Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа
Для раскрытия цели работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность качества: экономические категории и затратный механизм качества, его взаимосвязь с конкурентоспособностью предприятия;
Рассмотреть управление качеством продукции и формирование конкурентных преимуществ предприятия на целевом рынке;
Провести анализ обеспечения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Элема»;
Сформулировать предложения по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Элема».
ВВЕДЕНИЕ
1 Система управления качеством на промышленном предприятии
1.1 Качество и конкурентоспособность продукции
1.2 Формирование конкурентных преимуществ предприятия
1.3 Организация управления качеством на предприятии
1.4 Современная концепция и модель управления качеством. Всеобщее управление качеством
2 Анализ системы управления качеством на ОАО «Элема»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации обеспечения качества на предприятии
2.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции
2.4 Анализ путей повышения качества продукции и совершенствования системы управления качеством
2.5 Результаты анализа
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Предложения по повышению качества продукции и совершенствованию системы управления качеством
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Тотальное качество – Total Quality (TQ) – ориентированная на людей система менеджмента, целью которой является непрерывное повышение удовлетворенности потребителей при постоянном снижении реальной стоимости продукции или услуг. TQ является общим (тотальным) системным подходом (не отдельной областью или программой) и неотъемлемой частью стратегии верхнего уровня. TQ присутствует во всех функциях любых подразделений, вовлекая всех сотрудников сверху донизу и захватывая цепь поставщиков и цепь потребителей. TQ ставит во главу угла учение и адаптацию к непрерывному изменению как ключ организационного успеха. В основе философии тотального качества лежат научные методы. TQ включает системы, методы и инструменты. Системы подвержены изменениям, философия остается неизменной. TQ базируется на ценностях, которые подчеркивают значимость индивидуальных действий и одновременно мощь коллектива.
Таким образом, TQM – это и всеобъемлющая философия администрирования, и свод инструментов и методов для ее применения. Историческое развитие идей качества привело к необходимости количественной оценки соответствия существующих систем качества предприятий и организаций общим принципам TQM. В Европе это привело к разработке Европейским фондом менеджмента качества (European Foundation for Quality Management (EFQM)) «Business Excellence» («превосходство в бизнесе») – модели делового совершенства, которая сегодня одна из признанных моделей оценки достижений по внедрению принципов и методов TQM на предприятии.
Она же – центральная идея в японском механизме управления качеством. Такая система подразумевает прежде всего отход от традиционного противопоставления качества продукции и ее количества, она исключает возможность снижения качественных характеристик продукции в целях увеличения ее выпуска. В случае необходимости резкого наращивания выпуска изделий (что может диктоваться конъюнктурой рынка) заведомо предполагается выбор любых направлений и мер, кроме тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве изделий.
Аналогичным образом тотальное управление качеством означает отказ от противопоставления качества и эффективности как двух взаимоисключающих понятий. Привычная рыночная стратегия западных фирм включала выбор — либо высокое качество изделия, либо его низкая цена. В результате при выходе на рынок с новым изделием фирмы, как правило, ориентировались на уровень цен и при проектировании закладывали новые конструкторско-технологические параметры, не превышающие по затратам издержки производства.
Важнейший компонент концепции тотального управления – полное перераспределение ответственности за обеспечение качества на предприятиях. Традиционное функциональное распределение ответственности, согласно которому, в частности, отделы контроля качества отвечают за качество, производственные звенья — за выпуск продукции и т.д., считается устаревшим, поскольку его существование создает возможность разрыва между задачами производства и задачами обеспечения качества. Ответственность за качество производимой продукции возлагается, прежде всего, на линейный персонал – от рабочих до руководителей всех рангов. Система организации производства предусматривает контроль рабочих предыдущих технологических операций, каждый рабочий обязан следить за тем, насколько качественно выполнена на поступившем к нему изделии предыдущая технологическая операция. При обнаружении дефекта он обязан остановить конвейер и возвратить изделие на переделку тому, кто допустил брак. При этом фамилия виновника простоя конвейера высвечивается на большом табло в цехе или вывешивается на стенде перед столовой во время обеденного перерыва. Психологический эффект подобных процедур достаточно велик: боязнь «потери лица», полная персонализация ответственности гораздо эффективнее способствуют бездефектной работе, чем любые материальные стимулы. Потери времени в результате простоев конвейера в ходе переделки дефектов с лихвой возмещаются отсутствием специальных производственных мощностей для переделки дефектных изделий (в США такие производства составляют от 15 до 30 % мощностей в различных фирмах).
