Понятие,цели и задачи фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

В работе раскрывается понятие фирмы, рассматриваются основные задачи, функции и целевые установки организаций.

Оглавление

1. Понятие фирмы……………………………………….…………….………..3
2. Цели фирмы………………………………………………………………..…9
3. Задачи фирмы……………………………….…………………………..…..15
Список литературы………………………………………………………..………20

Файлы: 1 файл

контрольная 4 к 1 сем.docx

— 63.79 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Понятие фирмы……………………………………….…………….………..3
  2. Цели фирмы………………………………………………………………..…9
  3. Задачи фирмы……………………………….…………………………..…..15

Список литературы………………………………………………………..………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие фирмы

 

Сельскохозяйственные фермы, заводы, фабрики, парикмахерские, универмаги, банки, страховые общества — все  это фирмы (или предприятия), осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Фирма — это юридически оформленная единица предпринимательской  деятельности; хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

Предприятие ~ это хозяйственное  звено, в рамках которого осуществляется соединение факторов производства для  создания товаров и услуг. Если предприятие  имеет собственные интересы и  является юридическим лицому оно — фирма. Если нет, значит, оно — часть фирмы [3].

Создавая фирму, важно прежде всего определить, кто будет нести риск и материальную ответственность, т. е. кто финансирует предпринимательскую деятельность, является юридическим собственником фирмы.

По формам собственности  фирмы разделяются на частные, частно-государственные и государственные

Частные фирмы подразделяются на единоличные, товарищества и акционерные  общества в зависимости от того, один, несколько или много человек  являются собственниками и разделяют  риск и ответственность за результаты деятельности фирмы.

Единоличные (индивидуальные) фирмы — это фирмы, где все  предпринимательские функции выполняет  один человек (или семья).

Акционерное общество (корпорация) — тип фирмы, объединяющей мелкие капиталы, где доля каждого подтверждена ценной бумагой — акцией, дающей право участвовать в управлении фирмой и получать часть ее прибыли  в виде дивиденда.

Если акции свободно продаются  всем желающим, то это акционерное  общество открытого типа. Если акции  продаются только определенному  кругу лиц (например, трудовому коллективу), то это акционерное общество закрытого типа. Если же акционеры доверяют собственные капиталы фирме и не претендуют на участие в ее управлении, то это общество с ограниченной ответственностью [1].

В индивидуальной фирме собственник  и управляющий — это одно лицо, тогда как в акционерных обществах  формальными собственниками являются акционеры, управление осуществляется наемными менеджерами, а экономические  решения принимаются, как правило, владельцами значительного пакета акций.

Современное государство  активно вмешивается в экономику, в том числе и в предпринимательскую  деятельность. Если какая-то область  предпринимательства нуждается  в общественном контроле, государство  может осуществлять его различными способами:

- экономическими и административными методами (налоги, правовые ограничения и т. д.);

- путем приобретения контрольного пакета акций, позволяющим влиять на экономические решения. В этом случае фирма становится частно-государственной;

- в результате национализации предприятий, т. е. полного превращения частных предприятии в государственные.

Государственные предприятия  создаются там, где частный бизнес невозможен, нецелесообразен или  нежелателен (например, железные дороги, почта, электростанции, городской транспорт, фундаментальные научные исследования, некоторые оборонные отрасли). Государственные  предприятия не занимаются предпринимательской  деятельностью в чистом виде: их интересы совпадают с интересами общества, а деятельность, как правило, бывает убыточной.

Частно-государственные предприятия создаются в тех сферах, где частный бизнес в принципе возможен, однако необходим и «общественный присмотр» (например, аэроперевозки, радиостанции, телевизионные службы и т. д.) [2].

Итак, мы рассмотрели различные  формы предприятий, каждая из которых  имеет свои особенности, достоинства  и недостатки. В табл. 5 даются в  обобщенном виде их главные признаки.

Все перечисленные типы фирм — это лишь юридическая сторона  предпринимательской деятельности. Экономическое значение фирмы, экономическая  власть определяются ее размерами и  положением на рынке.

По степени концентрации производства и капитала выделяют мелкие, средние и крупные фирмы.

Мелкие фирмы — это  предприятия, где количество работающих не превышает 100 человек.

Средние фирмы — это  фирмы, где количество работающих составляет от 100 до 499 человек.

Крупные фирмы — это  предприятия, где количество работающих составляет 500 человек и более.

Конечно, это деление весьма условно. Например, в производстве бытовых  услуг фирма с количеством  работающих 100 человек уже не может  считаться мелкой. Это крупная  фирма (или средняя). Вообще дело не в количественной характеристике фирм, а в их значении в экономике.

Мелкие и средние фирмы  в развитых странах составляют более 90% численности всех фирм, однако производят менее 50% продукции и услуг. Почему же малый бизнес так привлекателен, несмотря на большой риск и неустойчивость? Во-первых, организация малой фирмы  не требует значительных первоначальных затрат. Во-вторых, небольшой фирме  не нужен сложный управленческий аппарат. В-третьих (по счету, но не по значению), малый бизнес дает самостоятельность  и относительную независимость, чувство хозяина своего дела, да и своей судьбы, чувство собственного достоинства. Этот последний мотив  зачастую пересиливает мотив прибыли  и богатства: в развитых странах  чистый доход мелкого предпринимателя  не превышает заработной платы работников крупных компаний и окладов государственных служащих [3].

