Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

Экономика — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Файлы: 30 файлов

Тема 1.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10 Показатели эффективного использования ресурсов.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11 Себестоимость продукции.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12 Группировка и методы калькулирования затрат предприятия.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 18.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 19.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Тема 2.doc

— 141.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 20.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 21.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 22.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 23.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 24.doc

— 415.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 25.doc

— 87.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 26.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 27.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 28.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 29.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 106.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 30.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Тема 30. Краткосрочное, бизнес-планирование и бюджетирование. 

  1. Краткосрочное (текущее) планирование.
  2. Бизнес-планирование.
  3. Бюджетирование.
 

     1. КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, и так далее. Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и другое. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо от- дельные моменты плана являются общими для компании - производи- теля и ее партнеров.

     Особое  значение для предприятия имеет  краткосрочный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных  планов, а заложенные в нем резервы  дают информацию о необходимых ликвидных средствах.

     Краткосрочное финансовое планирование складывается из следующих планов:

     1. Очередного финансового плана:  доходы с оборота текущие расходы  (сырье, зарплата) выигрыш или  потери от текущей деятельности 

     2. Финансового плана нейтральной области деятельности предприятия: доходы (продажа старого оборудования) расходы выигрыши или потери от нейтральной деятельности

     3. Кредитного плана; 

     4. Плана капитальных вложений;

     5. Плана по обеспечению ликвидности.  Он охватывает выигрыши или потери предшествующих планов: сумма выигрышей и потерь имеющиеся ликвидные средства резерв ликвидных средств

     Кроме того, краткосрочный план включает в себя: - план товарооборота; - план по сырью; - производственный план; - план по труду; - план движения запасов готовой продукции; - план по реализации прибыли; - кредитный план; - план капиталовложений и другое.

     Этапы составления краткосрочного плана:

     1. Анализ ситуации и проблемы.

     2. Прогнозирование будущих условий  деятельности.

     3. Постановка задач.

     4. Выбор оптимального варианта.

     5. Составление плана. 

     6. Корректировка и увязка.

     7. Конкретизация плана. 

     8. Выполнение плана. 

     9. Анализ и контроль.  

     2. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ.

     Бизнес-план это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.

     В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Поэтому бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

     Бизнес-план помогает решать следующие основные проблемы, возникающие при создании собственного дела:                       

     - определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки и место на этих рынках;

     - сформулировать долговременные и краткосрочные цели бизнеса, стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц, ответственных за реализацию намеченного;

     - зафиксировать состав и показатели товаров и услуг, которые будут предложены потребителям, оценить соответствующие производственные и торговые издержки;

     - выявить соответствие имеющегося персонала предприятия и условий в мотивации его труда предъявляемым требованиям;

     - определить систему маркетинговых мероприятий по исследованию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

     - оптимизировать организующую структуру управления;

     - оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов, возможности достижения поставленных целей;

     - выявить те трудности, которые способны помешать выполнению бизнес-плана, и наметить меры по их устранению.

     Следовательно, бизнес-план — это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела . При этом масштабы планирования могут быть различны: развитие предприятия, направления деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда и т.д.

     Бизнес-план является и многоплановым управленческим инструментом. Он предусматривает решение  стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.

     В бизнес-плане обосновываются общие  и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

     Бизнес-план обеспечивает объективное представление  о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах  деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.

     Благодаря бизнес-плану появляется возможность взглянуть на работу предприятия как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться.

     В рыночной экономике бизнес-план является исключительно эффективным рабочим  инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих компаний во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план побуждает тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного мероприятия. Практически всегда в этом процессе обнаружится немало слабых мест и пробелов, устранению которых нельзя не уделить внимания.

     Бизнес-планирование занимает все более существенную долю в ведении предпринимательства  на современном уровне. В постоянно  преобразующемся деловом мире для  бизнеса открывается сейчас множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке.  

     3. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ.

     Полноценное внутрифирменное бюджетирование, т. е. бюджетирование как управленческая технология, включает три составные части [6, с.15].

     Технология  бюджетирования, в которую входят инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т. п.

     Организация бюджетирования, включающая финансовую структуру компании (состав центров  учета — структурных подразделений  либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т. п.).

     Автоматизация финансовых расчетов, предусматривающая  не только составление финансовых прогнозов (включая сценарный анализ, расчет различных вариантов финансового  состояния предприятия и его  отдельных видов бизнесов), но и  постановку так называемого сплошного управленческого учета, в рамках которого в любое время (хоть по минутам) можно получать оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых (утвержденных) бюджетов (о движении денежных средств, уровне издержек, структуре себестоимости, норме и массе прибыли и т. п.), да еще по отдельным видам хозяйственной деятельности предприятия или его структурным подразделениям (по видам изделий, по отдельным контрактам, по филиалам или дочерним компаниям и т.п.), а не только для юридического лица в целом (что отчасти делают, пусть с изъянами и упущениями, некоторые бухгалтерские программы).

     Если  из схемы выпадает хотя бы один составной  элемент, то вряд ли можно рассчитывать на успех постановки бюджетирования и на то, что оно поможет решить проблемы в области управления финансами.

     Сегодня в России отсутствует четкая взаимосвязь  бюджетирования как управленческой технологии (от методического обеспечения до системы организационно-распорядительной документации) и программного обеспечения по автоматизации финансового планирования. Большинство консалтинговых разработок и компьютерных программ существуют сами по себе, что значительно осложняет постановку внутрифирменного бюджетирования и финансового планирования в российских компаниях. Это вызвано отсутствием единой концептуальной основы, а проще говоря, понимания того, что такое бюджетирование, для чего оно нужно, чем управленческий учет отличается от бухгалтерского учета.

     Консалтинговые услуги часто бывают так сильно привязаны к бухгалтерской отчетности, что финансовое планирование не мыслится в идеологическом отрыве от последних указаний и разъяснений ближайшей налоговой инспекции. Такой подход считается лучшей и наипервейшей “доблестью” нашего аудитора. При этом забывают о главном: бюджетирование и управленческий учет нужны руководителям и собственникам фирмы, но никак не налоговым органам. Именно поэтому многие проекты по постановке бюджетирования, осуществленные ведущими российскими консалтинговыми фирмами (вроде того, что сделала фирма “Юникон” в “Татэнерго”, например), остаются больше проектами, перспективы которых не всегда ясны. Но при таком подходе предприятие получает хоть какие-то знания методологического порядка.

     Другой  подход еще хуже. Он состоит в  попытке руководителей предприятия или фирмы (не всегда понятно, по каким причинам, но явно не в согласии со здравым смыслом) вначале закупить какую-то мощную компьютерную систему (типа R3 немецкой фирмы SAP), а затем на ее основе пытаться построить систему внутрифирменного бюджетирования. При этом придется затратить намного больше денег, чем на услуги “Юникона”. Очень быстро счет начинает идти на миллионы долларов. Несмотря на то, что система R3, по информации фирмы SAP, как нельзя лучше подходит для постановки внутрифирменного бюджетирования, используется на самых крупных и самых богатых предприятиях России, внедряется на некоторых из них уже около 7—8 лет, нам до сих пор не известны примеры успешной реализации проектов внутрифирменного бюджетирования на ее основе. Правда, по данным специалистов фирмы SAP, где-то на российских просторах есть одна успешная попытка, есть некий былинный директор-богатырь, “оседлавший” и “стреноживший” R3 на ниве управленческого учета, но верится в такую информацию пока не более чем в прекрасную легенду. Оставим народный эпос и перейдем к выяснению того обстоятельства, почему же в России столь сложно соединить воедино три составных элемента бюджетирования.

Тема 4 Факторы производства.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Износ и воспроизводство основных средств.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Аренда и лизинг.doc

— 69.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Оборотные средства предприятия.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8. Персонал предприятия.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Нормирование и оплата труда.doc

— 69.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема13.doc

— 163.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи