Контроль качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:59, реферат

Краткое описание

Контроль предусматривает проверку продукции в самом начале производственного процесса и в период эксплуатационного обслуживания, обеспечивая в случае отклонения от регламентированных требований качества, принятие корректирующих мер, направленных на производство продукции надлежащего качества, надлежащее техническое обслуживание во время эксплуатации и полное удовлетворение требований потребителя.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
1. Понятие «контроль качества продукции»……………………..4
2. Виды контроля качества………………………………………..6
3. Понятие «метрологическое обеспечение»…………………...18
Заключение…………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………23

Файлы: 1 файл

контроль качества.doc

— 136.50 Кб (Скачать)


15

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

1.     Понятие «контроль качества продукции»……………………..4

2.     Виды контроля качества………………………………………..6

3.     Понятие «метрологическое обеспечение»…………………...18

Заключение…………………………………………………………..22

Список используемой литературы…………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на проверку надежности в процессе ее изготовления, потребления или эксплуатации.

Суть контроля качества продукции на предприятии заключается в получении информации о состоянии объекта и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, стандартах, договорах поставки и других документах.

Контроль предусматривает проверку продукции в самом начале производственного процесса и в период эксплуатационного обслуживания, обеспечивая в случае отклонения от регламентированных требований качества, принятие корректирующих мер, направленных на производство продукции надлежащего качества, надлежащее техническое обслуживание во время эксплуатации и полное удовлетворение требований потребителя. Таким образом, контроль продукции включает в себя такие меры на месте ее изготовления или на месте ее эксплуатации, в результате которых допущенные отклонения от нормы требуемого уровня качества могут быть исправлены еще до того, как будет выпущена дефектная продукция или продукция, не соответствующая техническим требованиям. Недостаточный контроль на этапе изготовления серийной продукции ведет к возникновению финансовых проблем и влечет за собой дополнительные издержки.

 

 

 

 

 

 

 

1.     Понятие «контроль качества продукции»

 

Особое место в управлении качеством продукции занимает конт­роль качества. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффек­тивность производства в целом.

Именно в процессе кон­троля осуществляется сопоставление фактически достигнутых резуль­татов функционирования системы с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минималь­ных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.

Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, ход выполнения плана, прогнозы, развитие процесса.

Контроль качества продукции (по ГОСТ 16504 – 81) - контроль количественных и (или) качественных характеристик свойств продукции.

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Так говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент.

Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) – это контроль лицами, не зависящими от процесса.

Процесс контроля должен пройти следующие стадии:

1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки);

2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса  правления);

3. Планирование проверки:

а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);

б) проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);

в) субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);

г) методы контроля;

д) объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный,

ручной, автоматический, компьютеризированный);

е) сроки и продолжительность проверок;

ж) последовательность, методики и допуски проверок.

4. Определение значений действительных и предписанных.
5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).

6. Выработка решения, определение его веса.

7. Документирование решения.

8. Метапроверка (проверка проверки).

9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).

10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установл­ение

ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).

 

 

 

 

 

2.     Виды контроля качества

 

Виды контроля различают по следующим признакам:

1.      По принадлежности субъекта контроля к предприятию:

      внутренний;

      внешний;

2.      По основанию для проведения контроля:

        добровольный;

        по закону;

        по Уставу.

3.      По объекту контроля:

      контроль за процессами;

      контроль за решениями;

      контроль за объектами;

      контроль за результатами.

4. По регулярности:

      системный;

      нерегулярный;

      специальный.

Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требо­ваний к продукции, включая в себя:

                    входной контроль (материалы не должны использоваться в процес­се без контроля; проверка входящего продукта должна соответствовать плану качества, закрепленным процедурам и может иметь различные формы);

                    промежуточный контроль (организация должна иметь специальные документы, фиксирующие процедуру контроля и испытаний внутри процесса, и осуществлять этот контроль систематически);

                    окончательный контроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечным продуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям);

                    регистрация результатов контроля и испытаний (документы о результатах контроля и испытаний предоставляются заинтересованным организациям и лицам).

