Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:06, курсовая работа
В данной курсовой работе предметом исследования является деятельность, стратегическая политика в условиях современного рынка промышленного предприятия.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК».
Цель курсовой работы – разработать стратегическую политику компании ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» для повышения прибыльности и эффективности производства и увеличения рентабельности.
Введение _____________________________________________________3
Глава 1. Теоретическая часть
Общая характеристика стратегического менеджмента ____________7
1.1. Сущность и функции стратегического планирования _________7
1.2. Виды стратегического планирования ______________________12
1.3. Система стратегического менеджмента ____________________14
Глава 2. Практическая часть
Управленческое исследование и изучение деятельности ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» _________________________________________________18
2.1. Общие сведения об организации _________________________18
2.2. Оценка внешней среды _________________________________21
2.3. Оценка внутренней среды _______________________________28
2.4. Анализ и оценка деятельности предприятия в целом _________39
2.4.1. Миссия организации и цели ____________________________39
2.4.2. Структура управления _________________________________41
2.4.3. Реклама _____________________________________________47
2.4.4. Кадровая политика ___________________________________48
2.4.5. Финансовое положение ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» ________52
2.5. SWOT – анализ ________________________________________58
2.6. Разработка стратегии ___________________________________61
Глава 3. Итоги по деятельности ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» _______70
3.1. Критическая оценка деятельности предприятия. Разработка проекта совершенствования предприятия и контроль за его реализацией ______________________________________________70
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81
зарисовка с натуры;
демонстрация технологического и профессинального опыта в производстве продукции;
использование научных данных;
использование свидетельств в пользу товара.
Реклама продукции завода дополняется мерами по стимулированию сбыта и пропагандой.
Одними из самых главных средств распространения информации о выпускаемых изделий для ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» являются: газеты, журналы, телевидение, сайты во всемирной глобальной сети Интернет.
2.4.4.Кадровая политика
Кадры – это та часть общей среды, которая находится в поле интересов любой организации.
Кадры включают в себя:
1) Персонал – охватывает процессы: взаимодействие менеджеров и рабочих, найм, обучение, продвижение по службе, оценка результатов труда, стимулирование труда.
2) Администрацию – охватывает коммуникационные процессы фирмы, структуру фирмы, нормы и правила, распределение прав и ответственности среди менеджеров и их подчиненных.
3) Производственные работники – охватывает производство товаров, снабжение фирмой ее цехов, обслуживание оборудования, исследования и разработки новых товаров.
4) Организационная культура – оценивает отношение между людьми в фирме, отношение фирмы с клиентами, конкурентами, государственными органами и населением района расположения нашего комбината.
5) Имидж и культура фирмы – это обычаи и нравы, правила поведения в фирме; руководство фирмы привлекает новых сотрудников в фирму, кто готов всегда поддерживать культуру. Забота об имидже фирмы в глазах посторонних создают ее товары, его многолетняя.
Кадровая политика ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» предполагает обоснованную ротацию кадров с целью омоложения руководящего состава, в связи с чем необходимо формирование перспективного резерва руководителей на должности от начальника цеха и выше, производить обучение с целью повышения квалификации руководителей и ведущих специалистов в таких учебных заведениях, как Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Уральская академия государственной службы, Южно- Уральский государственный университет.
Работники службы по работе с персоналом ведут кадровую политику и социальные вопросы исходя из принципа создания и сохранения коллектива, способного решать задачи по выпуску конкурентоспособной продукции; формируют кадровую структуру на основе произведенного балансового расчета потребности в кадрах с четким экономическим обоснованием всех позиций штатного расписания, что позволит перейти от комплектования предприятия кадрами по принципу ликвидации узких мест на программу опережающей подготовки специалистов как с помощью учебного центра управления кадров, тка и по договорам с профессионально-техническими училищами, колледжами и ВУЗами, а также со сторонними организациями.
На ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» разработкой и расчетом всех необходимых показателей в области труда и заработной платы занимается отдел кадров: прием на работу, перемещение по службе,увольнение и пр. Документы по кадровому составу представлены в виде приказов, распоряжений, указаний за подписью руководителя организации. Все документы заполняются в соответствии с ГОСТом. В них указываются: формы, дата, номер, ФИО работнтка, должностной оклад, подпись руководителя и др. Основными документами в отделе кадров являются:
− приказ о приеме на работу;
− личная карточка;
− приказ о переводе на другую должность (работу);
− приказ о предоставлении отпуска;
− приказ о прекращении трудового договора;
− табель учета использования рабочего времени и др.
В период банкротства с завода ушло значительное число квалифицированных работников, в основном молодого и среднего возраста, с другой – резко сократилось, а в 1997-1998 годах практически прекратилось поступление на предприятие молодых специалистов. Увольнение 20-ти тысяч работающих завода явилось непрогнозируемой социальной дестабилизацией района, города и области, а также привело к утрате колоссального, сформированного десятилетиями интеллектуального научно-технического потенциала ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК».
В результате позитивных перемен, произошедших за последнее время (устойчивая работа, погашение долгов по заработной плате и своевременность выплаты текущей, рост заработной платы), на предприятие вернулась значительная часть ранее уволившихся работников, возрос приток специалистов по вольному найму.
На сегодняшний день к основным требованиям работников, желающих трудоустроиться на постоянной основе на завод являются средне-техническое или высшее образование, не имеющих специальности молодые люди проходят обучение на курсах по искомой профессии за счет предприятия с последующим предоставлением рабочего места с гарантированной, своевременно выплачиваемой зарплатой, возраст от 20 до 45 лет.
При найме руководящего состава завода работникам необходимо пройти систему тренинг-тестов и собеседование со специалистами.
Заработная плата устанавливается по договоренности, прилагается социальны пакет (см.Приложение 3).
Примечание:
В 2004 году в подразделениях ЧТЗ прошли практику 1 тысяча 198 студентов вузов, колледжей и учащихся профессионально-технических училищ. 22 молодых тракторостроителя получили высшее образование, 18 — средне специальное. 43 студента обучаются за счет средств предприятия, 372 работника получают высшее, а 135 — среднее техническое образование без отрыва от производства.
Hа подготовку и переобучение кадров в 2004 году заводом было затрачено более полутора миллионов рублей.
В 2005 году на завод пришли 4500 человек, полторы тысячи – молодые люди до 30 лет. Средний возраст персонала – 44 года.
500 руководителей и 900 работников получили новую профессию, 1,5 тысячи повысили свою квалификацию.
На ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» применяется повременная – рассчитывается исходя из отработанных часов и тарифной ставки – и сдельная – применяется в том случае, когда возможно измерить и подсчитать объем выполненных работ каждым работником – формы оплаты труда. Доплаты и надбавки связаны с особенностью характера выполняемых работ (многосменность, отдаленность) и с условиями труда (работа в ночное время, праздничные дни, вредность). Также на заводе применяются стимулирующие выплаты – премии, надбавки за мастерство, квалификацию.
Таким образом, стабилизация трудового коллектива на базе повышения заинтересованности в высококачетсвенном труде и своевременно выплачиваемой заработной плате, роста профессиональной подготовленности кадров, создания благоприятных социальных условий обеспечивает перспективу дальнейшей деятельности завода ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК».
2.4.5. Финансовое положение ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК»
Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.
В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах, изменяется финансовое состояние предприятия.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, которые необходимы для нормального функционирования предприятия, целесообразным размещением этих ресурсов и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Вместе с тем, финансовое состояние – это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде.
Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.
Основными показателями, характеризующими финансовое положение предприятия, являются:
обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность:
состояние нормируемых запасов материальных ценностей;
эффективность использования банковского кредита и его материальное обеспечение;
оценка устойчивости платежеспособности предприятия.
Анализ факторов, определяющих финансовое состояние, способствует выявлению резервов и росту эффективности производства.
Финансовое состояние ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» является нормально устойчивым: запасы и затраты равны сумме собственного оборотного капитала и кредитов банка, т. е. гарантируется платежеспособность предприятия, предприятие использует «нормальные» источники средств – собственные и привлеченные; завод способен своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе.
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самопроизводства.
Следовательно, финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.
Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Финансовая устойчивость предприятия определяется воздействием не только внутренних факторов, состоянием активов предприятия, их оборачиваемостью, структурой источников формирования этих активов, но и внешних, государственной, бюджетной и налоговой политик, процентной и амортизационной политик, состоянием рынка и т.д.
Инвестиции
ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» (Челябинский тракторный завод) планирует инвестировать в 2007 г. в техническое переоснащение и реконструкцию основного производства более 1 млрд. руб. В том числе 370 млн. руб. собственных средств (прибыли и амортизационных отчислений) будет направлено на закупку 10 обрабатывающих центров германского и японского производства для моторного и прессо-сварочного заводов ЧТЗ. При этом значительные средства из федерального бюджета будут предоставлены заводу на развитие производства двигателей и опытно-конструкторские работы. Несколько сотен миллионов рублей планируется привлечь в виде банковских кредитов. Стратегическими партнерами ЧТЗ в финансировании технического переоснащения по-прежнему будут Чешский экспортный банк, Внешторгбанк, Газпромбанк, «УралСиб» и Альфа-банк. Рассматривается также возможность преобразования ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» в ЗАО и размещение инвестиционного облигационного займа.
В реконструкцию ЧТЗ за год будет инвестировано более одного миллиарда рублей. Генеральный директор Челябинского тракторного завода Валерий Платонов рассказал о работе и перспективах развития градообразующего предприятия Челябинска.
По мнению руководителя ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» В.Платонова практически все из намеченного удалось выполнить. Если в целом по России выпуск тракторов в физическом выражении возрос за год на 14 процентов, то в ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» – почти на 30 процентов. Доля государственного заказа в общем объеме производства увеличилась с четырех до пяти процентов. В 2006 году по сравнению с 2005 годом валовая выручка действующих на территории ЧТЗ 160 дочерних и арендных предприятий увеличилась на 31,8 процента – до девяти миллиардов 786 миллионов рублей, без учета налога на добавленную стоимость. Платежи холдинга в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды выросли на 41 процент – до одного миллиарда 171 миллиона рублей. Только ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» увеличило налоговые выплаты на 22 процента – до 802 миллионов рублей. Из-за нерасторопности зарубежных поставщиков комплектующих, завод не смог до конца 2006 года представить потребителям уже разработанные образцы новой конкурентоспособной продукции.
Уже в марте 2007 года на ежегодном совещании дилеров ЧТЗ представил целый спектр не выпускавшейся ранее строительно-дорожной техники. Среди новинок – фронтальные колесные погрузчики ПК-46 и ПК-30, грузоподъемностью 4,6 и три тонны, соответственно; не имеющие отечественных аналогов гусеничные экскаваторы массой семь, восемь и девять тонн со сменными рабочими органами. Увидят потребители и новые двигатели серии 4Т и 6Т, которые должны прийти на смену базовому тракторному двигателю Д-180.
Сегодня завод контролирует порядка пяти процентов мирового рынка, 65 процента рынка ближнего зарубежья по машинам класса Б-10, 29 процентов рынка СНГ по тяжелым тракторам типа ДЭТ. Но цифры эти пока приблизительные.
Завод ведет постоянную работу по повышению качества выпускаемой продукции и снижению ее себестоимости. Только в 2006 году на литейном заводе ЧТЗ был пущен современный стержневой комплекс германской компании «Лемпе» стоимостью один миллион евро, приобретены германские балансировочные машины компании «Шенк» и чешская автоматизированная сварочная линия «Баки». В 2007 году в техническое перевооружение и модернизацию основного производства ЧТЗ планируется инвестировать более одного миллиарда рублей.
Почти 370 миллионов рублей собственных средств из прибыли и амортизационных отчислений завод направит на закупку 10 современных обрабатывающих комплексов германского и японского производства. Значительные средства поступят из федерального бюджета в качестве целевых инвестиций в развитие производства двигателей, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Остальное составят внешние заимствования. Рассматривается возможность привлечения крупных банковских кредитов, а также преобразования ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» в ЗАО и размещения облигационного инвестиционного займа.
Информация о работе Стратегический менеджмент на ОАО "Уралтрак"