Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

Экономика — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Файлы: 30 файлов

Тема 1.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10 Показатели эффективного использования ресурсов.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11 Себестоимость продукции.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12 Группировка и методы калькулирования затрат предприятия.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 18.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 19.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Тема 2.doc

— 141.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 20.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 21.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 22.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 23.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 24.doc

— 415.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 25.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Тема 25. Управление инновациями  на предприятии. 

   
  1. Основы  формирования механизма управления инновациями в условиях рынка.
  2. Маркетинговый подход к разработке и продвижению на рынок нового товара.
 
       
        1. Основы  формирования механизма  управления инновациями  в условиях рынка.
 

       Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

       Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

       Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

       • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

       • внедрение продукции с новыми свойствами;

       • использование нового сырья;

       • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

       • появление новых рынков сбыта.

       В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или  усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

       Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

       1. По степени новизны:

       - радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

       - улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

       - модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

       2. По объекту применения:

       - продуктовые инновации, ориентированные  на производство и использование  новых продуктов (услуг) или  новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

       - технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

       - процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

       - комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

       3. По масштабам применения:

       - отраслевые;

       - межотраслевые;

       - региональные;

       - в рамках предприятия (фирмы).

       4. По причинам возникновения:

       - реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

       - стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

       5. По эффективности:

       - экономическая;

       - социальная;

       - экологическая;

       - интегральная.

       6. По уровню инновативности:

       - модификация

       - имитация

       - собственно инновация.

       Инновационный процесс — совокупность этапов и действий по достижению цели и результатов инновации. Предложенное определение инновационного процесса предполагает четкое разграничение понятий цели и результатов инноваций.

       Цель — как сформулированное желание в определенной сфере деятельности предприятия — может достигаться за счет разработки и внедрения различных видов конкретных продуктов и технологий материального и нематериального характера, которые нами определяются как результат инновации.

       Инновационный процесс можно представить в  следующей очередности этапов:

       1) Идея. Более или менее осознанное решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономическую выгоду.

       2) Открытие. Установление существования ранее неизвестных явлений, материалов, зависимостей, связей и т. п.

       3) Исследование. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров.

       4) Разработка. Превращение результатов исследования и наблюдений в схему, конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей.

       5) Изобретение. Выявление свойств и признаков инновации, пригодных для патентирования или публикации.

       6) Внедрение. Продвижение нового продукта или услуги на рынок либо новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке.

       7) Текущая реализация. Серийное производство, создание сбытовой сети, вытеснение существующих видов продукции и т. п. 

       2. Маркетинговый подход к разработке и продвижению на рынок нового товара 

       Начало  процесса формирования конкурентного  успеха фирмы при выведении на рынок нового продукта лежит в  пересечении множеств маркетинговых  и научно-технических решений. Наличие  совместимых потребностей определенных рыночных сегментов и технологических возможностей их обеспечить создает фундамент технологически обоснованной стратегии. Однако это лишь начало. Технологически обоснованная стратегия может не привести к экономическому успеху если у фирмы нет возможностей организовать производство с издержками, позволяющими использовать на рынке цены, совместимые с покупательной способностью населения. Далее позиция конкурентного успеха зависит от конкурентного статуса фирмы, ее ресурсов, стратегии и интенсивности конкурентных действий других фирм. Составляющие конкурентного статуса фирмы в НИОКР приведены в [4, разд.15.3].

       Таким образом при проведение НИОКР  следует учесть:

  • маркетинговые характеристики рынка;
  • конкурентный статус фирмы в НИОКР, производстве, управлении;
  • конкурентную позицию фирмы и предполагаемые действия основных конкурентов;
  • социально-экономическую и политическую обстановку в государстве.

       Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 

       Этот  процесс включает этапы от генерации  идей до начала коммерческой реализации товара. В это время фирма создает потенциальные варианты, получает представление потребителей о них, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, разрабатывает опытные образцы продукции, испытывает их и внедряет на рынке. Экономия на первых этапах может вызвать большие издержки и даже потери на последующих. Поэтому разумная политика состоит в тщательной проверке концепции товара на ранних этапах. Основные этапы этого процесса отражены на рис. 5.

