Контроль качества и методы оценки качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:05, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - на основе анализа и оценки процесса контроля качества на предприятии дать рекомендации по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить функционирование СМК на предприятии;
- дать оценку эффективности деятельности предприятия в области контроля качества;

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты контроля в системе менеджмента качества предприятия 5
1.1 Организация системы контроля качества в СМК предприятия 5
1.2 Методы контроля качества 12
2 Организация работ в области контроля качества на предприятии 16
2.1 Оценка эффективности системы контроля качества 16
3 Совершенствование системы контроля качества 24
Заключение 28
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

Контроль качества и методы оценки качества продукции на отечественных предприятиях.doc

— 166.00 Кб (Скачать)


30

 

 

Оглавление

 

Введение

1 Теоретические аспекты  контроля в системе  менеджмента качества  предприятия

1.1 Организация системы контроля качества в СМК предприятия

1.2 Методы контроля качества

2 Организация работ в области контроля качества на предприятии

2.1 Оценка эффективности системы контроля качества

3 Совершенствование системы контроля качества

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во  второй половине ХХ столетия мир вступил в период переоценки ценностей, когда количественные показатели во многих областях жизни уступили место качественным. В особенности заметно смещение акцента с количества производимой продукции на ее качество. Во многом это обусловлено, с одной стороны, недостатком и истощением природных ресурсов, использованием более совершенных технологий и более эффективных систем управления производством, позволяющих производить продукцию более высокого качества, с другой стороны, возрастающим уровнем требований потребителей.

В настоящее время качество продукции стало главным фактором конкурентной борьбы на мировом рынке, символом процветания отдельных организаций, регионов и целых государств. На протяжении последнего десятилетия в России, несмотря на множество экономических, социальных проблем интерес к управлению качеством интенсивно возрастает. Все больше российских предприятий стремятся получить сертификат на систему качества, поскольку без этого невозможен долгосрочный успех в сфере бизнеса.

 Для достижения высокого качества продукции и услуг необходима четкая организация управления качеством. Нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы менеджмента качества (СМК), отвечающей современному уровню требований. При этом огромное значение имеет не столько сам факт наличия СМК, сколько обеспечение эффективности ее функционирования на предприятии. СМК могут функционировать только при определенных условиях, которые должны быть зафиксированы и постоянно поддерживаться в рабочем состоянии. Средством реализации этого требования является контроль качества, охватывающий все стадии жизненного цикла продукции. Именно контроль качества имеет первостепенное значение для обеспечения качества продукции и является ключом к повышению конкурентоспособности предприятия. Процессы контроля качества предоставляют необходимую информацию, как для приемки продукции, так и для выявления масштабов, характера и причин возникновения несоответствий и отклонений от заданных требований, а, в конечном счете, для улучшения деятельности по обеспечению качества.

 Цель  данной работы -  на основе анализа и оценки процесса контроля качества  на предприятии дать рекомендации по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-  изучить функционирование СМК на предприятии;

- дать оценку эффективности деятельности предприятия в области контроля качества;

- определить возможные пути совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты  контроля в системе  менеджмента качества  предприятия

1.1 Организация системы контроля качества в СМК предприятия 

 

      В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения  уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В настоящее время существуют различные трактовки понятия качества. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [9, с.5]

         Управление качеством, как и управление, возникло в результате потребности человечества первоначально в высококлассном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни. Развитие общества, а вместе с ним и экономических отношений, убедительно доказывают, что управление качеством является одним из основных элементов процесса производства товаров и услуг. При этом в процессе управления качеством важное место занимает контроль в системе качества предприятия.

       Контроль  качества является одной из функций  производственного менеджмента  и одной из составляющих процесса управления качеством на предприятии. Контроль качества - это проверка соответствия параметра продукции или процесса, от которого зависит  ее качество, установленным требованиям. На стадии разработки продукции контроль заключается в проверке соответствия опытного образца техническому заданию, технической документации; на стадии изготовления он охватывает качество, комплектность, упаковку, маркировку, состояние производственных процессов; на стадии эксплуатации это проверка соблюдения требований эксплуатационной и ремонтной документации. [1, с.147]

Контроль  качества включает три основных этапа:

1. Получение первичной информации о фактическом состоянии объекта контроля, контролируемых признаках и показателях его свойств;

2. Получение вторичной информации – сведениях об отклонениях от заданных параметров путем сопоставления первичной информации с запланированными критериями, нормами и требованиями;

3.Подготовка информации для выработки соответствующих управленческих воздействий на объект, подвергавшийся контролю, с целью устранения или предотвращения в будущем подобных ситуаций.

       Объектами контроля могут быть изделия или процессы, влияющие на их качество. Существуют различные подходы к классификации видов контроля качества, меняющиеся на протяжении развития всей истории контроля качества. По действующей в настоящее время видовой классификации контроль качества подразделяется по следующим основным признакам:

в зависимости от объекта контроля выделяют контроль качественных и контроль количественных характеристик свойств продукции или технологического процесса.

