Контроль качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:59, реферат

Краткое описание

Контроль предусматривает проверку продукции в самом начале производственного процесса и в период эксплуатационного обслуживания, обеспечивая в случае отклонения от регламентированных требований качества, принятие корректирующих мер, направленных на производство продукции надлежащего качества, надлежащее техническое обслуживание во время эксплуатации и полное удовлетворение требований потребителя.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
1. Понятие «контроль качества продукции»……………………..4
2. Виды контроля качества………………………………………..6
3. Понятие «метрологическое обеспечение»…………………...18
Заключение…………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………23

Файлы: 1 файл

контроль качества.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Операции контроля качества – неотъемлемая составная часть технологического процесса производства изделий, а также их последующей упаковки, транспортировки, хранения и отгрузки потре­бителям. Без проведения работниками контрольной службы предпри­ятия (цеха, участка) необходимых проверочных операций в процессе производства изделий или по завершении отдельных этапов их обра­ботки последние не могут считаться полностью изготовленными, потому не подлежат отгрузке покупателям. Именно это обстоятель­ство определяет особую роль служб технического контроля.

 

Рис. 2.2. Структурные подразделения ОТК

 

Службы технического контроля функционируют в настоящее вре­мя практически на всех промышленных предприятиях. Именно отде­лы и управления контроля качества обладают наиболее существенны­ми материально-техническими предпосылками (испытательным оборудова­нием, контрольно-измерительными приборами, оснасткой, помещениями и т. п.) для проведения квалифицированной и всесто­ронней оценки качества изделий. Тем не менее, достоверность резуль­татов контроля качества, осу­ществляемого персоналом этих служб, нередко вызывает обоснованные сомнения.

На некоторых предприятиях требовательность и объективность работников технического контроля при приемке изготовленной про­дукции остаются на низком уровне. Ослабление работы по выявлению внутреннего брака практически повсеместно сопровождается увеличе­нием рекламаций на выпускаемую продукцию. На многих предприя­тиях наблюдается превышение суммы убытков от претензий и рекла­маций на продукцию низкого качества над величиной потерь от брака в производстве.

Обнаружение многих дефектов изделий лишь потребителями продук­ции свидетельствует о неудовлетворительной работе служб технического контро­ля предприятий и, в частности, об отсутствии необходи­мой заинтересован­ности и ответственности персонала контролирующих подразделений в полном выявлении брака на обслуживаемых участках производства.

В структуре служб контроля качества продукции многих предпри­ятий в основном присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества. При этом недостаточно развиты организационно-экономические и информаци­онные функции отделов и управлений технического контроля. На многих предприятиях в работе названных подразделений имеются та­кие проблемы и недостатки, как:

      низкая пропускная способность контрольных служб и недоста­точная численность персонала, приводящие к нарушению ритмично­сти производства и реализации продукции, невыполнению отдельных работ по контролю качества, появлению бесконтрольных участков производства;

      недостоверность результатов контроля;

      низкая требовательность и субъективизм в оценке качества про­дукции;

      слабая техническая вооруженность и недостатки метрологичес­кого обеспечения;

      несовершенство методик измерений, дублирование и параллелизм в работе по оценке качества;

      относительно низкая заработная плата работников служб конт­роля качества продукции предприятий;

      недостатки в системах премирования персонала контрольных служб, приводящие к не заинтересованности в полном и своевремен­ном выявлении брака;

      несоответствие квалификации контролеров разряду выполняемых контрольных работ, низкий образовательный уровень работников ОТК предприятий.

Устранение отмеченных недостатков в работе служб технического контроля, препятствующих достижению высокой профилактичности, достоверности и объективности проверок, может оказывать разносто­роннее положительное влияние на процессы формирования и оценки качества изделий.

Во-первых, технический контроль, направленный на предупрежде­ние разбалансированности производственных процессов и возникновение отклоне­ний от требований, установленных к качеству изделий, способствует профилактике брака, его обнаружению на наиболее ранних стадиях технологических процессов и оперативному устранению с минималь­ными затратами ресурсов, что, несомненно, приводит к повышению качества выпускаемой продукции, росту эффективности производства.

Во-вторых, строгий и объективный контроль качества изделий ра­ботниками ОТК препятствует проникновению брака за ворота пред­приятий-изготовителей, способствует уменьшению объемов недобро­качественных изделий, поставляемых потребителям, снижает вероятность появления неизбежно возникающих при плохом контро­ле дополнительных непроизводительных расходов по выявлению и ус­транению различных дефектов в уже собранных изделиях, хранению, отгрузке и транспортировке недоброкачественной продукции к потребителям, ее входному контролю специальными подразделениями и возврату дефектной продукции изготовителям.

В-третьих, надежная работа службы контроля качества создает необ­ходимые предпосылки для устранения дублирования и параллелизма в работе других служб предприятия, снижения объемов перерабатыва­емой ими информации, высвобождения многих квалифицированных специалистов, занятых перепроверкой продукции, принятой службой технического контроля предприятия, существенного уменьшения коли­чества разногласий, имеющих место при оценке качества продукции различными субъектами контроля, снижения затрат на технический контроль и повышения его эффективности.

Совершенствование деятельности отделов и управлений техничес­кого контроля предприятий должно предусматривать в первую оче­редь создание, развитие и укрепление в рамках контрольных служб тех подразделений, которые способны эффективно решать следующие задачи:

      разработка и реализация мероприятий по профилактике брака в производстве, предотвращению возникновения отклонений от утвер­жденных технологических процессов, предупреждению сбоев в рабо­те, приводящих к ухудшению качества выпускаемой продукции;

      разработка и внедрение прогрессивных методов и средств техни­ческого контроля, способствующих росту производительности и фон­довооруженности труда контролеров ОТК, повышению объективнос­ти проверок и облегчению работы персонала контроль­ных служб;

      объективный учет и комплексная дифференцированная оцен­ка качества труда различных категорий персонала контрольной службы, определение достоверности результатов контроля;

      подготовка необходимых данных для последующей централи­зован­ной обработки информации о фактическом состоянии и изменении основных условий и предпосылок производства высо­кокачественной продукции (качества поставляемых по кооперации сырья, мате­риалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. п., качества труда рабо­тающих, состояния технологической дисциплины в цехах и на участках и т. д.), а также информации о достигнутом уровне качества вы­пускаемой продукции;

      проведение работ по расширению внедрения самоконтроля основ­ных производственных рабочих (в частности, формирование перечня технологических операций, передаваемых на самоконтроль качества, оснащение рабочих мест необходимыми контрольно-измерительными приборами, инструментом, оснасткой и докумен­тацией, специальное обучение рабочих, выборочный контроль Дея­тельности исполнителей, переведенных на работу с личным клеймом, оценка результатов внед­рения самоконтроля в производстве и т. д.);

      проведение специальных исследований динамики качества изделий в процессе их эксплуатации, предполагающих организацию эффек­тивной информационной взаимосвязи между поставщиками и пот­ребителями по вопросам качества продукции;

      планирование и технико-экономический анализ различных аспек­тов деятельности службы контроля качества продукции;

      координация работы всех структурных подразделений отделов и управлений технического контроля предприятия;

      периодическое определение абсолютной величины и динамики зат­рат на контроль качества продукции, влияния профилактичности, достоверности и экономичности технического контроля на качество изделий и основные показатели деятельности предприятия, оценка эффективности работы контрольной службы.

На небольших предприятиях в силу ряда объективных причин со­здание нескольких новых подразделений в составе службы техничес­кого контроля не всегда возможно. В подобных случаях перечисленные выше функции могут быть переданы для постоянного выполнения не вновь созданным подразделениям, а отдельным спе­циалистам службы контроля качества, входящим в состав тех или иных ее структурных звеньев.

В существующих производственных условиях достаточно быстрое и эффективное повышение объективности контроля качества продук­ции достигается в результате изменения сложившейся на многих предприятиях неправильной системы оценки и стимулирова­ния труда различных категорий персонала контрольных служб, созда­ния подлинной заинтересованности этих работников в повышении качества своего труда, обеспечении достоверности осуществляемых проверок.

Для существенного улучшения результатов деятельности по конт­ролю качества продукции необходима также концентрация усилий работников контрольных служб для обеспечении приоритетного разви­тия прогрессивных видов технического контроля, позволяющих осу­ществлять профилактику брака в производстве. На рис.2.3 показан состав элементов системы профилактики брака на предприятии и их взаимосвязь. Эффективность ее деятельности напрямую влияет на качественные показатели работы предприятия, поэтому имеет непреходящее значение.

Развитие прогрессивных видов технического контроля предполагает необходимость первоочередного совершенствования:

      контроля качества продукции на этапе ее разработки;

      нормоконтроля конструкторской, технологической и другой доку­ментации на вновь осваиваемые и модернизируемые изделия; входного контроля качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и другой продукции, получаемой по коопе­рации и используемой в собственном производстве;

      контроля соблюдения технологической дисциплины непосредствен­ными исполнителями производственных операций;

      самоконтроля основных производственных рабочих, бригад, участ­ков, цехов и других подразделений предприятия.

Рис. 2.3. Система профилактики брака на предприятии

 

Правильное использование перечисленных видов контроля способ­ствует значительному повышению его активного воздействия на про­цесс формирования качества изделий, поскольку осуществляется не пассивная фиксация брака в производстве, а профилактика его воз­никновения.

Применение указанных видов контроля позволяет осуществлять своевременное обнаружение намечающихся отклонений от установ­ленных требований, оперативное выявление и устранение различных причин снижения качества продукции, предотвращение возможности их появления в дальнейшем.

3.     Понятие «метрологическое обеспечение»

 

Метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения единства и требуемой точности измерений. В современном обществе она играет большую роль, что связано с тем, что практически нет ни одной сферы человеческой деятельности, где бы не использовались результаты измерений. В нашей стране ежедневно выполняется свыше 20-ти млрд. различных измерений. Затраты на обеспечение и проведение измерений составляют до 20-ти процентов всех затрат на производство продукции.

С помощью измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Измерительная информация служит основой для принятия решений о качестве продукции при внедрении систем качества, в научных экспериментах и т.д. и только её достоверность и точность обеспечивают правильность решений на всех уровнях управления, а недостоверная - приводит к снижению качества продукции, авариям, неправильным решениям.

Для реализации большого числа законов РФ (таких, как «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об энергосбережении» и т.д.) необходимо использование достоверной и сопоставимой метрологической информации.

Эффективное сотрудничество с другими странами, совместные разработки научно-технических программ, дальнейшее развитие торговых отношений требуют взаимного доверия к измерительной информации, являющейся, по существу, основным объектом обмена при совместном решении научно-технических проблем, основой взаимных расчетов при торговых операциях, заключении контрактов на поставку материалов, изделий и оборудования. Создание единого подхода к измерительной информации гарантирует взаимопонимание, возможность унификации и стандартизации методов и средств измерений и испытаний продукции в международной системе товарообмена.

Для количественного определения (измерения) того или иного параметра, характеристики продукции, процесса, т.е. любого объекта необходимо выбрать параметры, которые характеризуют интересующие нас свойства объекта; установить степень достоверности, с которой следует определять выбранные параметры, а также допуски, нормы точности и т.д.; выбрать методы и средства измерений для достижения требуемой точности; обеспечить готовность средств измерений выполнять свои функции посредством привязки этих средств к соответствующим эталонам (посредством их периодической поверки и калибровки); обеспечить учет или создание требуемых условий для проведения измерений, обработку результатов измерений и оценку характеристик погрешностей.

Перечисленные положения представляют собой своеобразную систему, изъятие из которой какого-нибудь звена неизбежно приводит к получению недостоверной информации и, как следствие, к значительным экономическим потерям и принятию ошибочных решений и т.д.

Информация о работе Контроль качества продукции