Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

Экономика — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Файлы: 30 файлов

Тема 1.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10 Показатели эффективного использования ресурсов.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11 Себестоимость продукции.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12 Группировка и методы калькулирования затрат предприятия.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 18.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 19.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Тема 2.doc

— 141.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 20.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 21.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 22.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

     Тема 22. Разработка систем качества на предприятиях. 

     Организация работ по управлению качеством продукции  на предприятиях предполагает создание систем качества, и принятие необходимых мер по обеспечению их эффективного функционирования.

     Здесь будет рассмотрен вопрос о создании систем качества, соответствующих рекомендациям стандартов ИСО 9000.

     Создание  систем качества

     Под созданием систем качества будем  понимать их разработку и внедрение  в деятельность предприятия.

     Как отмечено в стандарте ИСО 9000-1, создание систем качества может быть инициировано руководством предприятия или заказчиком. В любом случае сначала необходимо обратиться к рекомендациям этого стандарта, который дает руководящие указания по выбору и применению других стандартов серии 9000 и содержит основные принципы и подходы К организации работ по качеству.

     В дальнейшем, в соответствии с вариантом  производственного процесса, необходимо использовать одну из моделей системы качества (по ИСО 9001, 9002 или 9003) и соответствующую часть стандарта ИСО 9004.

     При создании систем качества в области  услуг необходимо использовать рекомендации стандарта ИСО 9004-2. Будет также  полезно, на мой взгляд, использовать здесь и соображения, изложенные во второй главе настоящей работы.

     Ранее уже отмечалось, что система качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами.

     Поэтому разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала  определить, какие структуры следует включить в систему качества и какие функции они должны выполнять, чтобы обеспечить требуемое качество продукции, а затем разработать все необходимые нормативные документы для выполнения этих функций.

     Внедрение системы качества предполагает про  ведение внутренних проверок системы и, при необходимости, ее доработку для того, чтобы все подразделения могли четко выполнять свои функции.

     Оценка  системы качества после ее создания осуществляется путем сертификации, проводимой независимым органом  с целью подтверждения соответствия системы стандартам ИСО 9000. Содержание и порядок работ по сертификации систем качества рассмотрены в следующей главе.

     Создание  систем качества целесообразно проводить  в следующей последовательности.

     Информационное  совещание 

     Проведение такого совещания необходимо для того, чтобы довести до руководства и управленческого персонала информацию, содержащую следующие сведения:

  • роль и значение системы качества для обеспечения успешной деятельности предприятия;
  • сравнение существующей системы в работе по качеству с рекомендациями международных стандартов ИСО 9000;
  • основные обязанности и ответственность руководства предприятия, управленческого и производственного персонала в создаваемой системе;
  • структура системы качества и принцип ее функционирования;
  • структура и функции службы качества и ее статус;
  • процедура создания и сертификации системы качества.

     При этом, как показывает практика, руководство  предприятия гораздо лучше воспринимает указанную информацию, когда об этом говорят приглашенные со стороны специалисты, в особенности иностранцы. Правило «нет пророка в своем отечестве» действует здесь в полной мере. Поэтому, даже если на предприятии есть свои специалисты, способные предоставить такую информацию, в интересах дела бывает лучше подчиниться этому правилу, хотя оно действительно кажется иррациональным и потребует немалых затрат.

     Затраты окупятся тем, что в таких случаях  руководство, как правило, гораздо  выше оценивает роль и значение системы  качества и намного серьезнее  относится к необходимости ее создания на предприятии.

     Принятие  решения о создании системы качества

     Следующий шаг в создании системы качества - принятие руководством официального решения о ее создании. Такое решение может быть оформлено в виде приказа, в соответствии с которым:

  • назначается представитель руководства, ответственный за создание и функционирование системы качества;
  • формируется служба качества, как правило, в составе ОТК, отдела управления качеством, метрологической службы, отдела стандартизации и центральной заводской лаборатории;
  • устанавливаются основные этапы, исполнители и сроки разработки и внедрения системы качества.

     Разработка  плана-графика создания системы качества

     Во  исполнение решения руководства  разрабатывается план - график создания системы качества, в котором предусматривается выполнение следующих работ:

  • разработка политики в области качества;
  • определение функций и задач (элементов) системы качества с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000 и особенностей предприятия;
  • определение состава структурных подразделений, которые должны выполнять функции в системе качества;
  • разработка структурной и функциональной схем системы качества;
  • определение состава и состояния документации системы качества;
  • разработка новых и корректировка действующих нормативных документов системы качества и выпуск «Руководства по качеству);
  • внутренние про верки системы качества в процессе ее внедрения и доработка системы по результатам проверок.

     Содержание  остальных работ заключается  в следующем.

     Определение функций и задач (элементов) системы качества

     На  этой стадии сначала нужно провести тщательный анализ процесса создания продукции и представить его  в виде подробного перечня этапов работ. Основу этого перечня составляют стадии жизненного цикла продукции, характерные для данного предприятия. Полный цикл охватывает проектирование, изготовление, монтаж, испытания продукции и ее обслуживание при эксплуатации.

     Для организации эффективного управления качеством перечень этапов должен быть в достаточной степени детализирован, чтобы ни один из них не остался без воздействия системы качества.

     В дальнейшем этот перечень потребуется  при разработке функциональной схемы  управления качеством, на которой можно  наглядно представить «работу» системы качества, как это было показано на «петле качества» (рис. 2).

     Такой более детальный перечень этапов создания продукции для варианта производства с полным циклом работ включает в себя:

     1. Определение потребностей рынка  или анализ контракта. 

     2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

     3. Разработка технологических процессов,  нестандартного оборудования и  оснастки.

     4. Подготовка производства, в том  числе: подготовка персонала; 

  • обеспечение производства комплектом необходимой документации;
  • снабжение материалами и комплектующими изделиями;
  • подготовка технологического оборудования, инструмента, приспособлений и оснастки;
  • подготовка средств измерений и испытательного оборудования.

     5. Изготовление продукции, операционный  контроль качества и авторский  надзор.

  1. Испытания и приемка готовых изделий.
  2. Упаковка и хранение продукции на предприятии.
  3. Транспортирование продукции и ее хранение на объектах.
  4. Монтаж и отладка.
  5. Испытания и сдача в эксплуатацию.
  6. Гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт при эксплуатации.

     Исходя  из варианта производственного процесса, определяется базовая модель системы качества для предприятия: в соответствии со стандартом ИСО 9001, 9002 или 9003.

     Затем, в соответствии с рекомендациями выбранного стандарта, а также соответствующей  части стандарта ИСО 9004 и спецификой предприятия определяется перечень функций и задач (элементов) системы качества. Этот перечень может включать дополнительные элементы или только часть элементов, рекомендованных указанными стандартами, так как, как указано в самих стандартах [19], системы качества одних предприятий будут отличаться от систем качества других предприятий. Отсутствие того или иного элемента в системе качества должно быть достаточно обоснованным, чтобы можно было убедительно объяснить это заказчику или организации, проверяющей систему качества.

     Определение состава структурных  подразделений системы  качества

     После определения этапов создания продукции и функций (элементов) системы качества нужно определить структурные подразделения, которые будут выполнять эти функции.

     Для этого необходимо проанализировать функции существующих подразделений  и сравнить их с перечнем функций, принятым для создаваемой системы  качества с учетом рекомендаций ИСО 9000.

     В результате устанавливаются исполнители  каждой функции и каждому исполнителю его новые функции официально включаются в функциональные обязанности.

     В состав исполнителей, кроме подразделений  службы качества, входят, как правило, конструкторские, технологические, производственные и другие подразделения, вносящие существенный вклад в формирование (обеспечение) качества продукции.

     Для удобства и наглядности эту работу целесообразно выполнять в табличной форме. 

Элементы  системы качества по ИСО 9001, 9002, 9003, 9004 Подразделения- исполнители Состав нормативных документов Состояние документов
       
 

     После определения исполнителей и их функций  система качества обретает вполне конкретное очертание, которое может быть представлено на двух схемах: структурной и функциональной.

     Разработка  структурной схемы  системы качества

     Структурная схема системы качества строится на основе структурной схемы предприятия  и дает возможность показать «устройство» системы - состав и взаимосвязь всех структурных подразделений в  системе качества и ее управляющее  ядро - службу качества, в которую, как было отмечено, включаются, как правило, отдел технического контроля, метрологическая служба, центральная заводская лаборатория, служба стандартизации, а также отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методического руководства работой по качеству.

     Для примера подобная структурная схема  приведена на рис. 14. Дополнительно  на схеме целесообразно указать  основные функции представленных подразделений. Состав подразделений и выполняемые ими функции будут, конечно, разными на разных предприятиях, но в совокупности они должны охватывать весь объем работ, потребный для обеспечения качества выпускаемой продукции.

     Разработка  функциональной схемы  управления качеством 

     В отличие от структурной схемы, показывающей «устройство» системы качества, построение функциональной схемы позволяет наглядно представить «работу» системы качества-процесс управления качеством. Такая схема строится в виде петли качества, подобно тому, как это изображено на рис. 2 применительно к изготовлению продукции и на рис. 6 - применительно к предоставлению услуг.

Тема 23.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 24.doc

— 415.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 25.doc

— 87.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 26.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 27.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 28.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 29.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 106.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 30.doc

— 118.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 Факторы производства.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Износ и воспроизводство основных средств.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Аренда и лизинг.doc

— 69.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Оборотные средства предприятия.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8. Персонал предприятия.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Нормирование и оплата труда.doc

— 69.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема13.doc

— 163.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи