Система управления качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение совершенствования системы управления качеством в условиях реформирования экономики на примере предприятия ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод».
Задачи курсовой работы:
Изучить систему управления качеством на промышленном предприятии;
Проанализировать систему управления качеством ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод»;
предложения по совершенствованию системы управления качеством на предприятии ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод».

Оглавление

Введение 3
1 Сущность и основные механизмы повышения системы качества продукции 5
1.1 Качество и конкурентоспособность продукции 5
1.2 Организация управления качеством на предприятии 7
1.3 Современная концепция управления качеством на предприятии 11
2. Анализ системы управления качеством на предприятии 18
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Чауский маслодельный сыродельный завод» 18
2.2 Анализ системы управления качеством на предприятии 23
3. Предложения по совершенствованию системы управления качеством на предприятии 34
3.1 Предложения по повышению качества продукции и совершенствованию системы управления качеством 34
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений 35
Заключение 38
Список использованных источников 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Файлы: 1 файл

Система управления качеством продукции.doc

— 826.00 Кб (Скачать)

При оценке качества по сортности  используются показатели высшего, первого, второго сорта: объем и номенклатура продукции по каждому сорту, удельный вес продукции каждого сорта в объеме произведенной и реализованной продукции, а также в объеме продукции каждого сорта (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Оценка выполнения плана по сортности сыра кобсного за 2009 год

Коэффициент

Сорт

Цена за единицу, р.

План

Факт

Удельный вес по стоимости

Стоимость по цене 1 сорта, тыс. руб.

шт.

тыс. р.

шт.

тыс.

р.

план

факт

1,00

0,87

Всего

I

II

150      130              -

16000   3000    19000

2400     390          2790

17630

2316

19946

2644

301

2945

82,5           

17,5

100,0

87,8

12,2

100,0

2644

347

2991


Примечание. Источник: собственная  разработка

Предприятие увеличило выпуск продукции  первого сорта по сравнению с  планом на 5,3 % (87,8 — 82,5) За счет этого выпуск продукции увеличился на 155 тыс. р.(2945 — 2790).

Средний коэффициент сортности  по плану равен:

16 000*1,00+3000*0,87/19000= 0,979;

Средний коэффициент сортности  фактически равен:

Обеспечение качества продукции связано с затратами.

Качество продукции должно гарантировать  потребителю удовлетворение его  запросов, ее надежность и экономию затрат.

Эти свойства формируются в процессе всей производственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации. На рис. 2.1 покажем цепочку формирования затрат и стоимости товара или услуги на нашем предприятии.

 

Рис. 2.1 Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции[12, c. 26. табл. 2]

 

Она позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. Под гарантиями, мы подразумеваем технологические, санитарно-эпидемиологические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.

Эти показатели имеют качественное выражение и включают в себя плановые, фактические и критериальные качества продукции.

 В табл. 2.2 показана деятельность подразделений ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод» по управлению производственными затратами

 

Таблица 2.2 Деятельность подразделений ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод» по управлению производственными затратами

Функциональные мероприятия

Исполняющие подразделения

Операции по регулированию  издержек

Значимость

Планирование продукции

Планирование в масштабе всего предприятия

Определение объема  затрат на основе планирования новой продукции и планирования прибыли, а затем распределение этих  затрат на составляющие.

+

Бухгалтерия

Выработка  объема затрат.

+

Планирование производства продукции

Бухгалтерия

Определение затрат на основе аналогичной продукции или блюда.

+

Принятие необходимых  мер для уменьшения разницы между  общими затратами и затратами, определенными  по  аналогичной продукции или  блюду.

-

Снабжение

Отдел снабжения

Оценка планов поставки и условий закупки.

0

Установление контроля за ценами поставщиков (сравнение целевого и реального снижения затрат, анализ и принятие необходимых мер).

0

Оценка возможностей уменьшения цен поставщиков, оказание помощи поставщикам в осуществлении  мер по снижению затрат.

+

Производство и контроль

Исполняющие подразделения

Осуществление управления затратами через планирование финансированных  затрат (производственный отдел и  администрация).

0

Бухгалтерия

Осуществление управления затратами через снижение затрат в первоначальных изделиях (по каждому  типу изделий и по каждому стоимостному фактору).

0

Осуществление управления затратами через работу с персоналом по проведению мероприятий, направленных на снижение затрат.

+

Сбыт и обслуживание

Исполняющие подразделения (бар и кухня)

Определение действительных затрат на новую продукцию путем всесторонней оценки.

0

Бухгалтерия

Участие в анализе  и обслуживании проверок на производстве.

0


Примечание. Источник: собственная  разработка

 

”+” – действия, имеющие решающее значение;

”0” – действия, имеющие определенное влияние, но которое в дальнейшем может быть нейтрализовано.

Из табл. 2.8 видно, что все этапы деятельности фирмы включают в себя элементы управления затратами.

Укрупненные затраты, связанные с  качеством продукции, можно разделить  на управленческие и производственные. Управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.

В нашем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:

транспортные (внешние перевозки  сырья). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, технические, включающие стоимость  транспортных средств, затраты на персонал транспортных подразделений - его  набор и оплату труда;

снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья  и материалов). Их можно разделить  на непосредственно материальные –  соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; и затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы;

затраты на подразделение, контролирующие производство;

затраты, связанные с работой  экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: управляющий (своевременное составление  планов), бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.;

Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты  на предотвращение. Однако, в бухгалтерии ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод» данные затраты не отражаются.

К первым относятся расходы, которые  несет наше предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим и санитарно-эпидемиологическим и иным условиям. Их нетрудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование и накладные расходы отдела технического контроля (отдела качества). Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований.

Ко вторым относятся расходы  на доработку и усовершенствование продукции. В данную группу включаются затраты на внедрение системы  управления качеством, в том числе  ее техническое обеспечение, расходы  на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т. д.

Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении  следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости  от новизны продукции. Эти затраты  на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, оказываются весьма велики. Политика предприятия должна быть изначально нацелена на высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать. Брак может быть обнаружен на самом предприятии-производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак, свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией. Рекламации сравнивают по стоимость и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации. На предприятии ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод»рекламации рассчитываются на 10000 тыс.ед. В табл. 2.3 приведены данные по количеству  рекламаций на предприятии за 2008 – 2009 годы.

 

Таблица 2.3  Рекламации на предприятии ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод» за 2008 – 2009 год

Продукция

2008

2009

Отклонение (+,-)

сырок плавленый

14

11

-3

сыр колбасный

4

2

-2

сыр твердый жирный

8

16

+8


Примечание. Источник: собственная разработка

 


Рис.2.2 Динамика рекламаций на предприятии ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод» за 2008 – 2009 годы, шт.

 

Примечание. Источник: собственная  разработка

 

Из табл. 2.3 и рис. 2.2 видно, что количество рекламаций снизилось по сыркам плавленым и сыру колбасному, однако, рекламации по сыру твердому жирному за 2009 год увеличились на 8 штук, что, несомненно, говорит о том, что предприятие несет материальные потери, а также значительную потерю репутации.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака (Аб).

Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц-виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (АП.б.).

Как правило, Аб³ АП.б.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

Рассмотрим  расчет показателей брака для октогонального стального вала на предприятии ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод»  (см. табл. 2.4).

Таблица 2.4 Расчет показателей брака за 2008 – 2009 год

№ п/п

Показатель, тыс. руб.

2008 год

2009год

Отклонение

Сумма

 В % к прошлому  году

1

Себестоимость окончательного брака, тыс. руб.

8990

2935

- 6055

32,6

2

Расходы по исправлению  брака, тыс. руб.

-

2935

2935

-

3

Абсолютный размер брака (стр.1+стр.2), тыс. руб.

8900

3228

- 5671

36,2

4

Стоимость брака по цене использования, тыс. руб.

4500

2000

- 2500

44,4

5

Суммы, удержанные с лиц-виновников брака, тыс. руб.

-

-

-

-

6

Суммы, взысканные с поставщиков, тыс. руб.

-

800

800

-

7

Абсолютный размер потерь от брака (стр.3 + стр.4 - стр.5 - стр.6), тыс. руб.

13490

4428

- 9061

32,8

8

Валовая (товарная) продукция по производственной себестоимости, тыс. руб.

286420

382407

95987

133,5

9

Относительный размер брака (стр.3 / стр.8 * 100%), %

3,1

0,8

-2,3

25,8

10

Относительный размер потерь от брака (стр.7 / стр.8 * 100%), %

4,7

1,2

-3,5

25,5


Примечание. Источник: собственная разработка

 

Из табл. 2.4 можно сделать вывод, что основной причиной брака явилась поставка некачественного сырья и некачественная работа служащего персонала занятого в изготовлении продукции. В отчетном году, основываясь на опыте предыдущего периода, ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод» ужесточило контроль за процессом производства, и повысило материальную ответственность работников за брак, предусматривающая компенсацию в случае их низкого качества, которая и позволила сократить абсолютный размер потерь от брака на (13490 – 4428) = 9061 тыс. руб.

Определим стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при  отсутствии брака (D q). Для этого следует фактический объем товарной продукции в плановых ценах (q1Pпл) умножить на долю окончательного брака производственной себестоимости (dо.б.).

Или: D q = q1Pпл * dо.б..

Пусть для нашего примера q1Pпл = 65 000 тыс. руб.

Тогда: D q = 65 000 * 2935/58700= 3250 тыс. руб.

Руководство предприятия должно следить  за качественным подбором более квалифицированного персонала, т. к. на ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод» большая текучесть кадров, необходимо упорядочить работу постоянного персонала, это позволит улучшить качество произведенной продукции. Также необходимо  заменить или заключить дополнительный договор с поставщиками о наличии брака. 

Это позволит более точно определить размер излишне израсходованных  средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.

Таким образом, проанализировав систему  качества на предприятии ОАО «Чаусский маслодельно-сыродельный завод» необходимо сделать следующие выводы:

Оценка качества, данная работниками  лаборатории качества, позволяют  сделать вывод о том, что  хорошой системы качества с позиции современных представлений о качестве на предприятии нет. Есть не достаточно отлаженный механизм контроля соответствия-несоответсвия определенному ГОСТу. Для этого ведется статистический учет и контроль качества, что, в принципе, не ново в отечественной и зарубежной практике. Он включает (как уже говорилось выше) регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных контроля готовых изделий и регистрацию данных промежуточного контроля, т.е. с инспекционный контроль. За ней следует статистический учет производства и технологии: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Последнее - это управление и делопроизводство; финансовые операции. Никакие методы из «семи инструментов контроля качества» не используется.

Информация о работе Система управления качеством продукции