Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 05:32, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение операций организации и управление качеством организации.
Задачи моей курсовой работы: дать определение операций; определить сущность управления операциями; дать классификацию операционных систем; выявить современный уровень развития производственных систем; дать определение качества; выявить аспекты качества; рассмотреть российский опыт управления качеством.
Введение
1 Управление производством
1.1 Операции на производстве
1.2 Сущность управления операциями
1.3 Классификация операционных систем
2 Качество как экономическая категория
2.1 Понятие качества
2.2 Значение повышения качества
2.3 Аспекты качества продукции
2.4. Российский опыт управления качеством
3 Система управления и контроль качества продукции на
ОАО «Гродненский мясокомбинат»
Заключение
Список использованных источников
3
Содержание
Введение
1 Управление производством
1.1 Операции на производстве
1.2 Сущность управления операциями
1.3 Классификация операционных систем
2 Качество как экономическая категория
2.1 Понятие качества
2.2 Значение повышения качества
2.3 Аспекты качества продукции
2.4. Российский опыт управления качеством
3 Система управления и контроль качества продукции на
ОАО «Гродненский мясокомбинат»
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях современного бизнеса конкурентоспособность любого предприятия, вне зависимости от его размера, зависит в первую очередь, от качества его продукции и соизмеримости ее цены и качества .
Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат по повышению доли рынка.
Каждая организация должна производить нечто, представляющее реальную ценность для ее внешней среды. Рост международной конкуренции и ускоренное развитие технологий заставили организации по-новому рассмотреть весь комплекс вопросов управления операционными подразделениями, ответственными за выпуск товаров и предоставления услуг.
пред современными руководителями встают стратегические вопросы выбора направления развития бизнеса и определения ключевых конкурентных преимуществ компании. Выработка такого видения и управления компетенцией организации является ключевой, предпринимательской, функцией менеджмента компании.
Целью моей курсовой работы является изучение операций организации и управление качеством организации.
Задачи моей курсовой работы: дать определение операций; определить сущность управления операциями; дать классификацию операционных систем; выявить современный уровень развития производственных систем; дать определение качества; выявить аспекты качества; рассмотреть российский опыт управления качеством.
Дополнить до конца страници
1 Управление производством
1.1 Операции на производстве
Операции - деятельность по производству товаров и услуг, поставляемых организацией на рынок.
Операционная система - полная система производственной деятельности организации.
Менеджеры выполняют три основных группы обязанностей на производстве:
- Планируют и реализуют общую стратегию, и определяют направление операционной деятельности предприятия.
- Разрабатывают и внедряют операционные системы, в том числе и производственный процесс, принимают решения о распределении производственных мощностей, занимаются проектированием продукта, вводят стандарты и нормы на проведение работ.
- Контролируют текущее функционирование системы.
Управляющий операциями имеет дело с большими объемами информации. Он должен уметь быстро анализировать и оценивать разнообразные факторы, определяющие функционирование операционной системы. При выполнении операционных функций требуется больше людей, чем в любой другой области деятельности организации. Следовательно, люди и определяют успех или провал любой операционной системы.
Эффективность операций - рыночная стоимость произведенных товаров и услуг, деленная на общую величину затрат организации на их производство.
Эффективность определяется следующими факторами:
- Соответствие ассортимента продукции и услуг существующему на них спросу.
- Качество произведенных системой товаров и услуг.
- Своевременность производства продукции, учет характера спроса и обязательств по доставке потребителям.
- Гибкость системы при удовлетворении потребностей различных потребителей.
1.2 Сущность управления операциями
Многочисленные обязанности операционных менеджеров можно разбить на три основные группы:
1. Разработка и реализация общей стратегии и направлений операционной деятельности организации
2. Разработка и внедрение операционной системы, включая разработку производственного процесса, решение о месторасположении производственных мощностей, проектирование предприятия, проектирование продукта, введение стандартов и норм на выполнение работ.
3. Планирование и контроль текущего функционирования системы.
Как явствует из вышеизложенного, управляющему операциями приходится иметь дело с большими объемами информации. Он должен мыслить аналитически, иметь способности к восприятию и оценке новых технологий. В выполнении операционной функции обычно занято больше людей, чем в любой другой области организации, а именно люди, в конечном счете, определяют успех или провал любой операционной системы. Таким образом, управляющий операциями должен обладать и уметь пользоваться широким ассортиментом знаний и навыков в области анализа, системотехники, технологии, а также поведенческих и социальных наук.
Для того чтобы лучше понять задачи и сложности, стоящие перед управляющим операциями, не лишним будет несколько расширить концепцию эффективности системы.
Эффективность операций- это рыночная стоимость произведенных выходов, деленная на общую величину затрат организации на израсходованные входы.
Рыночная стоимость выходов определяется как количеством единиц произведенных выходов, так и целым рядом других факторов.
Общий затраты потребленных организацией входов аналогичным образом определяются. не только их количеством, но и рядом других факторов. Например, при анализе материальных затрат мы должны учитывать:
- По каким ценам приобретались материалы?
- Каковы затраты на хранение материалов в составе запасов до момента их использования?
