Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:00, реферат
Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации. Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих определенные цели.
Введение.
Понятие предприятия и его виды.
Понятие и сущность предприятия.
Признаки предприятия.
Классификация предприятий.
Содержание:
Введение.
Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации. Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих определенные цели.
Для того чтобы считаться организацией, некая группа должна отвечать следующим обязательным требованиям:
Каждую организацию можно представить как открытую систему. На входе она получает ресурсы из внешнего мира, на выходе - отдает созданный продукт. Поэтому любая организация осуществляет три процесса:
Данные процессы являются жизненно важными для организации. Причем для успешной деятельности организации необходимо поддерживать определенный баланс между ними. Ключевая роль в этом принадлежит управлению.
Управление организацией в основном определяется ее предназначением, которое она призвана реализовывать. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей.
Деятельность любой организации состоит из большого количества различных процессов и подпроцессов. При этом руководство каждой группой процессов и подпроцессов можно рассматривать как определенный вид работы по управлению организацией в целом. Это относительно самостоятельные участки работы, которые выделились в процессе разделения труда в управлении, носящего объективный характер. Если существуют устоявшиеся границы организации и определено ее место в обществе, она принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института (частные и государственные организации, учреждения, общественные формирования и т. д.) [3, С.190].
По мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента середины XX века Ч. Бернарда, людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание. Без объединения в организации, самой примитивной из которых было, видимо, первобытное стадо, человеческий род не смог бы выжить и создать цивилизацию [17, С.159].
Однажды возникнув, организация начинает жить самостоятельной жизнью, в значительной мере, а то и полностью не зависящей от создавших ее людей, вступая с ними в определенные отношения. В ее рамках люди используют организацию для достижения тех целей, ради которых она, собственно говоря, и создавалась. В частности, они надеются, что организация сможет дать им возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит нужной информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть, гарантии безопасности и социальной защищенности.
Организация, в свою очередь, использует возможности объединяемых ею людей для своего укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих членов наличия определенного опыта, знаний, квалификации, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины. В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы, но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той или иной стороны, когда организация низводит людей до положения "винтиков", либо люди используют организацию в своих корыстных целях, нанося ущерб ее потенциалу и репутации. В том и другом случаях результат оказывается одинаковым - организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои функции.
Рассматривая
наиболее распространенный жизненный
цикл организации (рис.1), можно выделить
следующие фазы.
1------------------------
Время
Рис.
1 Жизненный цикл организации
Первая фаза - создание организации, становление ее. Цели организации при этом являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. Основные задачи - выход на рынок, максимальное увеличение прибыли для дальнейшего развития.
Вторая фаза - рост организации. Развиваются инновационные процессы, формируется миссия организации. Коммуникации и структура организации остаются в значительной мере неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие контактов, демонстрируют высокие обязательства. Главная цель этой фазы жизнедеятельности организации - кратковременная прибыль и ускоренный рост, выживание за счет жесткого руководства.
Третья фаза - зрелость организации. Структура ее стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры, процесс принятия решений становится формализованным. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Возрастает роль высшего руководства организации. Основной целью организации при этом является повышение эффективности по всем направлениям.
Четвертая фаза - упадок, старение организации. В результате конкуренции, сокращения рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Главной целью организации является обеспечение стабильности за счет сохранения существующих позиций.
Можно
выделить еще одну фазу жизнедеятельности
организации. В зависимости от положения
дел в организации и поведения менеджмента
возможны следующие варианты: возрождение
организации либо ее ликвидация. В большинстве
случаев основной целью управления организацией
является ее возрождение [17, С.163].
Главным
признаком организации
Маркетинг направлен на создание спроса, и поэтому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков и т.д.
Производство охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение входных ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание.
Подсистема, связанная с исследованиями и разработками, реализует цели нововведений на предприятии.
Подсистема «Персонал» направлена на работу с трудовым коллективом и формулирует свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является высокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.
Подсистема «Финансы» нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов.
Подсистема
«Менеджмент» имеет в качестве своей
ключевой задачи эффективное достижение
целей организации, исключающее
нерациональные затраты времени, ресурсов,
талантов. В соответствии с этим
она устанавливает цели по активизации
работников всех подразделений организации
по контролю за движением и использованием
всех его ресурсов и т.п. Для этого производится
глубокий анализ проблем во всех сферах
и областях деятельности организации,
и выделяются те, которые требуют наибольшего
внимания и усилий, т.к. являются главными
факторами достижения желаемых результатов.
Эти проблемы специфичны для каждой организации.
В табл. 1 приведен пример ключевых целей,
которые могут быть поставлены перед каждой
подсистемой.
Таблица
1 - Примеры ключевых целей организации
(промышленные предприятия)
Функциональная подсистема | Ключевая цель |
1 | 2 |
Маркетинг | Выйти на первое место по продаже продукции на рынке. |
Производство | Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех видов продукции. |
НИР | Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции, используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации. |
Финансы | Сохранить и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов. |
Персонал | Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышение уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе. |
Менеджмент | Определить
критические области |
Другим признаком организации является её обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.
Третьим признаком организации можно считать осуществление её деятельности на основе принципа саморегулирования, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды.
Такое
саморегулирование
В
качестве еще одного признака организации
следует назвать
Сплав субъективных и объективных элементов формирует основу культуры управления, в которую можно включить стиль руководства, способы решения проблем, характер поведения менеджеров.
Организационная
культура является одним из важнейших
элементов, создающих внутреннюю среду
организации.
Следующий
признак организации —