Особым видом контроля являются испытания готовой продукции. Испытание – это определение или исследование одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий. Испытания проводятся по соответствующим программам. В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний:

                    предварительные испытания – испытания опытных образцов для определения возможности приемочных испытаний;

                    приемочные испытания – испытания опытных образцов для определения возможности их постановки на производство;

                      приемо-сдаточные испытания – испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику;

                      периодические испытания – испытания, которые проводят 1 раз в 3-5 лет для проверки стабильности технологии производства;

                      типовые испытания – испытания серийных изделий после внесения существенных изменений в конструкцию или технологию.

Точность измерительного и испытательного оборудования влияет на достоверность оценки качества, поэтому обеспечение его качества особенно важно.

Из нормативных документов, регламентирующих метрологическую деятельность, выделяют: Закон РФ о единстве измерений и международный стандарт ИСО 10012-1:1992 о подтверждении метрологической пригодности измерительного оборудования.

При управлении контрольным, измерительным и испытательным обору­дованием организация должна:

                  определить, какие измерения должны быть сделаны, какими средства­ми и с какой точностью;

                    оформить документально соответствие оборудования необходимым требованиям;

                    регулярно проводить калибровку (проверку делений прибора);

                    определить методику и периодичность калибровки;

                    документально оформлять результаты калибровки;

                    обеспечить условия применения измерительной техники с учетом параметров окружающей среды;

                    устранять неисправные или непригодные контрольно-измерительные средства;

                    производить регулировку оборудования и программного обеспечения с помощью только специально обученного персонала.

Прохождение контроля и испытаний продукции должно подтверждаться наглядно (например, с помощью этикеток, бирок, пломб и т.д.). Те продукты, которые не соответствуют критериям проверки, отделяются от остальных.

 

 

Рис. 2.1. Основные составляющие критерия для решения о контроле

 

Также необходимо определить специалистов, ответственных за проведение такого контроля и установить их полномочия.

Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы (рис. 2.1).

Система контроля качества продукции представляет собой сово­купность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, использу­емых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилак­тики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Эффективная система контроля по­зволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целе­направленное воздействие на уровень качества выпускаемой продук­ции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьши­ми затратами ресурсов. Положительные результаты действенного кон­троля качества можно выделить и в большинстве случаев определить количественно на стадиях разработки, производства, обращения, экс­плуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.

В рыночных условиях хозяйствования существенно возрастает роль служб контроля качества продукции предприятий в обеспечении про­филактики брака в производстве, усиливается их ответственность за достоверность и объективность результатов осуществляемых проверок, недопущение поставки потребителям продукции низкого качества.

Необходимость первоочередного совершенствования деятельности служб технического контроля предприятий определяется их особым местом в производственном процессе. Так, непосредственная близость к контролируемым объектам, процессам и явлениям (во времени и пространстве) создает работникам контрольных служб наиболее бла­гоприятные условия для следующего:

      разработки оптимальных планов контроля, основанных на резуль­татах длительного наблюдения, анализа и обобщения информации о качестве исходных компонентов готовой продукции, точности обору­дования, качестве инструмента и оснастки, стабильности технологи­ческих процессов, качестве труда исполнителей и других факторах, ока­зывающих непосредственное влияние на качество продукции;

      предупреждения брака и обеспечения активного профилактичес­кого воздействия контроля на процессы возникновения отклонений от требований утвержденных стандартов, технических условий, пара­метров действующих технологических процессов и др.;

      своевременного проведения в необходимом объеме всех предус­мотренных контрольных операций;

      целенаправленного оперативного изменения условий функцио­нирования объекта контроля для устранения возникающих сбоев в работе и предотвращения производства и поставки потребителям из­делий ненадлежащего качества.

Необходимо подчеркнуть, что контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями предприятий, является первич­ным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости первоочередного совершенствования деятельности служб технического контроля на предприятиях. На рис. 2.2. показан типовой состав структурных подразделений отдела технического контроля (ОТК) крупного предприятия.

Информация о работе Контроль качества продукции