Что касается средних фирм, то они занимают как бы промежуточное  положение: это либо растущая и удачливая  мелкая фирма, либо узкоспециализированное предприятие, господствующее на рынке. В последнем случае средняя фирма  стремится стать крупной путем  поглощений или слияний, а с другой стороны, она сама становится привлекательным  объектом для конкурентного поглощения.

Крупные фирмы имеют ряд  преимуществ перед мелкими. Во-первых, они гораздо устойчивее и меньше подвержены банкротствам благодаря своей экономической мощи. Во-вторых, крупные фирмы имеют значительный годовой доход, что позволяет им не только обеспечивать сотрудников, менеджеров и собственников, но и направлять большие средства на дальнейшее развитие. В-третьих, успех в крупном бизнесе приносит экономическую власть (господство на рынках), а зачастую и политическое влияние.

Вместе с тем организация  и управление крупной фирмой —  сложный процесс, требующий огромных влокений, больших издержек на содержание управленческого аппарата и его координацию. Японцы говорят, что крупная фирма подобна дракону, голова которого узнает об отрубленном хвосте лишь через несколько лет после этого события. Каждая крупная фирма имеет свой предел роста, за которым она начинает терпеть убытки.

Рыночной экономике необходим  как крупный, так и мелкий бизнес.

Мелкий бизнес:

- быстро реагирует на новые потребности, не допуская существования дефицита;

- поддерживает конкуренцию в экономике, не допуская монополизации рынков и власти;

- развивает «дух предпринимательства», позволяя многим людям использовать свой шанс;

- считается многими опорой демократии, обеспечивая политическую, экономическую и личную независимость.

Крупный бизнес:

- делает возможным массовое производство, удешевляя товары и делая их доступными для всех слоев населения;

- является основным проводником научно-технического прогресса, внедряя передовые технологии в производство;

- способствует ускорению экономического роста страны.

Фирма имеет следующие  признаки:

1) представляет собой  экономически обособленную хозяйственную  единицу;

2) является юридическим  лицом, поэтому юридически независима; она имеет устав и собственный  бюджет;

3) выполняет особую функцию:  она закупает на рынке факторов  производства ресурсы и посредством  предприятий производит различные  блага, которые поставляет на  рынок;

4) производственно и финансово свободна, поскольку самостоятельно принимает решения, касающиеся ее функционирования;

5) целями фирмы в классической  и неоклассической теории считаются получение прибыли и минимизация издержек.

На современном этапе  существуют фирмы, которые ведут  неценовую конкуренцию и имеют  иные цели [4]:

а) повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке. Под этим подразумевается  стремление к максимальному контролю ценообразования и потребительского спроса;

б) сохранение штата служащих. Стремясь к этому, руководство фирмы  повышает заработную плату, улучшает условия  труда и осуществляет трансфертные платежи;

в) выживание в кризисной  экономике. Инфляционные ожидания порождают  стремление к созданию новых стратегических методов развития и принятию грамотных  решений;

г) создание новых видов  товаров и их продвижение на рынок.

Использование новых технологий позволяет организовать производство более качественной продукции, что  привлекает внимание покупателя и обеспечивает возможность закрепления на рынке.

Фирма как хозяйственная  единица выполняет ряд функций.

1. Коммерческая функция  подразумевает налаживание связей  с поставщиками ресурсов и  инвесторами, а также занятие  маркетингом.

Самофинансирование, самоокупаемость  и самостоятельность - это основные характеристики «сильной» фирмы.

2. Производственная функция  включает в себя способность  к организации производства продукции.

3. Финансовая функция:  привлечение инвестиций, получение  прибыли, работа с ценными бумагами, управление рисками и страхование.

4. Счетная функция - это  проведение статистического и  бухгалтерского учета (очень важно  правильно рассчитать соотношение  поставок сырья и выпуска готовой  продукции).

5. Административная функция  характеризуется управлением производительной  и коммерческой деятельностью,  общим контролем над деятельностью  фирмы.

6. Социальная функция.  Фирма в целях своего развития  оказывает материальную поддержку  своим работникам.

 

 

 

 

 

 

2. Цели фирмы

 

Предприниматели создают  в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой  самостоятельные хозяйственные  единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы  для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Целевые установки  фирмы

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций  на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли  является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной  конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими  целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой  выручки (продаж) при обеспечении  удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход  на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка [1].

Характер целевых установок  предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями  развития конкретной отрасли, к которой  относится его деятельность, и  характером конкуренции в ней, а  также стадией цикла жизни самого предприятия.

Цикл жизни предприятия (фирмы) - это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия  представлена четырьмя стадиями (выход  на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс .создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии - выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка - борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

Информация о работе Понятие,цели и задачи фирмы