Система управления качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение совершенствования системы управления качеством в условиях реформирования экономики на примере предприятия ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод».
Задачи курсовой работы:
Изучить систему управления качеством на промышленном предприятии;
Проанализировать систему управления качеством ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод»;
предложения по совершенствованию системы управления качеством на предприятии ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод».

Оглавление

Введение 3
1 Сущность и основные механизмы повышения системы качества продукции 5
1.1 Качество и конкурентоспособность продукции 5
1.2 Организация управления качеством на предприятии 7
1.3 Современная концепция управления качеством на предприятии 11
2. Анализ системы управления качеством на предприятии 18
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Чауский маслодельный сыродельный завод» 18
2.2 Анализ системы управления качеством на предприятии 23
3. Предложения по совершенствованию системы управления качеством на предприятии 34
3.1 Предложения по повышению качества продукции и совершенствованию системы управления качеством 34
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений 35
Заключение 38
Список использованных источников 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Файлы: 1 файл

Система управления качеством продукции.doc

— 826.00 Кб (Скачать)

содержание

Введение

Проблема качества и конкурентоспособности  актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро  это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции белорусским предпринимателям нужно быть готовыми уже сегодня. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, потерпят поражение в конкурентной борьбе, им не помогут никакие протекционистские меры государства.

Технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, как правило, ниже, чем  в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить  модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя.

Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня.

Во всем мире резко возрос спрос на профессионалов по управлению качеством в производстве. Так, в Европе и США вопрос подготовки менеджеров по качеству развернут в основном по двум направлениям:

а) подготовка профессионалов по управлению качеством за счет получения специального второго высшего образования (по управлению качеством);

б) создание системы непрерывного обучения работников всех категории, от которых зависит обеспечение  качества продукции и услуг.

Что касается последнего, то это означает, что весь жизненный и трудовой путь человека должен, в принципе, сопровождаться постоянным получением необходимого объема знаний как о качестве в целом, так и о конкретных путях его достижения по-своему для каждой профессии.

Таким образом, выбранная тема курсовой работы является актуальной в современных условиях.

Цель данной работы - изучение совершенствования системы управления качеством в условиях реформирования экономики на примере предприятия ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод».

Задачи курсовой работы:

  • Изучить систему управления качеством на промышленном предприятии;
  • Проанализировать систему управления качеством ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод»;
  • предложения по совершенствованию системы управления качеством на предприятии ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод».

1 Сущность и основные механизмы повышения системы качества продукции

1.1 Качество и конкурентоспособность  продукции

Повышение качества продукции имеет  большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа[1, с. 96].

Отсюда вытекает необходимость  постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

Качество продукции — это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Свойство продукции — объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (машина). Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама (продукты питания).

Свойства могут быть простыми и  сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным — надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

По способу выражения показатели продукции могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы), а также стоимостными.

По стадии определения — прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.

По характеризуемым свойствам  применяются следующие группы показателей: назначения, надежности, транспортабельности, безопасности, экономичности, патентно-правовые, технологические, эргономические, эстетические.

Показатели назначения характеризуют  свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых  она предназначается.

Надежность — это свойство объекта  сохранять во времени в установленных  пределах значения всех параметров и  требуемых функций. Надежность объекта  в зависимости от назначения и  условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Эргономические показатели характеризуют  удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапе функционального процесса в системе «человек-изделие-среда использования».

К показателям технологичности  относятся: удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания.

Показатели транспортабельности  характеризуют приспособленность продукции к транспортировке. Патентно-правовые показатели свидетельствуют о патентной чистоте, патентной защите, а также возможности беспрепятственной реализации продукции на мировом рынке.

Экологические показатели характеризуют  уровень вредных

воздействий на окружающую среду.

Показатель качества продукции, характеризующий  одно из ее свойств, называется единичным-(мощность, калорийность и др.). Комплексным называется показатель, характеризующий несколько ее свойств. Комплексные показатели подразделяются на групповые и обобщенные. Групповой показатель определяется совокупностью единичных показателей.

Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия. Наличие тех или иных органов управления контроля качества и должностных лиц зависит от размеров предприятия и функциональных обязанностей персонала.

Средствами контроля качества продукции  являются контрольно-измерительные приборы, инструменты и автоматические контрольные устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждает появление брака.

Виды контроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции. Различают следующие виды контроля:

а) групповой — по группе смежных  операций, связанных с полной или частичной обработкой детали;

б) пооперационный контроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложности и точности;

в) выборочный — контролируется некоторое  количество продукции, отбираемое в качестве представителей;

г) сплошной — осуществляемый над  каждым изделием. По назначению контроль разделяется на промежуточный и окончательный.

Методы контроля качества продукции: внешний осмотр, проверка размеров, проверка механических и физических свойств, проверка на экологическую чистоту. Особое место занимает статистический метод технического контроля качества. Математической основой этого метода является теория вероятности. Для технологического процесса, находящегося в стадии статистического контроля качества продукции, можно установить статистический метод контроля, существенными чертами которого являются:

а) регулярность систематических наблюдений;

б) осуществление контроля выборочных проб;

в) нанесение результатов наблюдений на контрольный график;

г) использование результатов контроля для корректировки условий технологического процесса и предупреждения брака.

Экспертные методы оценки качества продукции основаны на использовании  обобщенного опыта и интуиции специалистов и потребителя продукции. Их следует применять тогда, когда  невозможно или затруднительно использовать более объективные методы контроля. Экспертный метод применяется также для характеристики эстетических свойств товара.

В последние годы в мировой практике много внимания уделяют внутрифирменному контролю качества продукции, который получил название тотального контроля качества (TQC). Основные особенности этой системы состоят в следующем.

1. Перенос полномочий контроля  качества с высшего звена управления  на уровень низшего звена.

2. Развитие движения в рамках  малых коллективов под названием «кружки качества».

3. Стремление к признанию на рынке на основе приоритета требований клиента.

4. Постепенное развитие на основе  изучения прошлого опыта[3, с. 95].

1.2 Организация управления качеством на предприятии

 

С термином «качество продукции» неразрывно связано такое понятие как  управление качеством продукции, под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровень качества, предполагаемый рынком.

Современный подход к управлению качеством  отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и  результатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращение возможности дефектов (вместо контроля качества продукции), полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации их труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей.

Как всякое управление, управление качеством  продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе: а) разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами; б) оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане; в) принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие; г) изучение условий эксплуатации (иди потребления продукции) с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции. .

В мировой практике сегодня выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:

1. Управление качеством (quality control) как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.

2. Обеспечение качества (quality assurance) как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его — у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».

3. Общее руководство качеством  (quality management) включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества).

4. Всеобщее управление качеством (total quality management) подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц — сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.

Анализ особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет  сделать следующие выводы. Первые три уровня применимы как к предприятию в целом, так и к его подразделениям, всеобщее управление качеством (четвертый уровень) — только к предприятию в целом. Уровни деятельности, начиная с обеспечения качества, затрагивают общие вопросы управления и относятся к сфере менеджмента. При этом обеспечение качества становится одним из базовых элементов менеджмента, делая его эффективным[16, с. 318].

Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных (технологических) процессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества».

Информация о работе Система управления качеством продукции