- Во что обошлись заказ и приемка материалов?
- Каков размер издержек, возникших в результате недостатка материалов?
- Какие затраты появились в результате проблем с качеством материалов?
Применительно к такому входу, как человеческий труд, мы должны задать себе следующие вопросы:
- Какая часть работы выполнялась в сверхурочное, а не в нормальное рабочее время, какова стоимость сверхурочных работ?
- Использовался ли персонал в соответствии с уровнем квалификации или работникам пришлось платить по тарифам более высокой квалификации, чем та, которая им требовалась для работы?
- Какими оказались затраты, связанные с текучестью кадров, вызванной изменением нагрузки в системе?
- Какими оказались затраты, связанные с ошибками персонала из-за недостаточного уровня подготовки или плохим руководством со стороны мастеров?
Можно назвать и другие аналогичные факторы, влияющие на общие затраты организации через другие виды ресурсов, потребляемых операционной системой. Эта концепция эффективности операций иллюстрирует многогранность задач, стоящих перед операционными менеджерами. Некоторые из этих задач противоречат друг другу. Так, например, можно своевременно выпускать продукцию, но только за счет увеличения объема сверхурочного труда. Управляющий операциями должен постоянно учитывать взаимосвязь многих факторов, влияющих на общую эффективность работы системы.
1.3 Классификация операционных систем
Операционные системы можно классифицировать разными способами. В Таблице 1 приведена двухмерная классификация, основанная на характере выхода и типе используемого процесса переработки ресурсов. В соответствии с этой структурой можно проанализировать фактически любую операционную систему. Четыре типа процессов переработки описаны ниже.
Таблица 1 - Классификация операционных систем
Тип перерабатывающей системы | Характер производимой продукции | |
продукция | услуги | |
Проектная | Строительный подрядчик Писатель | Врач-терапевт Маляр |
Мелкосерийная | Типография Столярный цех | Клиническая больница Авторемонтная станция |
Массовое производство | Автосборочный завод Швейное предприятие | Аэропорт Мойка машин |
Непрерывный процесс | Нефтепереработка Угольная шахта | Радиостанция Патруль |
Отличительными характеристиками систем, ориентированных на проекты, является то, что каждая единица конечной продукции уникальна по конструкции, выполняемым задачам, местоположению или по каким-либо другим важным признакам. Процесс производства при этом имеет единичный, неповторяющийся характер. На выпуск каждой единицы продукции затрачивается относительно продолжительное время: обычно несколько недель, месяцев или даже лет. Все ресурсы операционной системы в данный момент времени направляются на реализацию одного или лишь нескольких проектов.
В мелкосерийной системе производства отдельные подразделения, цеха или участки специализированы на выполнении различных операций. Объекты переработки, представленные, например, обрабатываемыми изделиями или обслуживаемыми клиентами, проходят через систему единицами или небольшими группами. Поскольку требования к обработке каждого объекта могут быть разными, то они следуют по разным маршрутам с необязательным прохождением через все участки.
Система массового производства выдает большие объемы относительно стандартизованных выходов. Отдельные единицы выпускаемой продукции неотличимы друг от друга, хотя и могут быть незначительные различия в характеристиках или комплектации. Время прохождения единицы продукции через систему относительно мало: обычно оно измеряется в минутах или часах. Производственные ресурсы системы могут быть упорядочены в некоторой последовательности и образуют технологическую линию - поток, проходящий через всю систему.
Перерабатывающая система с непрерывным процессом производит значительные объемы однородного выхода. Единственный способ различить отдельные единицы производимой продукции заключается в измерении продукта в каких-то произвольных единицах по объему, длине, площади, весу или времени. Ресурсы, поступающие на вход системы, непрерывным потоком проходят через нее, превращаясь в продукт на ее выходе.
Поучительно будет применить эту двухмерную схему классификации к производству по приготовлению и доставке продуктов питания. За редким исключением рестораны сами и производят продукты, и предоставляют услуги. Пищу готовят повара, а официанты оказывают услуги. Приводимые ниже различные способы организации приготовления пищи и разные методы ее доставки иллюстрируют три из четырех типов перерабатывающих систем. Основная часть ресторанов представляет собой предприятия с мелкосерийным производством. Клиенты проходят через систему небольшими группами, получая конкретные виды продукции и желаемые услуги. Каждая группа обслуживается отдельно, с использованием производственных ресурсов для удовлетворения потребностей этой группы. Кафетерии же представляют собой предприятия с массовым поточным производством. Пищу готовят не для отдельного клиента. Они поочередно проходят через систему, выбирая нужные им стандартные блюда. Наконец, фирмы, обслуживающие банкеты или другие официальные мероприятия, работают по типу реализации проектов. Каждый банкет планируется в зависимости от заказываемых блюд, объема и характера заказываемых услуг, подготовка к нему должна начинаться задолго до срока поставки. Такая операционная система может одновременно обслужить лишь ограниченное количество подобных мероприятий
2 Качество как экономическая категория
2.1 Понятие качества
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги ,которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.
Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства в .Качество можно представить в виде пирамиды, изображенной на рисуноке 1
Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.