Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа
Для раскрытия цели работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность качества: экономические категории и затратный механизм качества, его взаимосвязь с конкурентоспособностью предприятия;
Рассмотреть управление качеством продукции и формирование конкурентных преимуществ предприятия на целевом рынке;
Провести анализ обеспечения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Элема»;
Сформулировать предложения по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Элема».
ВВЕДЕНИЕ
1 Система управления качеством на промышленном предприятии
1.1 Качество и конкурентоспособность продукции
1.2 Формирование конкурентных преимуществ предприятия
1.3 Организация управления качеством на предприятии
1.4 Современная концепция и модель управления качеством. Всеобщее управление качеством
2 Анализ системы управления качеством на ОАО «Элема»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации обеспечения качества на предприятии
2.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции
2.4 Анализ путей повышения качества продукции и совершенствования системы управления качеством
2.5 Результаты анализа
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Предложения по повышению качества продукции и совершенствованию системы управления качеством
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анализ табл. 2.5 показывает, в связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I класса и уменьшением соответственно доли продукции II класса) средняя цена реализации по изделию выше плановой на 292500 рублей, а стоимость всего фактического выпуска – на (292500р. х 1579ед.) 4620 тыс. рублей.
Аналогичные расчеты можно делать по всем видам продукции, по которым установлены сорта.
Косвенным показателям качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства и др. В табл. 2.6 приведена помесячная информация об общем количестве брака за 2007-2009 годы.
Таблица 2.6 - Общее количество брака по всем изделиям (шт.)
Месяц | 2007 г. | 2008 г. | Отклонение 2008г. от 2007г., % | 2009 г. | Отклонение 2009г. от 2008г., % |
Январь | 79 | 63 | -20,3 | 68 | 7,9 |
Февраль | 81 | 79 | -2,5 | 73 | -7,6 |
Март | 124 | 115 | -7,3 | 127 | 10,4 |
Апрель | 125 | 128 | 2,4 | 122 | -4,7 |
Май | 111 | 107 | -3,6 | 119 | 11,2 |
Июнь | 95 | 89 | -6,3 | 91 | 2,2 |
Июль | 100 | 106 | 6 | 102 | -3,8 |
Август | 96 | 95 | -1,04 | 91 | -4,2 |
Сентябрь | 141 | 134 | -4,96 | 155 | 15,7 |
Октябрь | 136 | 141 | 3,7 | 140 | -0,7 |
Ноябрь | 96 | 91 | -5,2 | 87 | -4,4 |
Декабрь | 89 | 90 | 1 | 96 | 6,7 |
Отсюда видно, что на предприятии осуществляется контроль качества. Оценка конкурентоспособности товара, предприятия, отрасли осуществляется посредством сопоставления факторов, критериев конкурентоспособности объекта с аналогичными характеристиками конкурента. Она имеет количественное измерение и используется на этапе оперативного управления. Цель такой оценки - во-первых, установить нормативы для планирования конкурентоспособности; во-вторых, оценить выполнение планов; в-третьих, принять решение по корректировке планов и стимулированию за достижение целей по конкурентоспособности. Основные характеристики, которыми можно оценивать качество продукции исходя из балльной оценки ОАО «Элема» и ее конкурентов приведены в табл. 2.7.
Таблица 2.7 - Показатели качества летнего ассортимента на основе данных потребительской оценки (по пяти бальной шкале)
№ п/п | Показатель | Коэффициент весомости | ОАО «Элема» | ЗАО «Калинка | ЗАО «ФОСП» | ОДО «Дисвея» | |
|
| Показатели качества |
|
| |||
1 | Легкость | 0,12 | 4,5 | 4,3 | 4,6 | 4,3 | |
2 | Воздухопроницаемость | 0,11 | 4,9 | 4,7 | 4,8 | 4,5 | |
3 | Надежность | 0,13 | 4,7 | 4,6 | 4,5 | 4,6 | |
4 | Соответствие моде | 0,12 | 4,8 | 4,6 | 4,9 | 4,9 | |
5 | Оригинальность модели | 0,11 | 4,7 | 4,5 | 4,3 | 4,7 | |
6 | Качество изготовления | 0,09 | 4,6 | 4,7 | 4,8 | 4,6 | |
7 | Ремонтопригодность | 0,09 | 4,0 | 3,9 | 4,1 | 4,0 | |
8 | Износостойкость | 0,10 | 4,5 | 4,3 | 4,3 | 3,9 | |
9 | Цена | 0,13 | 4,3 | 4,6 | 3,9 | 4,1 | |
Экономические показатели тели | |||||||
10 | Цена, руб. |
| 41300 | 37230 | 45690 | 40220 | |
11 | Затраты на эксплуатацию |
| 30000 | 30000 | 30000 | 30000 | |
Интегральный показатель азатель: | 1 | 0,9252 | 1,0379 | 0,9514 |
По данным табл. 2.7. интегральный показатель качества, оценивающий продукцию ОАО «Элема» по сравнению с конкурентами показывает, что качество изделий предприятия выше, чем у “Калинки” и “Дисвеи”, но ниже чем у “ФОСП”. Предприятие занимается выпуском трикотажных изделий. Для того, чтобы определить насколько конкурентосособно предприятие рассмотрим и оценим конкурентоспособность изделия ОАО «Элема» по сравнению с импортным образцом по разным техническим параметрам, приведены в табл. 2.8
Таблица 2.8 - Параметры конкурентоспособности женского костюма
Параметры | Образец импортный | Изделие ОАО «Элема» | Вес параметра |
1. Толщина волокна, ТЭКС | 25 | 35 | 3 |
2. Масса, г | 1500 | 1650 | 4 |
3. Плотность, г/м2 | 140 | 160 | 2 |
4. Состав, (шерсть в %) | 20 | 30 | 1 |
5. Цена (тыс.руб.) | 150480 | 87100 | -- |
Рассчитаем единичные и групповые показатели конкурентоспособности:
1. Толщина волокна:
Единичный: 35 : 25 = 0,923
Групповой: 0,923 х 3 = 2,769
2. Масса:
Единичный: 1650 : 1500 = 1,1
Групповой: 1,1 х 4 = 4,4
3. Плотность:
Единичный: 160 : 140=1,14
Групповой: 1,14 х 2 = 2,281
4. Состав:
Единичный: 30 : 20 = 1,5
Групповой: 1,5 х 1 = 1,5;
∑= 2,8+4,4+2,3+1,5=11,0
5. Цена, тыс.руб.:
Единичный: 87100: 105480 = 0,578
Таким образом, рассматривая веса параметров отечественный товар превосходит по конкурентоспособности импортный образец.