       Обзор рыночной ситуации и  генерация идей

       Необходимость во введении совершенно новых продуктов  или, что более реалистично, в  дополнении существующих продуктовых  линий может возникнуть при анализе  портфеля стратегических зон хозяйствования (СЗХ) с помощью матричной техники [4]. Бреши в проектируемых денежных потоках будут демонстрировать необходимость подобного решения. Более вероятно, что такие решения будут следовать и из анализа тенденций развития требований потребителя.

       С целью определения брешей (gар) на рынке используется gар-анализ. Например, в результате исследования потоков прибылей при производстве и реализации различных продуктов компании (рис. 6) может обнаружиться брешь, которую следует заполнить.

       

       

       Рис. 6. Gap-анализ будущих потоков прибылей фирмы

       Gap-анализ проводится по следующим главным элементам:

  • бреши в использовании;
  • бреши в распределении;
  • бреши в продукте;
  • бреши в конкуренции.

       Соотношения между конкретными видами брешей иллюстрируются рис. 7.

       

       Рис. 7. Схема gap-анализа

       При проведении gар-анализа естественно использование следующих соотношений:

       MP=EU+UG+PG;

       EU=DG+CG+ES.

       Доля  реального рыночного использования ES/EU.

       Доля  в отраслевых продажах ES/(ES+CG).

       Если  gар-анализ показал наличие брешей, то естественным становится следующий этап - генерация идей, заполнение этих брешей. Генерация идей - постоянный поиск возможностей создания новых товаров (услуг). Он включает определение источников новых идей и методов их генерации.

       Источниками могут быть сотрудники различных  служб, каналы сбыта, конкуренты, правительственные службы и т.д. Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на желаниях и нуждах потребителей. Источники, ориентированные на НИОКР, выявляют возможности создания новых товаров на основе фундаментальных исследований.

       Методы  генерации идей включают мозговую атаку, gар-метод, опросы и т.д. Целесообразен возможно более широкий сбор любых идей без их немедленной критики.

       Фильтрация  идей

       После того как фирма выделила идеи потенциальных  товаров, она должна провести их фильтрацию, чтобы исключить из рассмотрения неподходящие. Как правило, такая фильтрация производится на первичной стадии с помощью балльных оценок идей по соответствующим фильтрующим перечням, где содержатся критерии оценок идей, их веса и пределы балльных оценок. Пример перечня таких критериев приводится ниже.

       Критерии  фильтрации

  1. Общие критерии.  
    1.1. Потенциальная прибыль.  
    1.2. Существующая конкуренция.  
    1.3. Потенциальная конкуренция.  
    1.4. Размер рынка.  
    1.5. Уровень инвестиций.  
    1.6. Возможность патентования.  
    1.7. Степень риска.
  2. Маркетинговые критерии.  
    2.1. Соответствие маркетинговым возможностям.  
    2.2. Воздействие на существующую продукцию.  
    2.3. Привлекательность для существующих потребительских рынков.  
    2.4. Потенциальная длительность жизненного цикла продукции.  
    2.5. Воздействие на образ фирмы.  
    2.6. Устойчивость к сезонным воздействиям.
  3. Производственные критерии.  
    3.1. Соответствие производственным возможностям.  
    3.2. Время до начала коммерческой реализации.  
    3.3. Простота производства.  
    3.4. Доступность трудовых и материальных ресурсов.  
    3.5. Возможность производства по конкурентоспособным ценам.

Тема 26.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 27.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 28.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 29.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 106.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 30.doc

— 118.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 Факторы производства.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Износ и воспроизводство основных средств.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Аренда и лизинг.doc

— 69.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Оборотные средства предприятия.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8. Персонал предприятия.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Нормирование и оплата труда.doc

— 69.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема13.doc

— 163.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи