Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

Экономика — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Файлы: 30 файлов

Тема 1.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10 Показатели эффективного использования ресурсов.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11 Себестоимость продукции.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12 Группировка и методы калькулирования затрат предприятия.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 18.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 19.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Тема 2.doc

— 141.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 20.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 21.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 22.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 23.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 24.doc

— 415.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 25.doc

— 87.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 26.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 27.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 28.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

       Тема 28. Среднесрочное  планирование деятельности предприятия. 

       1. Цели среднесрочного планирования.

       2. Ограничения среднесрочного планирования. 

       1. Цели среднесрочного  планирования.

       Среднесрочное планирование является неотъемлемой частью общей системы финансового управления на предприятии и предназначено для выработки финансовой политики на среднесрочную перспективу (1-1.5 года). Коротко можно сказать, что финансовый план является оцифренным этапом стратегического планирования и служит основанием для оперативного бюджета.

       Задачи, решаемые при среднесрочном  планировании.

       1. Создание производственно-финансового  плана, как основу  для деятельности  предприятия

       В этом случае определяется осуществимость плановых производственных показателей  с точки зрения финансовой состоятельности, т.е. как соотносятся технологические возможности предприятия с его финансовыми ресурсами. При этом стоимостные показатели, условия расчетов с покупателями и поставщиками определяются исходя из сложившейся ситуации на рынке. Кроме того, оцениваются возможности корректировки плановых производственных показателей в связи с изменением ситуации на рынке, появления дополнительных заказов и т.д. В случае недостатка денежных средств определяются объемы и источники внешнего финансирования. 
Результатом работы является утвержденный жесткий производственно-финансовый план на год, принятый к исполнению, который определяет объемы производства, продаж, условия расчетов, объемы финансирования и т.д..

       2. Анализ альтернатив

       При принятии решении оказывающих влияние на финансовые потоки возникает потребность оценить это влияние на эффективность предприятия в целом, т.е приходится рассматривать всю систему взаимоотношений "покупатель-производство-поставщик-государство-финансовые ресурсы". Таким образом создается "ситуационный" финансовый план, который подтверждает или опровергает предположения, сделанные в ходе анализа последствий управленческих решений. С другой стороны, на каждом предприятии существуют внутренние резервы которые можно выявить в ходе составления финансового плана. Результатом работы по этому пункту является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия.

       Реализация

       Задачи, решаемые при среднесрочном планировании требуют комплексного подхода к  предприятию, т.е рассматривать предприятие как экономическую единицу, причем необходимо проанализировать как внутренние взаимосвязи, так и среду, окружающую объект исследования. Это возможно только при построении модели предприятия. В упрощенном виде предприятие можно представить в виде: 
 
Описав финансовую модель предприятия можно уже переходить к построению и анализу планов финансово-хозяйственной деятельности. в результате мы получаем набор финансовых и объемных показателей, которые и являются финансовым планом, который как правило представляется следующими отчетными формами:

  • Отчет о прибыли - характеризует прибыльность деятельности предприятия, в том числе устанавливает границы по ценам и стоимостям затрат
  • Отчет о движении денежных средств - характеризует финансовую состоятельность плана, показывает структуру и источники финансирования
  • Балансовый отчет - характеризует структуру имущества и источников его формирования
  • Дополнительные формы, используемые для описания объемов производства, взаимоотношения с контрагентами и т.д.

       Таким образом, мы переходим к модели предприятия  как инструмента финансового  среднесрочного планирования. Мы предлагаем два подхода к созданию модели:

  1. упрощенная комплексная модель, основанная на агрегированных данных и предназначенная для "ситуационного" анализа финансового плана. Преимущества этого подхода - относительная простота реализации, наглядность системы, т.е. можно сразу видеть все взаимосвязи как внутренние так и внешние предприятия, и наконец главное преимущество - несложная адаптация системы для более подробного просчета вариантов реализации управленческих решений конкретных задач. К недостатку можно отнести погрешности расчетов и возможно достаточно долгую процедуру подготовки исходных данных. Такие модели, как правило являются локальными по отношению к существующей на предприятии информационной системы и ориентированы в большей степени на аналитические службы. Важно отметить, что руководители предприятия достаточно часто используют такой подход не смотря на то, что имеются встроенные в общую информационную систему блоки планирования, главная причина - быстрота.
  2. Комплексная модель как часть информационной системы предприятия. В этом случае мы уже рассматриваем систему, основанную на on-line подаче исходных данных. Естественно что такая модель основана на жестко прописанных алгоритмах преобразования первичной информации. Такие модели имеют неоспоримое преимущество: быстрая подготовка исходных данных, автоматический контроль исполнения плана, минимизация ошибок расчета. Но в этом есть и главный недостаток такого подхода: значительные издержки при "ситуационном" анализе. Поясним. Модели для среднесрочного финансового планирования, основанные на интеграции в информационную систему, конечно имеют степени свободы но свободы ограниченной. Например учет отсрочек платежей, сбоев в производстве и т.п. т.е. случаи которые заранее прописаны, а как быть с новыми идеями, меняющими организационную структуру и существующие бизнес-процессы? Выход один перестраивать модель, а это достаточно сложный процесс и главное продолжительный, даже если такие случаи (перестройки) предусмотрены сервисными службами. В связи с вышесказанным такой подход к реализации модели очень удобен для создание производственно-финансового плана, как основы для деятельности предприятия создании и контроля за его исполнения. Для "ситуационного" плана и анализа альтернатив более приемлемы локальные и простые системы среднесрочного финансового планирования.

