Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение бенчмаркинга как инструмента изучения конкурентной среды зарубежного рынка.
Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов: понятие, цели и задачи бенчмаркинга, этапы процесса бенчмаркинга, - а также рассмотрение принципов действия бенчмаркинга на основе опыта крупных международных компания, таких как Hewlett-Packard, Ford, Nokia.
Введение
Термином «бенчмаркинг» обозначается один из инструментов совершенствования деятельности.
Некоторые авторы определяют бенчмаркинг как непрерывный процесс сопоставления продукции, услуг и практического опыта по отношению к самым сильным конкурентам или фирмам, признанным в качестве промышленных лидеров. Бенчмаркинг позволяет выявлять и использовать в своем бизнесе то, что другие делают лучше. Практика показывает, что взгляд на свою организацию сквозь призму опыта лучших мировых компаний или лидеров отрасли дает возможность найти новые ориентиры для повышения эффективности управления и решить прикладные вопросы.
Суть бенчмаркинга можно обозначить словами «умные учатся на чужих ошибках». Максимально полная информация о конкурентах, если таковую удалось узнать, вполне может стать основой для составления своего собственного бизнес-плана.
Поэтому бенчмаркинг нацелен на две переменные:
- конкурентоспособная себестоимость,
- конкурентная
дифференциация продукта/
Использование бенчмаркинга позволяет предприятию сформировать собственную команду внутренних консультантов, получить опыт проведения организационных изменений и, таким образом, создать базу для дальнейшего совершенствования организации и управления с опорой на собственные силы.
Целью данной работы является изучение бенчмаркинга как инструмента изучения конкурентной среды зарубежного рынка.
Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов: понятие, цели и задачи бенчмаркинга, этапы процесса бенчмаркинга, - а также рассмотрение принципов действия бенчмаркинга на основе опыта крупных международных компания, таких как Hewlett-Packard, Ford, Nokia.
1. Понятие, цели и задачи бенчмаркинга
1.1 Понятие и виды бенчмаркинга
Бенчмаркинг впервые появился в 1972 году. Тогда исследовательская и консалтинговая организация PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль) установила, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях. В 1979 году американская компания "Ксерокс" приступила к проекту "Бенчмаркинг конкурентоспособности" для анализа затрат и качества собственных товаров по сравнению с японскими. Проект имел большой успех. Цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе исследования надежно установить вероятность успеха предпринимательства. Бенчмаркинг осуществляется в рамках конкурентного анализа и не является новшеством для большинства предприятий, хотя он является более детализированной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа.
Использование бенчмаркинга имеет множество направлений, например:
- бенчмаркинг
в логистике позволяет быстро
и с малыми затратами выявить
проблемы ситуации в
- бенчмаркинг
применяется при разработке
- бенчмаркинг
рассматривается и как способ
оценки стратегий и целей
- наиболее
распространенной формой
Вообще анализ содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать как направление маркетинговых исследований. Польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда на своем предприятии исследуются и внедряются лучшие методы и технологии других (несобственных) предприятий или отраслей. Бенчмаркинг становится искусством обнаружения того, что другие делают лучше, изучением, усовершенствованием и применением их методов работы.
Таким образом, бенчмаркинг можно определить как: Багиев Г. Л., Моисеева Н. К., Никифорова С. В. Международный маркетинг. - СПб.: Питер, 2001. - с.478.
1) функция маркетинговой деятельности;
2) исследование
технологии, технологических процессов
и методов организации
3) метод анализа
превосходства и оценка
Существуют следующие виды бенчмаркинга:
- внутренний бенчмаркинг - бенчмаркинг процесса, осуществляемый внутри организации, сопоставляет характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами;
- бенчмаркинг
конкурентоспособности - измерение
характеристики предприятия и
его сопоставление с
- функциональный
бенчмаркинг - сравнение определенной
функции двух или более
- бенчмаркинг
процесса - деятельность по изменению
определенных показателей и
- глобальный бенчмаркинг - расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также ассоциативный бенчмаркинг;
- ассоциативный бенчмаркинг - бенчмаркинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе;
- общий бенчмаркинг
- бенчмаркинг процесса, который
сравнивает определенную
Существуют также бенчмаркинг затрат, бенчмаркинг характеристик, бенчмаркинг клиента, стратегический бенчмаркинг, оперативный бенчмаркинг.
1.2 Этапы развития бенчмаркинга
Исторически бенчмаркинг сначала был известен как модель с названием GAP-анализ: простая методика оценки "разрыва" между важными параметрами фирмы и желаемыми результатами (в качестве таковых могут выступать и качества главного конкурента) использовалась для оценки слабых сторон фирмы.
Бенчмаркинг в своем развитии прошел следующий процесс эволюции:
- первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как реинжиринг или ретроспективный анализ продукта.
