Системы управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

Управление качеством продукции - это комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Файлы: 1 файл

Система управления кач. ГОТОВАЯ.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

1. Системы управления  качеством.

 

 

Управление качеством  продукции - это  комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию  необходимого уровня качества продукции  при ее разработке, производстве, эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем  систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Государственная система  управления качеством продукции  в Российской Федерации включает в себя:

- законы и нормативные  акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции;

- государственную систему  стандартизации;

- государственную систему  надзора за соблюдением стандартов  и состоянием измерительной техники;

- государственную статотчетность  предприятий по качеству продукции;

- заводские (внутрифирменные)  системы управления качеством  продукции.

Правовое обеспечение  управления качеством продукции  Российской Федерации в настоящее  время находится в процессе формирования и призвано обеспечить условия наилучшего взаимодействия производителей и потребителей продукции в рыночных условиях по вопросам качества реализуемых товаров.

Юридической формой определения  качественных характеристик продукции является нормативно-техническая документация, предусмотренная государственной системой стандартизации, устанавливающей единую систему связанных между собой нормативно-технических документов с единым порядком учета разработки, согласования, утверждения оформления, регистрации и пересмотра.

В соответствии с действующей  в настоящее время системой стандартизации требования к качеству продукции  определяются в зависимости от характера  продукции, ее значения и сферы применения стандартами нескольких категорий.

Кроме того, качество отдельных  видов продукции может определяться образцами , утвержденными в соответствии со стандартами либо согласованными сторонами по договору.

Юридическое значение стандартов, технических условий, образцов заключается  в том, что они обязательны к применению всеми предприятиями-изготовителями и потребителями продукции, на которую распространяется действие данного нормативно-технического документа.

В Российской Федерации  осуществляется внедрение системы  международных стандартов, составляющих эту серию, отработаны наиболее важные и нашедшие всеобщее применение в условиях рынка положения, регулирующие функционирование системы управления качеством продукции. Фактически эти стандарты регулируют весь комплекс отношений между производителями и потребителями продукции. При этом государство выступает третьей стороной, обеспечивающей наиболее благоприятные условия реализации взаимоотношений производителей и потребителей продукции по поводу ее качества.

Стандарты ИСО серии 9000 включают:

ИСО 9000 «Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. Руководство для выбора и применения»;

ИСО 9001 «Система качества. Модель обеспечения качества при  проектировании, разработке, производстве, монтаже (установке) и обслуживании»;

ИСО 9002 «Система качества. Модель обеспечения качества при производстве и монтаже (установке)»;

ИСО 9003 «Система качества. Модель обеспечения качества в процессе контроля и испытания готовой  продукции»;

ИСО 9004 «Управление качеством  и элементы системы качества. Основные направления».

Три международных стандарта  ИСО (9001,9002, 9003) содержат соответственно модели систем обеспечения качества на различных этапах создания продукции.

Ранее разработанный  международный стандарт ИСО 8402 «Словарь терминов» является базой для  трех указанных стандартов, что создает основу взаимопонимания и исключает субъективизм при их толковании.

ИСО 9000 показывает особенности  введения в действие системы управления между различными понятиями качества и определяет правила применения моделей обеспечения качества продукции.

ИСО 9004 содержит описание элементов систем качества, на которые  есть ссылки в ИСО 9000 и других стандартах серии.

 «Система качества. Модель для обеспечения качества  при окончательном контроле и  испытаниях».

Концепция, заложенная в  этих стандартах, предполагает, что предприятие постоянно стремится к обеспечению уровня качества, соответствующего требованиям рынка.

Эффективное управление качеством продукции предполагает развитый рынок, развитую систему прямой и обратной связи между производителями и потребителями продукции. Построение систем управления качеством базируется на определенных принципах. Наиболее распространенным является принцип Тейлора, который в условиях Российской Федерации продолжает иметь всеобщий характер, будучи распространенным на уровне государственного управления качеством продукции.

Основой этого принципа является нормирование  -  установление требований к качеству продукции  и контроль за выполнением установленных  норм. Реализация принципа Тейлора  на уровне предприятия основывается на установлении производственных норм руководством предприятия для его работников.

Другим важнейшим принципом  управления качеством продукции  является наличие собственной программы  управления.

Такими программами  выступают бизнес-планы предприятий в части проектирования новых, либо модернизации выпускаемых изделий, задания государственных заказов в части, касающейся повышения качества продукции. Элементами программы по повышению качества продукции являются компоненты технической документации, стандарты, эталонные изделия.

Следующим принципом, учитываемым  при построении систем управления качеством  продукции, является необходимость  учета неустойчивого характера  объекта управления. Это вызывает необходимость сбора и обработки  огромного массива информации от сферы фундаментальных и прикладных исследований до деятельности основных конкурентов в областях, связанных с качеством выпускаемой предприятием продукции, изучением эффективности использования продукции у потребителей и т. д.

Необходимо также стремиться к обеспечению постоянного сравнения состояния качества изделий как управляемого объекта с заданной программой на этапах проектирования, производства, эксплуатации путем проведения испытаний, сопоставления данных о фактическом и запланированном уровне качества.

Наблюдение за реализацией  стратегии управления и, в случае отклонений, принятие мер для их предупреждения обеспечиваются использованием принципа обратной связи. При управлении качеством продукции этот принцип  реализуется на основе изучения потребностей рынка, осуществления проверок продукции на соответствие нормативно-технической документации.

Учет системного характера  качества изделий и последовательное соблюдение принципов построения систем управления качеством промышленной продукции позволяют создать в практике хозяйствования соответствующие эффективные системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основы технологии  прорыва

на мировой уровень  в качестве продукции.

 

В условиях усиления процессов  интеграции в мировой хозяйственной  системе и сопровождающей их конкуренции  выход на мировой рынок с промышленной продукцией является не столько вопросом престижа, сколько выживания национальной экономики. Для обеспечения прорыва на мировой уровень в качестве продукции необходимо прежде всего найти приоритеты своего развития и сосредоточить усилия в этом направлении.

В качестве примера можно  привести Южную Корею, где была разработана  стратегия технологического прорыва  на мировой рынок, в основе которой 5 направлений развития науки и техники.

Во время прорыва  возрастает альтернативность развития. Прорыв нарушает устойчивость движения, включая многовариантность. На разных этапах прорыва тот или иной вариант  становится единственным. Прорыв нарушает устойчивость движения и включает несколько возможных вариантов будущего развития.

При прорыве «общей темы»  движение экономики ускоряется, сокращается  длительность экономических циклов развития (в странах с рыночной экономикой). Повышается эффективность производства, растет благосостояние страны.

Прорыв проходит в  своем развитии ряд этапов и завершается  переходом объекта в новое  качество.

Основные этапы прорыва - это накопление, развертывание, стабилизация. Стабилизация прорыва происходит постепенно, новое качество, достигнутое объектом, адаптируется к окружающей среде, и начинается путь эволюционного совершенствования.

Базовыми принципами прорыва являются:

а) убеждение, что прорыв нужен и необходим;

б) работа, направленная на прорыв в качестве продукции, должна являться составной частью стратегии предприятия;

в) в качестве целевых  ориентиров должны быть принципиально  новые изделия и технологии;

г) необходима постоянная проработка рынка с целью оценки возможных стратегических решений;

д) партнерские взаимоотношения с поставщиками сырья, металлов, комплектующих изделий;

е) непрерывность процесса обучения и повышения квалификации работников фирм, особенно руководящего состава;

ж) системы закрепленных нормативными документами, либо взаимными  соглашениями, отношений каждого работника со своими потребителями как в своем подразделении, так и вне его;

з) уважение личности каждого  работника, доверие к нему и доведение  до него максимума информации о деятельности предприятия;

и) вовлечение всех работающих на предприятии в «стратегию прорыва»;

к) выявление, формирование и использования команд прорыва;

л) формирование условий, обеспечивающих приверженность работников предприятия стратегии прорыва;

м) эффективная мотивирующая организация труда;

н) повышение культурного уровня работников предприятия;

о) стратегическая гибкость в работе;

п) холистический подход к оценке работников (образ мышления руководителей, при котором потребности  работников стоят на первом месте  среди всех приоритетов предприятия);

р) наличие финансовых ресурсов.

Прорывы могут осуществляться на интенсивных и экстенсивных нововведениях.

Интенсивное нововведение основывается на новшестве, реализация которого обеспечит удовлетворение потребностей рынка таким образом, что конечные результаты растут быстрее затрат, т. е. суммарная кратность факторов, участвующих в инновационном процессе, превышает затраты на поддержание этого процесса.

Нововведения, носящие  качественный характер, классифицируются с определенной степенью условности на 5 групп:

Первая группа - «адаптивные качественные изменения», примерами которых являются замены вспомогательных средств и инструментов машин, с помощью которых приспосабливаются к свойствам сырья, конструкции изделия, к квалификации работников. Применительно к изделиям эти нововведения представляют собой несущественные изменения их параметров.

Вторая группа - «вариантные  качественные изменения». Целью вариантных качественных изменений является определенное усовершенствование отдельных свойств  первичных элементов.

Третья группа - «качественные нововведения нового поколения». Основными признаками нового поколения является усовершенствование всех полезных свойств первичного элемента, но при этом не меняется первоначальная концепция и принцип действия.

 

Четвертая группа - «видовые качественные изменения». Изменения этой группы в отличие от изменений 3-й группы затрагивают концепцию, на которой основано функционирование первичных элементов. Незатронутым остается лишь исходный принцип.

Пятая группа - «принципиальные  качественные изменения». Изменение, которое в отличие от 4-й группы отвергает исходный принцип, на котором были основаны первоначальные первичные элементы производственных систем и отношений между ними, принципиальное, революционное нововведение. Решение первичного элемента является принципиально новым. Подобные элементарные изменения сопровождаются возникновением нового рода (семейства) первичных элементов. Их появление приводит к возникновению новых отраслей производства и является сердцевиной научно-технической революции. Прорыв на мировой уровень в условиях России возможен в некоторых областях военного производства, где накоплен значительный научно-технический и производственный потенциал. Так, поданным американских источников, из 12 важнейших военных технологий в трех Россия превосходит США, а еще в четырех находится на одном уровне. В перспективе возможен прорыв в области нефтедобычи и нефтепереработки, газодобычи и газопереработки, в химической промышленности, горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, отдельных отраслях машиностроительного комплекса. Но прорыв возможен при успехе действительно радикальных экономических реформ, открывающих путь рыночным отношениям с их мощными стимулами повышения эффективности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Альбеков А.У., Согомонян С.А.. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Горфинкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. - ЮНИТИ, 2007.
  3. Аристов О. В. Управление качеством: учеб. / О. В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  4. Басовский Л. Е. Управление качеством: учеб. / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  5. Бузов Б. А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация: учеб. пособие / Б. А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М.: Академия, 2008.
  6. Горбашко Е. А. Управление качеством: учеб. пособие / Е. А. Горбашко. - СПб. [и др.]: Питер, 2008.
  7. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: учеб. / И. М. Лифиц. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2008.
  8. Маслов Д. В.. Малый бизнес: Стратегии совершенствования на основе управления качеством / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин. - М.: ДМК Пресс, 2008.

Информация о работе Системы управления качеством