       Хотелось  бы отметить еще один важный момент при моделировании деятельности предприятия. Комплексные системы  автоматизации обеспечивают работу всех служб предприятия на уровне преобразования первичной информации в приемлемые для текущего управления и бухгалтерии отчеты. Однако когда возникает вопрос а как должен выглядеть блок среднесрочного планирования на уровне варьируемых параметров и выходных отчетов, руководителю сложно сформулировать свои запросы к этому блоку (не рассматриваем случаи "чтобы все и сразу"), и следовательно заказчик принимает уже готовое решение и в последствии практически не использует его, продолжая планировать по старинке. Одним из вариантов использования локальных и простых систем может быть выработка требований к общей информационной системе , в части среднесрочного планирования. Как пример можно привести ситуацию, когда один финансовый директор мирно сосуществовал с существующей на предприятии информационной системой и говорил о том что эта система ему ничего не дает в части среднесрочного планирования. Т.е. он давал команду отделам собрать необходимую ему информацию по первичным документам, готовил производственно-финансовый план, о моделировании не было и речи. После знакомства с простой и достаточно стандартной моделью предприятия, составления агрегированного финансового плана и проигрывания различных вариантов, финансовый директор сформулировал четкие требования к информационной системе, т.е. определил набор параметров и отчетных форм необходимых для среднесрочного планирования.  

       
  1. Ограничения среднесрочного планирования.
 

       Как всякие модели, системы имеют ограничения  в использовании. Часто встречается  такое стремление разработчиков  систем среднесрочного планирования максимально  детализировать исходную информацию, для достижения совпадения плана и факта. Как результат появляются программные монстры (в данном случае идет речь о локальных системах планирования), под которые организуются, возможно неформально "отделы обслуживания", занимающиеся подготовкой исходных данных, сопровождением и интерпретацией полученных результатов. При этом такие системы с одной стороны не могут заменить информационные системы, основанных на обработке первичной информации в реальном масштабе времени, а с другой теряют мобильность, присущую локальным системам. В самом деле , такое стремление (максимально детального учета всего) для среднесрочного планирования порочно по одной простой причине: Среднесрочное планирование по определению не может быть точным "до рубля", невозможно запланировать все возможные контракты, сбои в производстве, задержки в платежах и т.п. на сколь продолжительный срок, "идеального" окружения предприятия не бывает. В то же время, неучет основных параметров предприятия сводит на нет все выводы, полученные в результате анализа плана. Поэтому принцип разумной достаточности на наш взгляд является определяющим для разработчиков систем прогнозирования. Таким образом в такие программы сознательно закладываются допущения, и перед разработчиком всегда стоит задача увязки уровня допущений и уровня сложности программы. Это можно проиллюстрировать на качественной диаграмме: 
 
Для локальных систем одним из способов повышения достоверности расчетов является настройка программы под задачу, т.е. сдвиг планки ограничений только в части определенной задачи. Например: Имелась стандартная система планирования, достаточно простая для моделирования деятельности предприятия. Анализируемое предприятие (а это крупный комбинат) было убыточным, и кроме того столкнулось с известной проблемой для российских предприятий - огромная доля бартера и резкий недостаток реальных денежных средств для осуществления обязательных "денежных" платежей. Появилась конкретная задача постепенного снижения доли бартера в финансовых потоках. Введение в систему планирования бартерных взаимоотношений (опять же на агрегированном уровне) позволило оценить возможности предприятия на перспективу и построить ценовую политику таким образом , что бы с одной стороны обеспечить бесперебойное производство, а с другой обеспечить "денежные" платежи. Проигрывание различных сценариев позволило в последующем уже осознано использовать имеющиеся ресурсы, это привело к сокращению некоторых статей расходов в 1.5-2.0 раза. Хотелось бы обратить внимание что этот пример "в чистом виде" демонстрирует использование систем прогнозирования для решения задачи "анализа альтернатив".

       В заключение можно добавить, что оптимальным  выбором для руководителя являются оба типа системы прогнозирования: локальные модели для поиска решения задач оптимального управления, и программ интегрированных в общую корпоративную информационную систему для составления жестких производственно-финансовых планов, принятых к исполнению.

Тема 29.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 106.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 30.doc

— 118.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 Факторы производства.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Износ и воспроизводство основных средств.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Аренда и лизинг.doc

— 69.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Оборотные средства предприятия.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8. Персонал предприятия.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Нормирование и оплата труда.doc

— 69.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема13.doc

— 163.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи