Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 16:16, курс лекций
Экономика — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.
При
разработке функциональной схемы необходимо
учитывать все этапы
Конкретным наполнением этих функций будут как раз те виды работ (элементы системы качества), которые были определены с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9001, 9002, 9003 или 9004.
При
этом для каждой функции на схеме
целесообразно указать
Целесообразность разработки такой схемы заключается не только в наглядном представлении «работы» системы качества, но также и в том, что она позволяет выявить и устранить возможные пробелы при организации работ по качеству, когда для выполнения некоторых функций может не оказаться нужных исполнителей. В дальнейшем это позволит обеспечить четкое функционирование системы качества.
При
определении исполнителей отдельных
функций нужно иметь в виду,
что подразделения, как правило,
выполняют несколько функций
и не только в системе качества,
но и непосредственно в
Определение состава и состояния документации системы качества
После
определения состава и
Для этого отделу управления качеством совместно со службой стандартизации необходимо рассмотреть состав всей имеющейся на предприятии нормативной документации и определить те документы, которые служат для выполнения функций (элементов), указанных в первой графе таблицы. При этом для выполнения большинства функций потребуется, как правило, несколько документов.
Например, для управления несоответствующей продукции - ей нужно будет, как минимум, иметь:
Наибольшее количество документов, как правило, требуется для проведения операционного контроля в производственном процессе.
В результате, после заполнения третьей графы указанной таблицы, определится состав документации системы качества. Среди этих документов будут и действующие, и те, которые нужно будет разработать дополнительно. Не исключено также, что может потребоваться доработка, объединение или отмена некоторых действующих документов. Эти и другие возможные варианты можно отметить в последней, четвертой графе указанной таблицы.
Все это позволит определить полный состав документации системы качества, а также объем необходимых работ по ее созданию.
Разработка нормативных документов и «Руководства по качеству»
После
определения состава и
Для
выполнения этих работ отделу управления
качеством потребуется
При
этом нужно обратить внимание на то,
чтобы исключить возможное
Наиболее распространенными документами системы качества являются стандарты предприятия. Но кроме них могут использоваться инструкции, предписания и другие нормативные документы.
Кроме конкретных документов по отдельным элементам (функциям) для окончательного формирования документации системы качества необходимо разработать еще один, обобщающий документ, в котором давалось бы общее описание системы и излагалась политика в области качества. Такое описание предусматривается стандартом ИСО 9004-1 в виде «Руководства по качеству». Конкретные указания по разработке «Руководства ... » приведены в стандарте ИСО 10013 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству».
«Руководство»,
как правило, служит не только для
внутреннего использования, но и
для представления заказчикам при
заключении контрактов, а также - независимым
экспертам при проверках
Такое «Руководство» обычно включает в себя:
В качестве иллюстрационного материала в «Руководстве» целесообразно привести структурную и функциональную схемы системы качества, которые смогут наглядно показать «устройство» И «работу» системы качества (рис. 2, 6 и 14). Дополнительно к «Руководству по качеству» и конкретным документам могут потребоваться «Программы обеспечения качества», которые, как правило, разрабатываются на ответственную продукцию по инициативе самих поставщиков или по требованию заказчиков. В этих программах устанавливается контроль наиболее ответственных этапов проектирования и изготовления продукции, указываются основные параметры и характеристики, подлежащие контролю, и необходимые средства измерений, даются ссылки на соответствующие программы и методики испытаний. Разработка таких программ предусматривается стандартами ИСО 9000 и некоторыми ведомственными нормативными документами, например, правилами, действующими в атомной энергетике [38]. В этом случае в составе нормативной документации системы качества появляется необходимость иметь руководящий документ по разработке таких программ.
В результате
разработки структура Документации
системы качества приобретает следующий
вид:
(описывает
систему качества)
(программы качества,
стандарты
предприятия)
После выполнения перечисленных этапов работ Можно считать, что система качества разработана, и в ней учтены рекомендации стандартов ИСО 9000.
Но это не единственный вариант разработки систем качества. Дело в том, что на практике часто приходится иметь дело не с созданием системы качества «с нуля», а с доработкой существующей системы качества до требований международных стандартов ИСО 9000. В этом случае объем работ будет зависеть от того, насколько существующая система качества соответствует стандартам ИСО 9000.
Доработка существующих систем качества
Ранее уже говорилось о том, что в 70-80-е годы на многих предприятиях бывшего СССР существовали Комплексные системы управления качеством продукции (КС УКП).
С 1988 г., после выхода в свет стандартов ИСО 9000, началась кампания по их внедрению, т.е. - доведение КС УКП до требований этих стандартов. К середине 90-х годов на ряде предприятий эта работа была проведена, но на многих предприятиях она еще впереди. Какие же работы требуется выполнить в таких случаях и что при этом нужно иметь в виду?
Первое, что нужно сделать, - это выяснить, какие элементы, рекомендуемые стандартами ИСО 9000, внедрены в практику работ предприятия, а какие отсутствуют.
Как правило, на каждом предприятии предусмотрено решение ряда задач, указанных в ИСО 9000: входной контроль материалов, контроль в процессе изготовления, испытания готовой продукции, претензионная работа, учет и изоляция брака и др. Внедрение тех или иных дополнительных элемент, рекомендуемых ИСО 9000, должно производиться с учетом особенностей производства и действующей на предприятии системы качества.
При анализе соответствия действующей системы качества стандартам ИСО 9000 целесообразно использовать ранее приведенную таблицу. Заполнение этой таблицы позволит наглядно представить, какие элементы на предприятии внедрены, а какие нужно дополнительно внедрить в действующую систему качества в соответствии с рекомендациями ИСО 9000.
После этого, как и в случае с новой разработкой системы качества, нужно определить исполнителей новых элементов и выполнить остальные этапы работ, в том числе - разработать функциональную и структурную схемы и «Руководство по качеству». Что касается комплектования конкретных нормативных документов, в этом случае также нужно проанализировать имеющуюся документацию, чтобы при необходимости провести корректировку существующих или разработку новых инструкций, стандартов и т.д.
Таким образом, создание системы качества, соответствующей стандартам ИСО 9000, может проводиться в двух вариантах: создание системы «с нуля» или доработка существующей системы качества. При этом в том и другом случае потребуется выполнить все основные этапы, перечисленные при создании новой системы. Отличие будет заключаться только в объеме необходимых работ.
Внедрение системы качества
После разработки новой или доработки существующей системы качества необходимо проверить ее функционирование и если потребуется, провести ее корректировку. Для этого проводятся внутренние проверки системы качества. При этом проверяется:
По результатам проверок, как правило, проводится корректировка системы, с тем, чтобы устранить выявленные недостатки для обеспечения ее четкого функционирования.
Само собой разумеется, что решение проблем качества будет зависеть не только от того, как разработана система качества, но и от того, как она функционирует, т.е. как выполняются на практике функции и задачи системы всеми ее участниками: от руководства до рядового исполнителя.
Информация о работе Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи