Контроль качества на жизненных этапах продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы, заключается в изучении организации контроля качества продукции на этапах жизненного цикла.
Задачи работы:
- раскрыть аспекты качества продукции;
- определить основные этапы управления качеством;
- рассмотреть международные стандарты по системам качества;
- рассмотреть планирование процессов жизненного цикла продукции;
- проанализировать планирование качества на основных этапах жизненного цикла продукции.

Оглавление

Введение
3
Планирование качества
1.1 Аспекты качества продукции
5
1.2 Международные стандарты по системам качества
7
1.3 Основные этапы управления качеством
8
1.4 Понятие и характеристика жизненного цикла продукции
9
1.5 Планирование процессов жизненного цикла продукции
10
Планирование качества на основных этапах жизненного цикла продукции
2.1 Анализ и изучение рынка
16
2.2 Проектирование и разработка товара
18
2.3 Материально-техническое снабжение
22
2.4 Производство товара
24
2.5 Контроль, проведение испытаний и обследование
26
2.6 Упаковка и хранение товара
28
Заключение
30
Список использованных источников
31

Файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 50.25 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

3

1

Планирование качества

 
 

1.1 Аспекты качества продукции

5

 

1.2 Международные стандарты  по системам качества

7

 

1.3 Основные этапы управления  качеством

8

 

1.4 Понятие и характеристика жизненного цикла продукции

9

 

1.5 Планирование процессов жизненного цикла продукции

10

2

Планирование качества на основных этапах жизненного цикла продукции

 
 

2.1 Анализ и изучение рынка

16

 

2.2 Проектирование и разработка товара

18

 

2.3 Материально-техническое снабжение

22

 

2.4 Производство товара

24

 

2.5 Контроль, проведение испытаний и обследование

26

 

2.6 Упаковка и хранение товара

28

 

Заключение

30

 

Список использованных источников

31


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема является актуальной, так как в условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей.

Высокое качество продукции  и услуг является самой весомой  составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного  качества, соответствующего требованиям  потребителей, невозможно рационально  интегрировать национальную экономику  в мировое хозяйство и занять в ней достойное место.

Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потребительские  свойства товара.

Качество – задача номер  один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью современных  методов менеджмента качества передовые  зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают  в области применения современных  методов менеджмента качества. Между  тем, повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение  качества невозможно без изменения  отношения к качеству на всех этапах. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

Учитывая сложный, многоаспектный характер понятия «качество продукции» и постоянно меняющиеся требования потребителей к нему, перед фирмами  – изготовителями встаёт задача обеспечения  требуемого качества и управления им на всем протяжении жизненного цикла  продукции, а это требует наличия соответствующих знаний в области управления качеством и подготовленных в этой области специалистов.

Разработанность проблемы. К проблематике управления качества обращались как зарубежные, так и  отечественные ученые. Среди них  можно назвать следующих: Л.Е. Басовский, В.Я. Белобрагин, Е.А. Горбашко, Н.С. Дереповская, В.В. Ефимов, В.П. Мельников, В.Н. Мишин, С.В. Мищенко, С.В. Понамарев, В.П. Смоленцев, Д.А. Шевчук и многие другие.

Объектом и предметом исследования составляет процесс организации контроля качества продукции на всех этапах жизненного цикла.

Цель курсовой работы, заключается  в изучении организации контроля качества продукции на этапах жизненного цикла.

Задачи работы:

- раскрыть аспекты качества продукции;

- определить основные этапы управления качеством;

- рассмотреть международные  стандарты по системам качества;

- рассмотреть планирование процессов жизненного цикла продукции;

- проанализировать планирование качества на основных этапах жизненного цикла продукции.

Методологическая база. Методологической основой исследования послужили  диалектический метод познания, а  также такие общенаучные методы, как анализ и синтез, сравнения  и группировки, системный подход и др.

В соответствии с целью  и задачами, поставленными в работе, она структурно включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

1 Планирование качества

1.1 Аспекты качества продукции

Удовлетворение потребителя  качественным продуктом является первостепенной задачей каждого производителя. В то же время качество продукта является результатом качества процессов, выход которого он осуществляет. Поэтому для обеспечения качественного выхода производитель/поставщик должен обеспечить соответствующее качество самого процесса. При этом под процессом понимается не только процесс производства продукта.

Существует несколько  точек зрения на то, что представляет собой процесс:

1) процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности преобразующих входы в выходы;

2) процесс - это устойчивая, целенаправленная деятельность, осуществляемая по определенной технологии, для достижения запланированного результата, представляющего ценность для потребителя.

Процесс должен иметь набор  параметров для его изучения:

1) результативность - это степень реализации запланированной деятельности и степень достижения запланированных результатов;

2) эффективность - это характеристика степень использования выделенных ресурсов, показывает связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами;

3) адаптивность (приспособляемость, гибкость, эластичность) - это приспосабливаемость процесса к изменениям внешних и внутренних факторов. Характеризуется скоростью отклика процесса на изменение требований к выходам;

4) скорость процесса;

5) количество дефектов;

6) автоматизация процесса;

7) стоимость процесса;

8)удовлетворенность потребителей и т.д.

Под управлением качеством  продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия  на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции  оптимального качества и полноценное ее использование.

Система управления качеством  продукции включает следующие функции:

1) функции стратегического, тактического и оперативного управления;

2) функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные;

3) функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции;

4) функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Стратегические функции  включают:

а) прогнозирование и анализ базовых показателей качества;

б) определение направлений проектных и конструкторских работ;

в) анализ достигнутых результатов качества производства;

г) анализ информации о рекламациях;

д) анализ информации о потребительском спросе.

Тактические функции:

а) управление сферой производства;

б) поддержание на уровне заданных показателей качества;

в) взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.

Система управления качеством  продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и  средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

1.2 Международные стандарты  по системам качества

В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) при участии  США, Канады, ФРГ были разработаны  и утверждены пять международных  стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации  контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

1. ИСО 9000 “Общее руководство  качеством и стандарты по обеспечению  качества. Руководящие указания  по выбору и применению”. 

2. ИСО 9001 “Система качества. Модель для обеспечения качества  при проектировании и (или)  разработке, производстве, монтаже  и обслуживании”. 

3. ИСО 9002 “Система качества. Модель для обеспечения качества  при производстве и монтаже”.

4. ИСО 9003 “Система качества. Модель для обеспечения качества  при окончательном контроле и  испытаниях”. 

5. ИСО 9004 “Общее руководство  качеством и элементы системы  качества. Руководящие указания”. 

Система управления качеством  продукции должна удовлетворять  требованиям к:

9001 – требования к системе  контроля и испытаний продукции,  сертификации надежности.

9002 – требования к системе  организации производства.

9003 – требования к системе  управления качеством от проектирования  до эксплуатации.

 

 

1.3 Основные этапы управления  качеством

В современной теории и  практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапа:

1) принятие решений “что производить?” и подготовка технических условий. Например. При выпуске автомобиля той или иной марки важно решить: "для кого автомобиль" (для узкого круга весьма состоятельных людей или для массового потребителя);

2) проверка готовности производства и распределение организационной ответственности;

3) процесс изготовления продукции или предоставления услуг;

4) устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем;

5) разработка долгосрочных планов по качеству.

Осуществление перечисленных  этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это  обеспечивает системный подход к  управлению качеством.

Рассмотрим более подробно содержание этапов управления качеством.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.

На втором этапе оценивается  качество конструкции. Качество может  отвечать техническим требованиям  фирмы на конструкцию изделия, однако, сама конструкция может быть как  высокого, так и низкого качества.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяет реальные потребности  потребителей.

Товары фирмы могут  соответствовать внутренним техническим  условиям (этап первый); сама конструкция  изделия может быть выдающейся (этап второй); услуга или изделие могут  не подходить для удовлетворения конкретных нужд потребителя. Мы рассмотрели  содержание трех основополагающих этапов, которые одинаково важны. Любая  недоработка в любом из них  может создать проблемы с качеством.

1.4 Понятие и характеристика жизненного цикла продукции

По определению, приведенному в стандарте ISO 9004-1, ЖЦП - это совокупность процессов, выполняемых от момента  выявления потребностей общества в  определенной продукции, до момента  удовлетворения этих потребностей и  утилизации продукции.

Принято считать, что жизненный  цикл товара состоит из следующих  этапов:

1) поступление товара  в широкую продажу, выход его  на рынок;

2) рост объема продаж  товара вследствие наличия и  увеличения спроса;

3) период зрелости, когда  достигается максимальный объем  продаж;

4) насыщение рынка данным  товаром, снижение спроса;

5) резкий спад объема  продаж, снижение прибыли. 

Для фазы внедрения характерен незначительный рост объема продаж; на этой фазе предприятие часто несет  убытки из-за незначительного производства и начальных больших затрат на маркетинг.

Фаза роста - признание  потребителями товара и быстрый  рост спроса на него. Происходит значительное увеличение продаж и прибыльности, относительные затраты на маркетинг  снижаются, цены постоянны или несколько  понижаются.

На фазе зрелости и насыщения  наблюдается падение темпов роста  продаж, прибыль относительно или  абсолютно снижается, растет конкуренция, возрастают расходы на маркетинг, цены проявляют тенденцию к снижению.

На фазе спада происходит резкое снижение объема продаж и прибыли. С помощью модернизации товара, изменения  цены, стимулирования сбыта возможно оживление спроса и продаж на определенное (обычно непродолжительное) время, после  чего наступает еще более резкое падение спроса и товар снимается  с рынка.

Информация о работе Контроль качества на жизненных этапах продукции