Предприятие: понятие, признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:00, реферат

Краткое описание

Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации. Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих определенные цели.

Оглавление

Введение.
Понятие предприятия и его виды.
Понятие и сущность предприятия.
Признаки предприятия.
Классификация предприятий.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 37.33 Кб (Скачать)

Содержание:

    Введение.

  1. Понятие предприятия и его виды.
    1. Понятие и сущность предприятия.
    2. Признаки предприятия.
    3. Классификация предприятий.

 

     1  ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ВИДЫ

           1.1 Понятие и сущность  организации

 

     Организация представляет собой обособленное объединение  людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации. Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих определенные цели.

     Для того чтобы считаться организацией, некая группа должна отвечать следующим  обязательным требованиям:

  • наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя членами этой организации;
  • наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
  • наличие членов группы, которые работают вместе для достижения цели (целей) [17, С.158].

       Каждую организацию можно представить как открытую систему. На входе она получает ресурсы из внешнего мира, на выходе - отдает созданный продукт. Поэтому любая организация осуществляет три процесса:

  • получение ресурсов из внешнего окружения;
  • изготовление продукции;
  • передача ее во внешнюю среду.

     Данные  процессы являются жизненно важными  для организации. Причем для успешной деятельности организации необходимо поддерживать определенный баланс между ними. Ключевая роль в этом принадлежит управлению.

     Управление  организацией в основном определяется ее предназначением, которое она  призвана реализовывать. Во внутриорганизационной  жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей.

     Деятельность  любой организации состоит из большого количества различных процессов  и подпроцессов. При этом руководство каждой группой процессов и подпроцессов можно рассматривать как определенный вид работы по управлению организацией в целом. Это относительно самостоятельные участки работы, которые выделились в процессе разделения труда в управлении, носящего объективный характер. Если существуют устоявшиеся границы организации и определено ее место в обществе, она принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института (частные и государственные организации, учреждения, общественные формирования и т. д.) [3, С.190].

     По  мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента середины XX века Ч. Бернарда, людей побуждают  объединяться в организации и  взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание. Без объединения в организации, самой примитивной из которых было, видимо, первобытное стадо, человеческий род не смог бы выжить и создать цивилизацию [17, С.159].

     Однажды возникнув, организация начинает жить самостоятельной жизнью, в значительной мере, а то и полностью не зависящей от создавших ее людей, вступая с ними в определенные отношения. В ее рамках люди используют организацию для достижения тех целей, ради которых она, собственно говоря, и создавалась. В частности, они надеются, что организация сможет дать им возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит нужной информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть, гарантии безопасности и социальной защищенности.

     Организация, в свою очередь, использует возможности  объединяемых ею людей для своего укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих членов наличия определенного опыта, знаний, квалификации, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины. В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы, но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той или иной стороны, когда организация низводит людей до положения "винтиков", либо люди используют организацию в своих корыстных целях, нанося ущерб ее потенциалу и репутации. В том и другом случаях результат оказывается одинаковым - организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои функции.

     Рассматривая  наиболее распространенный жизненный цикл организации (рис.1),  можно выделить следующие фазы. 

                                                        Зрелость

     

     1------------------------------------------------------------------------------------

     Время 

     Рис. 1  Жизненный цикл организации 

     Первая  фаза - создание организации, становление  ее. Цели организации при этом являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. Основные задачи - выход на рынок, максимальное увеличение прибыли для дальнейшего развития.

     Вторая  фаза - рост организации. Развиваются  инновационные процессы, формируется миссия организации. Коммуникации и структура организации остаются в значительной мере неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие контактов, демонстрируют высокие обязательства. Главная цель этой фазы жизнедеятельности организации - кратковременная прибыль и ускоренный рост, выживание за счет жесткого руководства.

     Третья  фаза - зрелость организации. Структура  ее стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры, процесс принятия решений становится формализованным. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Возрастает роль высшего руководства организации. Основной целью организации при этом является повышение эффективности по всем направлениям.

     Четвертая фаза - упадок, старение организации. В  результате конкуренции, сокращения рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Главной целью организации является обеспечение стабильности за счет сохранения существующих позиций.

     Можно выделить еще одну фазу жизнедеятельности  организации. В зависимости от положения дел в организации и поведения менеджмента возможны следующие варианты: возрождение организации либо ее ликвидация. В большинстве случаев основной целью управления организацией является ее возрождение [17, С.163].  
 

      1.2 Признаки организации

 

     Главным признаком организации считается  наличие цели, к достижению которой стремятся её члены. Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР (научно-исследовательские разработки), персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии, как общей цели организации [13, С.16].

     Маркетинг направлен на создание спроса, и  поэтому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков и т.д.

     Производство  охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение входных ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание.

     Подсистема, связанная с исследованиями и  разработками, реализует цели нововведений на предприятии.

     Подсистема  «Персонал» направлена на работу с  трудовым коллективом и формулирует  свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является высокая заинтересованность сотрудников в решении общих  задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.

     Подсистема  «Финансы» нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление  бюджетов.

     Подсистема  «Менеджмент» имеет в качестве своей  ключевой задачи эффективное достижение целей организации, исключающее  нерациональные затраты времени, ресурсов, талантов. В соответствии с этим она устанавливает цели по активизации работников всех подразделений организации по контролю за движением и использованием всех его ресурсов и т.п. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности организации, и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, т.к. являются главными факторами достижения желаемых результатов. Эти проблемы специфичны для каждой организации. В табл. 1 приведен пример ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой.  

     Таблица 1 - Примеры ключевых целей организации (промышленные предприятия) 

Функциональная  подсистема Ключевая цель
1 2
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции на рынке.
Производство Достичь наивысшей  производительности труда при производстве всех видов продукции.
НИР Завоевать лидерские  позиции по вводу новых видов  продукции, используя на исследования и разработки определенный процент  доходов от объема реализации.
Финансы Сохранить и  поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов.
Персонал Обеспечить  условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышение уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе.
Менеджмент Определить  критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов.
 

     Другим  признаком организации является её обособленность, выражающаяся в  замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.

     Третьим признаком организации можно  считать осуществление её деятельности на основе принципа саморегулирования, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды.

     Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство. Наличие этого центра является четвертым признаком организации. Также следует отметить, что в крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного, а остальные - периферийных. Полицентризм делает организацию более гибкой, а, следовательно, и устойчивой.

     В качестве еще одного признака организации  следует назвать организационную культуру, представляющую собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Организационная культура включает как субъективные, так и объективные элементы. К первым относятся, например, различного рода ритуалы, мифы, связанные с историей организации и жизнью её замечательных членов, принятые нормы общения. Вторые в основном характеризуют материальную сторону жизни и деятельности организации.

     Сплав субъективных и объективных элементов  формирует основу культуры управления, в которую можно включить стиль  руководства, способы решения проблем, характер поведения менеджеров.

     Организационная культура является одним из важнейших  элементов, создающих внутреннюю среду  организации. 

     Следующий признак организации — системность, наличие связей между ее отдельными элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, социальными, информационными и т.д.

Информация о работе Предприятие: понятие, признаки