По положению в производственном процессе:

-    контроль в процессе проектирования нового изделия;

- входной контроль качества поступающих на предприятие от поставщиков сырья, материалов и полуфабрикатов;

- контроль готовой продукции, который в свою очередь включает межоперационный контроль и приемочный (выходной контроль законченной производством продукции);

По полноте охвата контролируемых изделий различают:

- сплошной контроль (контроль каждой единицы продукции, осуществляемый с одинаковой полнотой);

  - выборочный контроль  (контроль выборок или проб из партии или потока продукции).

По связи с объектом контроля во времени выделяют:

 - летучий - контроль в случайные моменты, выбираемые в установленном порядке;

- непрерывный контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно;

- периодический контроль – при нем поступление информации о контролируемых параметрах происходит через установленные интервалы.

По возможности последующего использования продукции существует:

        - разрушающий контроль - при  котором объект контроля после его осуществления использованию не подлежит;

- неразрушающий контроль это контроль без нарушения пригодности объекта контроля к дальнейшему использованию.

В зависимости от уровня технической оснащенности различают:

         - ручной контроль - используются немеханизированные средства контроля для проверки качества деталей изделий;

- механизированный контроль применяются механизированные средства контроля;

- автоматизированный контроль - осуществляется с частичным непосредственным участием человека;

- автоматический контроль - происходит без непосредственного участия человека;

- активный контроль непосредственно воздействует на ход осуществления технологического процесса и режимов обработки с целью управления ими.

По структуре организации выделяют:

- самоконтроль - это контроль  качества, осуществляемый самим  исполнителем;

- одноступенчатый контроль - проводиться непосредственно изготовителем и работником ОТК;

- многоступенчатый контроль - контроль, осуществляемый исполнителем, операционный контроль, приемочный контроль со стороны работников ОТК. [10,с.82]

В целом, для обеспечения эффективности  контроля качества необходимо иметь  в виду два общих правила. Во-первых, контроль должен охватывать все этапы  работ: от исследований и проектирования до проведения испытаний готовой продукции и надзора за ее эксплуатацией. Во-вторых, важно, чтобы основной объем контроля осуществлялся в виде самоконтроля, когда исполнители работ заинтересованы контролировать себя сами, и сами могут устранить обнаруженные дефекты.

Из  всего сказанного следует важный вывод, что качество должно быть заложено в изделии, а не доказано контролем. Основное внимание должно уделяться  предотвращению проблем, а не их выявлению  после возникновения.        

Одной из основных проблем, от решения которой  зависит успех и эффективность  развития предприятия, является проблема организации и осуществления  контроля качества. Система контроля качества представляет собой совокупность методов и средств, обеспечивающих впуск продукции, соответствующей установленным требованиям. Практика показывает, что внедрение СМК способствует достижению высоких результатов в области контроля качества.

Разработка  и внедрение СМК приводят к  укреплению единоначалия в управлении предприятием. Повышению организованности и дисциплины во всех звеньях предприятия. Практика показывает, что предприятия, внедряющие СМК, добились высоких результатов в улучшении качества продукции. С помощью такой системы определяются и выполняются основные виды работ в производстве, ведется соответствующая документация. Все это обеспечивает постоянное проведение необходимых мероприятий, направленных на повышение качества на всех этапах производственной деятельности. [4, с. 48]

СМК содействуют организациям в повышении удовлетворенности потребителей и становятся социальной необходимостью. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, из-за чего они должны постоянно контролировать и совершенствовать свою продукцию и технологические процессы.

СМК должна быть основой постоянного повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую потребительским требованиям. Обоснование необходимости СМК преимущественно сосредоточено в выявлении общественной потребности и ожиданий заинтересованных сторон. Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии СМК, постоянно улучшать ее результативность. Необходимо обеспечение регулярного и эффективного процесса внутреннего контроля в рамках СМК, а также оценки сильных и слабых сторон данной системы. Важно, чтобы руководство обеспечивало проведение действий по совершенствованию контроля в СМК организации.  Контроль является обязательной функцией СМК. Поэтому тем, насколько грамотно организована система контроля качества, во многом определяется эффективность всей СМК организации. Система контроля – это совокупность средств контроля, исполнителей и определенных объектов контроля, взаимодействующих по правилам, установленным соответствующей документацией. [8, с.205]

Система контроля включает следующие элементы:

 - объекты контроля в зависимости  от стадии контроля качества;

 - контрольные операции и их  последовательность;

 - правила, методы и средства  контроля;

 - средства механизации и автоматизации  контроля;

  - документацию;

 - исполнителей соответствующей квалификации.

Организация контроля качества - это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативных документов.

 Организация системы контроля качества должна базироваться на следующих положениях:

1.                 Система контроля является неотъемлемой  частью как СМК, так и производственного  процесса, поэтому разрабатывается  одновременно с технологией службы главного технолога или соответствующими проектно - конструкторскими организациями, либо по согласованию с ним и обязательно фиксируется в утверждаемых технологических процессах.

Информация о работе Контроль качества и методы оценки качества продукции