Понятие,цели и задачи фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

В работе раскрывается понятие фирмы, рассматриваются основные задачи, функции и целевые установки организаций.

Оглавление

1. Понятие фирмы……………………………………….…………….………..3
2. Цели фирмы………………………………………………………………..…9
3. Задачи фирмы……………………………….…………………………..…..15
Список литературы………………………………………………………..………20

Файлы: 1 файл

контрольная 4 к 1 сем.docx

— 63.79 Кб (Скачать)

Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли  как одной из целей деятельности предприятия. Эти два понятия  неразрывно связаны между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий положительный  результат, в краткосрочном плане  фирма может переживать менее  успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение  которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую  деятельность (см. 5.6). Предпринимательский  риск, собственно, и определяется как  вероятность возникновения у  фирмы финансовых потерь, к которым  относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков [2, c.45-47].

Система ценностей

Процветающее предприятие - это предприятие, занимающее прочные  позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована  на стабильной основе только через  осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение  в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей  для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и  персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов  и таком использовании собственных  и привлеченных средств, которое  увеличивает ценность принадлежащей  им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене (рис. 1) [3, c.66].

Рис. 1. Система ценностей акционеров, персонала, поставщиков и потребителей продукции предприятия

Создание ценностей - это  функция фирмы. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей  деятельности. Такое признание, в  свою очередь, обеспечивает предприятию  возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать  прибыль и в конечном счете укреплять свои рыночные позиции.

При этом особое место отводится  созданию фирмой определенной ценности (блага) для своих потребителей, так  как это оказывает решающее влияние  на результат ее деятельности. Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую  последние готовы заплатить за ее товары или услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает  все затраты, необходимые для создания ценности.

Основной инструмент фирмы  в создании системы ценностей - это  ее долгосрочная стратегия, которая  базируется на использовании конкурентного  преимущества предприятия. Конкурентное преимущество - это то, что выигрышно  отличает данное предприятие от его  конкурентов и обеспечивает его  превосходство на рынке. Оно базируется на конкурентоспособности (см. 8.4) и  обычно связано либо с более высоким, чем у конкурентов, качеством  товаров, либо с более низкими  издержками их производства. Различают  два основных вида рыночной стратегии предприятия.

Для того чтобы успешно  осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия  должны или выпускать на рынок  сравнимые товары с меньшими, чем  у конкурентов, издержками и получать большую прибылью как разницу  примерно одинаковых цен и более  низких затрат (стратегия меньших  издержек), или создавать для покупателя большую ценность в виде нового качества товара, особых потребительских свойств, высокого уровня сервиса, что выражается в более высокой цене и при сравнимых с конкурентами издержках соответственно в более высокой прибыли (стратегия дифференциации) [4].

Руководство фирмы должно серьезно проанализировать имеющиеся  конкурентные преимущества и выбрать  одну из двух стратегий поведения  на рынке. Как любой экономический  выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана  с ограниченностью экономических (производственных) ресурсов. Попытки  совместить элементы разных стратегий  ведут к падению эффективности. Из этого, однако, не следует, что фирма, сделавшая ставку на более низкие издержки, не должна заботиться о приемлемом для потребителей качестве своих товаров и услуг. В свою очередь, предприятие, выбравшее стратегию дифференциации, не должно несоразмерно завышать цены по сравнению с конкурентами.

Выбирая оптимальную для  своей фирмы рыночную стратегию, ее руководство также должно решить, в какой сфере конкуренции  будет реализовываться конкурентное преимущество. Речь идет либо о конкуренции  во всех секторах рынка одновременно, либо о нацеленности на какой-то узкий  его сегмент. Причем, избрав узкий  целевой сегмент и работая  точно в соответствии с его  специфическими потребностями, фирма  может иметь выигрыш с точки  зрения более низких издержек или  более высокой дифференциации по сравнению с конкурентами, работающими на более широкий рынок.

После того как конкурентная рыночная стратегия и сфера конкуренции  определены, следующим инструментом реализации целевых установок предприятия, обеспечивающим устойчивое положение  на рынке, является стратегическое планирование, т.е. систематическое составление  плана действий, направленных на достижение целевых установок предприятия.

Первый этап планирования - анализ внешней среды, т.е. экономической  и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

Второй этап планирования - оценка возможностей фирмы действовать  в этой среде (прежде всего с точки  зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов и реальных возможностей самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведения на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений. Третий этап - выбор вариантов развития фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задачи фирмы

 

Бизнес – это экономическая  деятельность предпринимателей, их искусство  и способность получать все большую  прибыль, обеспечивать относительно высокий  уровень рентабельности. Вместе с  тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению  потребительского рынка товарами и  услугами, выявляет структурную перестройку  экономики, стимулирует внедрение  научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности  производства. Все это и составляет важную цель предпринимательства –  удовлетворение общественных потребностей.

