегическое управление является следствием миссии организации;

−                    стратегия организации вырабатывается на основе детального анализа внутренней структуры и внешнего окружения;

−                    стратегия является основой деятельности организации;

−                    в рамках стратегии определяются приоритеты развития организации и основные направления деятельности.

Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях.

Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном  выборе  партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того, у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях.

В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта.

Сейчас почти все предприятий осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта продукции на рынке.

Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного назначения, начинают переходить на потребительские товары. Если же выпускается продукция производственного назначения, то в некоторых случаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.

Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия  стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоятельно).

Также замечено новое явление – взаимоотношения предприятий с новыми коммерческими структурами, которые часто занимаются реализацией части продукции предприятия, а остальная часть сбывается по старым каналам. К тому же предприятие может обратиться к фирме по всем сложным вопросам обеспечения производства.

Одной из тактик обеспечения сбыта продукции в современной российской действительности, в условиях, когда внутренний платежеспособный спрос на продукцию ограничен, стал выход на международный рынок. Однако это возможно только для предприятий с высоким уровнем технологии производства, обеспечивающим конкурентоспособность их товаров.

Таким образом, менеджмент и стратегическое  планирование деятельности предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности.  Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.

Рекомендации для разработки проекта совершенствования деятельности ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК»:

                 проводить мероприятия по минимизации затрат, что снизит себестоимость, а значит и цену и соответственно повысит конкурентоспособность предприятия;

                 обеспечить глубокие маркетинговые исследования по всему комплексу техники, выпускаемой предприятием;

                 обеспечить четкое разграничение номенклатуры продукции по предприятиям;

                 совершенствование управленческих структур как предприятий, входящих в холдинг «ЧТЗ – УРАЛТРАК», так и холдинга в целом;

                 организация перспективных разработок, новой техники с привлечением государственных средств;

                 согласованное изучение ситуации на рынках сбыта и завоевание новых внешних рынков;

Рассмотрев историю создания ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК», пути выведения завода из банкротства, методологию антикризисного управления, формирование маркетинга, достижения и проблемы предприятия, развитие организационной структуры и стратегию выживания и роста мы сделали вывод о том, что на сегодняшний день Челябинский тракторный завод является ведущим в Российской Федерации производителем тракторов и запасных частей промышленного назначения, обеспечивающим потребности России и стран СНГ.

Революционные преобразования на заводе на основе выработки стратегического планирования и управления не только предопределяют финансовую устойчивость, но и формируют завтрашний день.

Коллектив завода полон творческих сил и проводимые преобразования направлены с акцентом на будущее.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.            Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

2.            Виханский О.С. – Стратегическое управление – М.: Гардарики, 2003.

3.            Виханский О.С. Наумов А.И. – Менеджмент – М.: Гардарики, 2003.

4.                  Любинова Н.Г.  Менеджмент - путь к успеху.  М.: ВО Агропромиздат, 2002.

5.            Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 2002.

6.            Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: учебник для вузов. / С.Е. Каменипера, Ф.М. Русинова – М.: Высшая школа, 1999, стр. 335.

7.                  Котлер Ф. Основы маркетинга. Санкт-Петербург: АО «КОРУНА», АОЗТ «Литера плюс». 2003.

8.                  Паркинсон С., Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления. – СПб.: Лениздат, 2002.

Информация о работе Стратегический менеджмент на ОАО "Уралтрак"