Основа концепции: сравнение продукта конкурента или какой-либо его части с продуктом компании. Менеджеры японских компаний посещали успешные компании в США и Западной Европе на предмет изучения опыта управления и организации производства.
- второе поколение
- бенчмаркинг
В 1979 году из-за резкого снижения доли компании на рынке копиров, Xerox реализовал ряд мероприятий по изучению технических характеристик продуктов конкурентов, а также опыт работы компании Fuji. В результате - доля компании на рынке копиров существенно выросла, а систематическое сравнение «себя» с конкурентами (бенчмаркинг) - стал неотъемлемой частью стратегии компании (Программа «Лидерство через качество» - Leadership through Quality).
- третье поколение - бенчмаркинг процесса - развивается в 1982 -1986 гг., когда предприятия-лидеры качества понимают, что учиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурентов;
- четвертое
поколение - стратегический бенчмаркинг
- рассматривается как
- пятое поколение
- глобальный бенчмаркинг, рассматривается
как будущий инструмент
1.3 Цели и
задачи проведения
Цель бенчмаркинга - повышение эффективности собственной деятельности и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе. В настоящее время бенчмаркинг, использование его главного принципа "от лучшего к лучшему", возвращает к жизни, к успеху многие фирмы США, Японии, Западной Европы. Предметом бенчмаркинга является технология, производственные процессы, методы организации производства и сбыта продукции. Результаты бенчмаркинга наряду с результатами маркетинговых исследований используются при выработке целей и стратегий деятельности организаций.
К основным задачам бенчмаркинга относятся:
1. Определение конкурентоспособности компании и ее слабых сторон.
2. Осознание необходимых изменений.
3. Отбор идей
по кардинальному улучшению
4. Выявление наилучших приемов работы для компаний данного типа.
5. Разработка
инновационных подходов к
6. Постановка долгосрочных целевых показателей качества работы, значительно превосходящих текущие.
7. Переориентация корпоративной культуры.
Результаты бенчмаркинга для компании:
1. Улучшение собственного бизнеса.
2. Осознание
сравнительного положения
3. Приобретение стратегического преимущества
4. Увеличение
уровня организационного
Выделяют следующие принципы бенчмаркинга:
1. Взаимность.
Бенчмаркинг является
2. Аналогия. Оперативные
процессы партнеров должны
3. Измерение.
Бенчмаркинг - это сравнение характеристик,
измеренных на нескольких
4. Достоверность.
Бенчмаркинг должен
С помощью конкурентного бенчмаркинга компании решают и свои внутренние бизнес-проблемы. К примеру, Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) долгое время представлял собой "натуральное хозяйство" с полным набором вспомогательных производств, традиционным для советских предприятий. Для сокращения издержек заводу потребовалась реструктуризация. Нужно было решить, какие производства оставить в компании, а какие вывести за ее пределы (то есть провести аутсорсинг). Несколько лет назад представители ИМЗ объездили крупнейших европейских производителей мотоциклетной техники и комплектующих -- Ducati, Malagatti, Paioly и др., изучали структуру производства, систему дистрибуции и т. п. После этого турне ИМЗ принял окончательное решение о продаже кузнечного, литейного и ряда других цехов (европейские предприятия ничего лишнего у себя не держат). Что сэкономило заводу деньги на замену оборудования в этих цехах.
2. Процесс бенчмаркинга
2.1 Факторы, определяющие процесс бенчмаркинга
Факторы успеха, определяющие процесс бенчмаркинга, классифицируются следующим образом: объективные факторы (жесткие) и субъективные факторы (мягкие).
Объективные факторы включают в себя:
- определение четких границ проекта;
- точное планирование времени;
- соблюдение стандартов качества;
- принятие
во внимание бюджетных
Субъективные факторы включают в себя:
- благоприятный климат для сотрудничества;
- ориентацию на достижение результата (положительный настрой);
- осознание важности качества;
- заинтересованность;
- творческий подход;
- этику предпринимательства
(бенчмаркинг или его еще
Концепция бенчмаркинга (анализа превосходства) является вспомогательным средством для сбора информации, необходимой предприятию, чтобы постоянно повышать производительность, качество и быть впереди конкурентов.
Анализ превосходства - это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующими целями:
- определить лучшие результаты;
- проанализировать свою работу;
- выявить недостатки в функционировании;
- устранить слабые места;
- создать
мотивацию к постоянному
2.2 Объекты и субъекты исследования
Выбор объектов исследования определяется самим предприятием и его сотрудниками. Анализ производства применяется к товарам, услугам, функциям, стратегиям, процессам и т.д. (рис. 2.2.1) Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга // Менеджмент в России и за рубежом. - №1. - 2001. - с. 136.