Тотальное управление предусматривает также всеобщую ответственность за обеспечение качества на всех этапах жизненного цикла изделия, включая исследования и разработку, производство, сбыт и послепродажное обслуживание. При этом используются различные формы интеграции исследовательских и проектных организаций с производственными подразделениями.
Особое место в тотальном контроле качества занимают вопросы взаимоотношений корпорации с поставщиками материалов, узлов и деталей. Стоимость таких поставок может в отдельных фирмах составлять до 50 – 60% стоимости готовых изделий. При этом уровень качества товаров, производимых крупными корпорациями, ставится в зависимость от качества узлов, поставляемых субподрядными фирмами, многие из которых — мелкие фирмы с устаревшим оборудованием. В таких условиях крупные корпорации («Сони», «Ниссан», «Тойота» и др.) распространяют свою практику контроля качества на независимые фирмы субподрядчиков.
Важную роль в повышении качества и улучшении организации труда играют кружки контроля качества. Подобный кружок представляет собой группу рабочих одного производственного участка: число участников обычно от 4 до 8 человек. Большая численность, как показывает опыт, не дает возможности «выразиться» каждому участнику. Кружок собирается, как правило, 1 – 2 раза в неделю в рабочее время (а часто и в нерабочее) на 1-1,5 часа для выявления проблем, влияющих на эффективность производства и качество продукции, и подготовки предложений по их устранению.
Основное отличие таких кружков от индивидуального рационализаторства не только в коллективной работе, но и в ее целенаправленности, а главное – в существовании единой методической базы. Все члены кружков обучаются методам статистического контроля качества, анализа проблем и выработки оптимальных решений. В итоге появляется возможность содержательно анализировать производственные проблемы, оценивать влияние каждой из них на качество и эффективность работы, разрабатывать конкретные решения и проводить их в жизнь с помощью администрации предприятия.
Однако результаты деятельности кружков контроля качества не исчерпываются прямым экономическим эффектом. Гораздо более важен косвенный эффект, выражающийся созданием морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности рабочих по совершенствованию организации труда на собственном участке. Использование японскими фирмами системы материальных и моральных стимулов, и навязчивая пропаганда сформированных стереотипов поведения исподволь приучают к необходимости интенсивного труда с высоким качеством. [6, с. 156]
Также имеет смысл выделить такое понятие как «Петля качества» подробная характеристика данного понятия приведена в прил. В.
Из представленного выше материала были сделаны следующие выводы:
Качество продукции — совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Качество определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом, являясь индикатором высокого стандарта или уровня совершенства.
понятия «конкурентоспособность продукции» и «качество продукции» являются взаимозависимыми: с одной стороны качество продукции определяет ее конкурентоспособность, а с другой – только конкурентоспособный товар может считаться качественным.
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя на рынке.
Понятия «Всеобщий менеджмент качества» (TQM) и «Система всеобщего менеджмента качества» (Total Quality Management System (TQMS)) являются отображением этой фазы развития управления качеством.
Тотальное качество – Total Quality (TQ) – ориентированная на людей система менеджмента, целью которой является непрерывное повышение удовлетворенности потребителей при постоянном снижении реальной стоимости продукции или услуг.
ОАО "Элема" создано 1 января 1996 года на базе минского производственного швейного объединения им. Н.К. Крупской. В своей деятельности предприятие руководствуется Гражданским Кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" от 09.12.92 г. и другими законодательными актами Республики Беларусь. Деятельность ОАО "Элема" зарегистрирована решением Минского городского исполнительного комитета от 15.05.2005 года решением № 784.
Уставный фонд ОАО "Элема" равен 536 948 тыс. руб. (536 948 акций). Владельцами акций являются работники предприятия, а также его бывшие сотрудники или их наследники (2444 человека). Юридических лиц среди владельцев акций нет. Доли государственной собственности на предприятии нет. ОАО "Элема" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, бланки со своим наименованием, товарный знак. Акционерное общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, оплаты труда и распределения чистой прибыли. В случае дополнительной потребности в финансовых ресурсах для осуществления хозяйственной деятельности общество вправе увеличить Уставный фонд путем выпуска новых акций.
В соответствии с Уставом предприятия основными видами деятельности ОАО "Элема" являются:
производство товаров народного потребления;
оптовая и розничная торговля товарами народного потребления;
оказание бытовых услуг населению;
оптовая торговля за иностранную валюту;
организация фирменной торговли.
ОАО "Элема" в настоящее время является ведущим предприятием в Республике Беларусь по пошиву верхней одежды. В течение ряда лет предприятие, реагируя на конъюнктуру рынка, меняет свои приоритеты в зависимости от востребованности продукции из собственного сырья, насыщения рынка, маркетинговых исследований. Открытое акционерное общество “Элема” является одним из ведущих предприятий по производству женской верхней одежды в Республике Беларусь. Ежегодный объем производства составляет 650 - 700 тысяч швейных изделий в зависимости от ассортимента и трудоемкости выпускаемой продукции.
При создании коллекции дизайнеры ОАО "Элема" всегда учитывают последние тенденции и направления мировой моды, стараясь максимально соответствовать многообразию вкусов покупателей.
В ОАО «Элема» линейная структура аппарата управления. Плюсами данного вида структур является следующее: руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений, простота и четкость подчинения. Минусы: каждый руководитель при линейной структуре обязан быть высококвалифицированным специалистом, обладающим разносторонними знаниями, необходимыми для выполнения комплекса работ по управлению предприятием. Можно отметить, что на ОАО «Элема» оптимальная структура персонала, так как большую часть ее занимают рабочие.
Органами управления ОАО «Элема» являются:
Общее собрание акционеров;
Наблюдательный Совет;
Директор.
Экономическая служба предприятия представлена бухгалтерией: главным бухгалтером, главным экономистом и бухгалтерами.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Главный бухгалтер также организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
Бухгалтеры выполняют работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками); осуществляют прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливает их к счетной обработке; отражают в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств.
Главный экономист осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Главный экономист также проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования.
Таким образом, одними из важнейших направлений работы экономической службы являются:
эффективная закупочная и сбытовая деятельность;
изучение и выход на новые рынки;
ускорение поступления денежной наличности;
получение информации об исследовании рынка;
изучение отношений к новой продукции.
Данная служба отвечает также за статистическую и финансовую отчетность предприятия.
Производственная структура предприятия включает склад сырья, экспериментальный цех, подготовительный цех, раскройный цех, швейные цеха, склад готовой продукции.
Помимо производственных подразделений предприятие имеет столовую, жилищно-коммунальное хозяйство, дом культуры, салон-магазин, фирменные магазины в г.г. Бобруйск, Гродно, Витебск, 2 фирменных магазина в г. Минске.
Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Элема» проведем начиная с анализа формирования и использования прибыли.
Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Элема» за 2007 – 2009 гг. представлены в табл. 2.1.
За 2007 год выручка от реализации ОАО «Элема» составила 34260 млн. руб. Прибыль от реализации продукции составила 3268 млн. руб. Прибыль отчетного периода составила 1406 млн. руб. Были произведены отчисления налога на прибыль и иных обязательных платежей в сумме 170 млн. руб. Чистый убыток составил 1236 млн. руб. За 2008 год выручка от реализации ОАО «Элема» в действующих ценах составила 38673 млн. руб., а в сопоставимых – 33805,1 млн. руб. Прибыль от реализации продукции составила 4104 млн. руб. Прибыль отчетного периода составила 2274 млн. руб. Были произведены отчисления налога на прибыль и иных обязательных платежей в сумме 858 млн. руб. Чистая прибыль составила 1416 млн. руб.
Таблица 2.1 - Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Элема» за 2007 – 2009 гг., млн. руб.