Для ОАО «Элема» важнейшим направлением повышения его конкурентоспособности является улучшение качества выпускаемой продукции. Выпуск качественной продукции способствует увеличению объемов спроса на продукцию, и, следовательно, улучшению финансовых результатов деятельности предприятия. Совершенствование моделей, производимых изделий позволит ему значительно улучшить свое финансовое положение.
Кроме того, улучшение технических характеристик товаров является не единственным способом повышения конкурентоспособности продукции. Ценовая политика также способствует увеличению спроса на продукцию, а также повышению популярности данной торговой марки.
Таким образом, по результатам исследования можно отметить, что, несмотря на наличие достаточно сильных конкурентов для ОАО «Элема», предприятие все же выгодно отличается от них своим более высоким качеством продукции и стабильностью продаж, соответственно в этом оно превосходит своих конкурентов. Результаты исследования ценовых аспектов на продукцию свидетельствуют о наличии для предприятия достаточно приемлемой рыночной ниши по сбыту трикотажной продукции в г. Минске.
На ОАО «Элема» производится продукция легкой промышленности. Женские пальто являются более прибыльной продукцией, пользующейся постоянным спросом. Для сбора информации по этому изделию использовался эксперимент. По данному изделию за 1-е полугодие 2009 года резко снизились объемы продаж. Работники отдела маркетинга предварительно проведя опрос покупателей и продавцов магазинов, где реализуются данные изделия пришли к выводу, что главной причиной снижения объемов реализации является цена изделия. В результате во 2-ом полугодии 2009 года была выпущена экспериментальная партия продукции -200 штук по более низким ценам, а также был изменен дизайн изделия.
В результате за вторую половину 2009 года объемы продаж данного изделия возросли на 25% (с 5679 тыс. руб. до 6531 тыс. руб.).
На проведение эксперимента было затрачено 556 тыс. руб. А рост выручки от реализации эксперимента составил: 6531-5679=852 тыс. руб.
Таким образом, несмотря на то, что эксперимент потребовал затрат, его результат поможет предприятию в дальнейшем улучшить свою деятельность и утвердить свое положение на рынке.
По результатам проведенных изменений в данном изделии было проведено анкетирование. В нем участвовали домохозяйки, число опрошенных составило 155 человек. В результате полученных данных был сделан вывод о том, что экспериментальный вариант женских пальто превосходит по своим параметрам предыдущие партии товара.
Продукция предприятия рассчитана на массового покупателя со средним уровнем доходов, поэтому при ее производстве фабрика старается по возможности учесть потребности всех возрастных групп населения и при этом сохранить доступные цены. Специфика выпускаемой ОАО «Элема» продукции такова, что успех или неуспех каждой конкретной модели у покупателей влияет на результаты работы целой фабрики. Так как «Элема» очень крупное швейное предприятие и имеет большие мощности, то невыгодно производить продукцию маленькими партиями, а результатом выпуска неудачной модели может быть затаривание складских площадей, недополучение прибыли. Поэтому очень важным является постоянное изучение спроса потребителей на каждую новую модель, а также сбор информации о результатах продаж уже выпущенных моделей.
На основе анализа, оценки конкурентной среды в РБ, было сделано заключение, что ни одно отечественное предприятие не в состоянии конкурировать с ОАО «Элема» как по качеству выпускаемой продукции, так и по ассортименту. Однако продукция российских производителей, отличающаяся большим разнообразием, составляет предприятию серьезную конкуренцию в РФ.
Исходя из представленного материала были сделаны следующие выводы:
ОАО "Элема" создано 1 января 1996 года на базе минского производственного швейного объединения им. Н.К. Крупской.
ОАО "Элема" в настоящее время является ведущим предприятием в Республике Беларусь по пошиву верхней одежды.
При создании коллекции дизайнеры ОАО "Элема" всегда учитывают последние тенденции и направления мировой моды, стараясь максимально соответствовать многообразию вкусов покупателей.
Поэтому, важнейшая задача управления организации — обеспечение ее эффективной адаптации к любым значимым изменениям макросреды.