Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

Экономика — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Файлы: 30 файлов

Тема 1.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

      Тема 1. Предприятие: понятие, признаки, цели и  задачи.

  1. Понятие и основные признаки предприятия.
  2. Основные цели и задачи предприятия
 
      
  1. Понятие, цели, основные признаки и задачи предприятия.

      Экономика — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

      Потребности выступают движущей силой экономики, изменяясь под влиянием внешних  воздействий. Изменяясь, они рождают  новые потребности под влиянием развития техники, людей и рекламы. И вновь необходимо решать, какие средства могут быть использованы и на удовлетворение, каких потребностей. В целях снижения напряженности этих отношений и принятия решёний об удовлетворении очередных потребностей или обеспечения увеличения объема средств организуется хозяйственная деятельность организации (предприятия).

      Производство, описание и объяснение всей хозяйственной  деятельности предприятия и являются предметом изучения в курсе Экономика предприятия. На основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработать хозяйственные методы реализации практических производственных целей.

      Экономика предприятия представляет собой самостоятельную экономическую дисциплину, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

      Предприятие функционирует в определенной предпринимательской  среде, которая оказывает влияние  на всю его деятельность.

      Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, гёографической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

      Основные  объекты изучения экономики организации (предприятия):

      • производственная структура предприятия, типы промышленного производства, организация  производственного цикла;

      •    организация процесса управления предприятием;

      • выбор хозяйственной стратегии, разработка плана производства и  реализации продукции;

      •  формирование, использование капитала и накопление доходов (прибыли) предприятия;

      •  материально-техническое обеспечение  производства, поставки сырья, материалов, формирование запасов и рациональное их использование;

      • техническая подготовка производства и создание необходимой производственной инфраструктуры;

      • формирование издержек производства, калькуляция себестоимости продукции, ценовая политика предприятия;

      • финансовые ресурсы предприятия, эффективность  хозяйственной деятельности, оценка риска в предпринимательстве;

      • инновационная деятельность предприятия, качество продукции, инвестиционная политика предприятия, экологические проблемы;

      • подбор кадров, прием на работу организация  труда, система оплаты труда и  стимулирования повышения производительности труда;

      • внешнеэкономическая деятельность предприятия.

      Предприятием является самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий правами юридического лица, организационно-техническим, экономическим и социальным единством, обусловленным стабильностью целей деятельности, производством и реализацией товаров, работ и услуг.

      Юридическое лицо – организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

      Юридические лица должны иметь свое наименование, самостоятельный баланс, расчетный  счет и реквизиты, а так же печать предприятия.

      Предприятие считается созданным со дня его  государственного регистрирования  в местных органах власти на основании учредительных документов (договора и устава).

      Классификация предприятий:

      1) по формам собственности

      - государственные; 

      - собственные;

      - смешанной формы собственности;

      2) по формам хозяйствования предприятия  выступают как: ИП, АО, ТОО, полное товарищество, коммунальное товарищество, товарищество с дополнительной ответственностью, ПК;

      3) по размерам предприятия группируются:

      - крупное;

      - среднее; 

      - малое;

      4) по участию иностранного капитала  предприятия подразделяются на:

      - совместное - расположено на территории страны и имеет в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам;

      - зарубежное – представлено национальным  капиталом в качестве вклада  в уставной капитал предприятия,  зарегистрированного в другой  стране;

      - иностранное предприятие имеет  100% уставного капитала, принадлежащего  юридическим или физическим лицам  других стран; 

      5) по отраслевому признаку предприятия  относятся к сфере: 

      - материального производства: промышленность, строительство, транспорт; 

      - нематериального производства: здравоохранение, образование, наука, торговля;

      6) по видам объединения предприятия  входят производственные, республиканские,  региональные, национальные или  транснациональные; 

      7) по видам дробления выделяются: дочерние предприятия, филиалы представительства с расчетными счетами и обособленным балансом или без них;

      8) по целям деятельности предприятия  подразделяются на:

      - коммерческие с целью деятельности - увеличение прибыли и капитала;

      - некоммерческие – выполняющие  другие уставные задачи;

      - смешанные.  

  1. Основные  цели и задачи предприятия
 

      Цели  предприятия должны обладать рядом  характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей. К числу основных характеристик  целей относятся:

  • конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ;
  • горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель;
  • достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда;
  • непротиворечивость. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

      Недостаточное внимание к процессу установления целей  или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Так, широко провозглашенная многими российскими предприятиями в процессе перестройки цель - "сохранение трудового коллектива" - привела к снижению мотивации труда. 
Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать. 
Цели предприятия могут быть скорректированы по результатам комплексного анализа внешней среды и внутренних возможностей бизнеса. Определение миссии и целей служит основой для выбора стратегии и общей политики предприятия. Стратегия задает направление реализации миссии и целей, а политика определяет четкие ориентиры для менеджеров всех подразделений. 
Число и разнообразие целей и задач менеджмента требуют системного подхода к определению их состава. В качестве удобного апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей рисунок 1.

      

      Рисунок 1. Иерархия целей организации 

      Посредством дерева целей описывается их упорядоченная  иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной  цели на подцели по следующим правилам:

  • общая цель должна содержать описание конечного результата;
  • при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
  • при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;
  • подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга;
  • фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.

      Количество  уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от организационной структуры. Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. При разработке перспективных планов предприятия используется динамическая модель.

Тема 10 Показатели эффективного использования ресурсов.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11 Себестоимость продукции.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12 Группировка и методы калькулирования затрат предприятия.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 18.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 19.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Тема 2.doc

— 141.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 20.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 21.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 22.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 23.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 24.doc

— 415.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 25.doc

— 87.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 26.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 27.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 28.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 29.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 106.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 30.doc

— 118.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 Факторы производства.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Износ и воспроизводство основных средств.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Аренда и лизинг.doc

— 69.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Оборотные средства предприятия.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8. Персонал предприятия.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Нормирование и оплата труда.doc

— 69.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема13.doc

— 163.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи