Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 00:19, курсовая работа
Цель данной работы - изучение совершенствования системы управления качеством в условиях реформирования экономики на примере предприятия ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод».
Задачи курсовой работы:
Изучить систему управления качеством на промышленном предприятии;
Проанализировать систему управления качеством ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод»;
предложения по совершенствованию системы управления качеством на предприятии ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод».
Введение 3
1 Сущность и основные механизмы повышения системы качества продукции 5
1.1 Качество и конкурентоспособность продукции 5
1.2 Организация управления качеством на предприятии 7
1.3 Современная концепция управления качеством на предприятии 11
2. Анализ системы управления качеством на предприятии 18
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Чауский маслодельный сыродельный завод» 18
2.2 Анализ системы управления качеством на предприятии 23
3. Предложения по совершенствованию системы управления качеством на предприятии 34
3.1 Предложения по повышению качества продукции и совершенствованию системы управления качеством 34
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений 35
Заключение 38
Список использованных источников 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Мировой опыт уже давно впереди того механизма, что действует на ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод». В 1960 г. в странах запада закончился этап качества соответствия стандарту, кроме того, уже пройденными к 1980 г. стали этапы соответствия использованию и соответствия фактическим требованиям рынка.
Активно ведется работа по участию в различных конкурсах и, как результат, получены многочисленные премии, т.е. есть работа над престижем фирмы. Для участия в международно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействия потребителя в компетентном выборе продукции товар сертифицируется. Это делается для защиты потребителя от недобросовестности производителя, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья, а также для подтверждения своих показателей качества.
Ошибочной, мне кажется, недооценка экономического аспекта качества. В службе бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье, рабочую силу. Но это лишь малая толика того, что должно быть учтено в графе «затраты на качество». В ней еще должны быть учтены затраты на переделку, повторную обработку, брак, повторные испытания и др.
Подводя черту в критическом анализе действующей системы управления качеством, делаю вывод о достоинствах – отлаженный механизм контроля продукции, обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной ответственности работников, виновных в полученном браке; и недостатках – отсутствие четкой системы управления качеством с опорой на мировой опыт, незадействованность службы маркетинга на всех этапах жизненного цикла продукта, отсутствие правильной калькуляции затрат на качество.
Несколько лет ОАО «Чауский маслодельный сыродельный завод» ассоциируется с хорошим производителем. Однако не вся продукция соответствует понятию «качественный продукт». Дело не в том, что завод – плохой конкурент, а в устаревшей системе контроля за качеством. К последней уже привыкли ОАО «Чауский маслодельный сыродельный завод» и эта привычка мешает рационально взглянуть на разлад в старом механизме.
Для определения планируемых мероприятий обеспечения качества целесообразно формировать целевые научно-технические программы повышения качества продукции. Программа разрабатывается на конкретную продукцию и должна содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к ресурсному обеспечению всех этапов петли качества, а также мероприятия на всех этапах петли качества, обеспечивающие реализацию этих требований.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Таким образом, для решения
указанных выше проблем
Поскольку одна из главных целей
любого предприятия - получение максимально
возможной прибыли, оно должно планировать
и управлять процессом
Рис. 3.1 Организационная структура отдела маркетинга
Примечание. Источник: собственная разработка
Предложенное мероприятие по созданию бюро маркетинга предназначенное для улучшения управления качеством и сбытом на предприятии поможет снизить некоторые виды затрат:
Годовой фонд заработной платы дополнительного отдела маркетинга, составит:
Основная зарплата всех сотрудников бюро маркетинга:
170 у.е. в месяц. За год 170 х 12 = 2040 у.е../год
Дополнительная зарплата:
2040 х 0,43 = 877,2 у.е../год
Отчисления на социальное страхование (Осс):
Осс = (Зосн. + Здоп.) х 0,37 = (2040 + 877,2) х 0,37 = 1079,36 у.е./год
Годовой фонд заработной платы сотрудников бюро маркетинга (Фз/п):
Фз/п = Зосн. + Здоп. + Осс = 2040 + 877,2 + 1079,36 = 3996,56 у.е./год
С затратами на офисную мебель получается 1203,44 у.е.
Расширение рабочего пространства или смена кабинета повлечет затраты на ремонт нового кабинета при условии привлечения собственных трудовых резервов. По оценке ст. мастера строительного подразделения расходы составят 1800 у.е.
Общая стоимость периодических изданий, необходимых ведущему маркетологу составляет 650 у.е./год. Частичное уменьшение расходов на приобретение периодических изданий по сертификации и стандартизации может высвободить до 500 у.е. в год.
Затраты на командировки ведущего маркетолога по сертификации и стандартизации за год составляют 1500 у.е. Из этой суммы можно высвободить не менее 1000 у.е. за счет нововведения.
Затраты на отправку факсимильных сообщений составляют 500 у.е. в год.
Итого экономия по всем затратам: 9000 у.е.
Нововведение не может быть осуществлено без ниже перечисленных затрат:
Для приобретения оптимально необходимой компьютерной техники потребуется не более 4000 у.е.
Работа в сети Интернет в рабочее время с помощью наиболее приближенного Интернет-провайдера «Белтелеком» по состоянию на 1 мая 2009г. стоит 150 у.е./месяц или 1800 у.е./год
Для настройки оборудования, обучения
работы в сети и получения различных
консультаций можно воспользоваться
внутренними трудовыми
Сумма всех затрат составит 5800 у.е. за первый год.
Чистая экономия предложенного мероприятия составляет 3200 у.е. за первый год. Для наглядности экономии от внедренного мероприятия ее можно представить во временном промежутке 5 лет (таблица 3.1). По итогам пяти лет экономия от внедрения мероприятия составит 21,2 тысяча у.е.
Таблица 3.1 Экономия от внедрения мероприятия за 5 лет, у.е.
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
Сумма | |
Расходы, которые можно избежать
с помощью предложенного | ||||||
Фонд заработной платы |
3996,5 |
3996,5 |
3996,5 |
3996,5 |
3996,5 |
19982,5 |
Офисная мебель и прочее |
1203,5 |
303,5 |
303,5 |
303,5 |
303,5 |
2417,5 |
Ремонт нового кабинета |
1800 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1800 |
Периодические издания |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
2500 |
Командировочные расходы |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
5000 |
Стоимость отправки документов по факсу |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
2500 |
Итого |
9000 |
6300 |
6300 |
6300 |
6300 |
34200 |
Расходы на внедрение предложенного мероприятия | ||||||
Стоимость оборудования |
4000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4000 |
Подключение и работа в сети |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
9000 |
Итого |
5800 |
1800 |
1800 |
1800 |
1800 |
13000 |
Экономия от нововведения |
3200 |
4500 |
4500 |
4500 |
4500 |
21200 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Следующее мероприятие имеет своей целью экономию за счет объединения всех технических условий на производство продукции, используемых на предприятии. Разработка и согласование технических условий – достаточно длительный и дорогостоящий процесс. Затраты на согласование или пересмотр каждых технических условий по состоянию на 1 января 2009 года составляют:
Получение в Министерстве здравоохранения токсиколого-гигиенического паспорта – 6000 у.е.
Экспертиза в государственном центре стандартизации, метрологии и сертификации – 800 у.е.
Государственная регистрация новых или пересмотренных старых технических условий – 250 у.е.
Присвоение кодов ОКП – 500 у.е.
Также необходимо предоставить нормативную документацию на потребляемое сырье – 200 у.е.
Итого по всем затратам: 7750 у.е. за технические условия на один вид продукции.
Так как национальным стандартом предусмотрена возможность разработки и внедрения общих технических условий на группу продукции, то стоимость одних общих технических условий будет меньше в 15 раз, а объем информации будет на 5-6 листов больше, чем количество листов в одних технических условиях.
Данное мероприятие позволит сэкономить 7750 х 15 – 7750 = 108,5 тысяч у.е..
Высвобожденные финансовые средства можно направить на развитие и усовершенствование системы качества на предприятии, закупку новейшего исследовательского оборудования и на обновление технологии производства.
2. Внедрение системы материального поощрения и материальной ответственности работников за брак на предприятии СП «Алютех Инк».
3. На предприятии необходимо
внедрить систему учета затрат
по качеству. Для этого необходимо
в первую очередь провести
обучение сотрудников бухгалтер
4. Для того, что бы созданное бюро качества функционировало эффективно, необходимо чтобы начальник этого отдела четко знал свои обязанности в области системы качества. Можно предложить составить должностную инструкцию начальника бюро качества.
На предприятии ОАО «Чауский маслодельный сыродельный завод» действия системы качества охватывает все этапы производства продукции. Внедрение ее способствовало повышению ответственности руководителей всех уровней, укреплению исполнительской дисциплины каждого работающего, улучшению контроля за качеством выпускаемой продукции. Политика руководства предприятия ОАО «Чауский маслодельный сыродельный завод» в области качества направлена на обеспечение условий разработки, производства, реализации, сервисного обслуживания конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей потребительский спрос.
Политика в области качества реализуется путем выявления, устранения и предупреждения выпуска продукции неудовлетворительного качества на всех этапах от первоначального определения и до конечного удовлетворения требований и потребностей потребителей с минимальными затратами.
Система качества на предприятии базируется на основе СТБ ИСО 9002-96, т.к. выпускаемые изделия изготавливаются по техническим условиям, разработанным другими сторонними организациями, поэтому данный элемент на предприятии отсутствует.
Однако, не вся продукция соответствует
понятию «качественный продукт»
Таким образом, в ходе исследования были отмечены следующие негативные моменты в области управления качеством:
ОАО ОАО «Чауский маслодельный сыродельный завод» пользуется устаревшей системой контроля за качеством продукции;
На предприятии отсутствует
система материального
На предприятии отсутствует отдел маркетинга, который мог бы взять под контроль качество продукции;
ОАО «Чауский маслодельный сыродельный завод» не ведет учета затрат по качеству, что негативно сказывается на расходах предприятия;
В организации используются стандарты качества, однако, отсутствует инструкция по качеству;
Большое количество рекламаций говорит о плохо отлаженном контроле за качеством на предприятии.
Для того, чтобы устранить недостатки и усовершенствовать систему качества на предприятии были предложены следующие мероприятия:
1. создание одела маркетинга
2. развитие системы материального стимулирования и материальной ответственности работников за брак
3. создание инстуркции по качеству на предприятии
4. планирование качества продукции, основанное на изучении рынка сбыта, спроса потребителя, расходов на создание продукции, перспектив развития техники и повышения требований к качеству. Планирование уровня качества осуществляется комплексно и предусматривает единые требования к качеству сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции.
5. повышение требований к предпроизводственному этапу формирования качества на базе анализа причин дефектов и отказов.
6. Применение новых методов контроля:
- соединение технологии
производства и контроля в
единое целое, введение
контрольных операций в
состав технологических