Фирмы не могут успешно  стартовать и существовать в дальнейшем, не обращаясь к долгосрочным перспективам и целям. Приступая к созданию фирмы, предприятия, предприниматель  или группа предпринимателей имеют  перед собой четкую и ясную  цель. Эта цель должна быть подкреплена  системой постоянного приобретения заказов на их продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или  оказание услуг должны быть обеспечены соответствующим капиталом, всеми  необходимыми материальными ресурсами, квалифицированными кадрами. Все эти  вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе фирмы  – бизнес-плане. Ясно сформулированная цель необходима так же, как основа выработки критерия оценки текущего положения дел. Наличие цели позволяет  строить базу сравнения и рассматривать  ценность текущих контрактов и обязательств, решений об инвестициях и инновациях с точки зрения их соответствия долгосрочным перспективам [1].

Существенным качеством  современного предприятия, фирмы является способность гибко реагировать  на изменение экономической ситуации. Положение фирмы в условиях неопределенности будет тем устойчивее, чем точнее удастся приспособить наступающие  изменения к этим целям. Для этого  менеджерам и специалистам надо быть компетентными в избранной сфере  деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью постоянно учиться и делать выводы из своих же ошибок. Надлежит подобрать верных партнеров и соратников и быть готовым к конкурентной борьбе.

Важность наличия у  фирмы цели обусловлена также  необходимостью придать смысл труду, а следовательно, создать мотивацию и поддерживать заинтересованность в работе персонала фирмы и в первую очередь – наемных менеджеров.

Общая цель фирмы образует фундамент для разработки стратегий  по важнейшим функциональным областям деятельности фирмы – маркетингу, производству, финансам, научно-исследовательским  и опытно-конструкторским разработкам, управлению персоналом. Соответственно, каждая из областей реализует и свои цели.

Важной задачей предприятия, фирмы является обеспечение стабильного  экономического роста. На этом пути приходится преодолевать различные негативные факторы: изменение и падение спроса на продукцию, услуги; сокращение поступления материальных ресурсов; снижение их качества; дефицит квалифицированной рабочей силы; проблемы в системе расчетов и платежей и др. Непосредственная частная задача предприятия фирмы состоит в преобразовании факторов производства, их переработке и выпуске готовой продукции или оказании определенных услуг.

На эффективность деятельности фирмы оказывает большое влияние  ее организационная структура, которую  можно представить в виде двух субструктур – организационной  структуры производства и организационной  структуры управления и обслуживания.

Организационная структура  производства – это внутрифирменный  состав специализированных производственных подразделений, непосредственно выполняющих  функции по производству продуктов  и услуг потребительского или  производственно-технического характера. Ведущую роль в составе производственных подразделений играют основные цеха и производственные участки. Между ними в одном случае могут существовать, а в другом – нет, связи, построенные на принципах технологических отношений. Если таковые присутствуют, то их реализация осуществляется путем согласования экономических отношений.

Производственные подразделения, предназначенные для обслуживания своей продукцией и услугами основных цехов и участков, называются вспомогательными. К ним относятся подразделения  по обеспечению тепловой и электрической  энергией, по ремонту оборудования, изготовлению инструмента, технологической  оснастки и др. Подразделения, обеспечивающие нормальное функционирование всех основных и вспомогательных цехов и  участков, называются обслуживающими. К ним можно отнести складское  хозяйство, внутрифирменный транспорт, связь. Производственная структура  фирмы зависит от вида и объема выпускаемой продукции, форм специализации  и характера межфирменной кооперации, форм организации труда на фирме и других факторов.

Организационная структура  управления и обслуживания – это  состав органов управления фирмой, между которыми распределены управленческие и обслуживающие функции, а также  установлены методы их выполнения. Связи здесь построены на принципах  координации или субординации и  реализуются как вертикальная система  правил принятия решений.

Организационная структура  фирмы – интегрированный комплекс реальных условий достижения заданных целей, и поэтому ее схема должна отражать и направления хозяйственной  деятельности, и состав технического капитала, и кадровый состав, и распределение  производства между предприятиями фирмы, и целевую ориентацию сбыта продукции, и многое другое. В организационной структуре фирмы должны быть отражены условия, обеспечивающие не только хозяйственную миссию, но и выработку долгосрочной стратегии достижения целей фирмы, а также образование управленческих механизмов осуществления этой стратегии через систему планов [4].

Эффективность действующей  организационной структуры фирмы  определяется результатом ее работы, т. е. прибылью, полученной от реализации товаров и услуг. На этапе же проектирования новой или реорганизации прежней  структуры приходится прибегать  к критериям второго порядка, которые можно разбить на четыре группы.

Первая группа – критерии статистической эффективности, т. е. показатели эффективности производства. Организационная  структура при этом рассматривается  в условиях относительно стабильного  спроса со стороны постоянного круга  потребителей на продукцию, мало изменяющуюся во времени. Как правило, эффект такой  структуры тем выше, чем больше реализуется желание получить экономию от увеличения масштабов производства. Удобство применения статистической эффективности  в роли основного критерия, характеризующего качество организационной структуры, заключается в возможности использования  количественных методов анализа  и оптимизации организационной структуры.

Информация о работе Понятие,цели и задачи фирмы