Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа
Для раскрытия цели работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность качества: экономические категории и затратный механизм качества, его взаимосвязь с конкурентоспособностью предприятия;
Рассмотреть управление качеством продукции и формирование конкурентных преимуществ предприятия на целевом рынке;
Провести анализ обеспечения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Элема»;
Сформулировать предложения по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Элема».
ВВЕДЕНИЕ
1 Система управления качеством на промышленном предприятии
1.1 Качество и конкурентоспособность продукции
1.2 Формирование конкурентных преимуществ предприятия
1.3 Организация управления качеством на предприятии
1.4 Современная концепция и модель управления качеством. Всеобщее управление качеством
2 Анализ системы управления качеством на ОАО «Элема»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации обеспечения качества на предприятии
2.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции
2.4 Анализ путей повышения качества продукции и совершенствования системы управления качеством
2.5 Результаты анализа
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Предложения по повышению качества продукции и совершенствованию системы управления качеством
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При построении каналов распределения продукции на ОАО «Элема» учитывались внешние факторы (изменение рыночной ситуации, влияние законодательных актов, воздействие конкурентов и др.) и факторы, выражающие требование потребителя к продукции (время, вспомогательные услуги и др.).
Отдел маркетинга является самостоятельным подразделением ОАО «Элема» и подчиняется заместителю директора по коммерческим вопросам.
Вся коллекция разделена на группы: молодежная, классическая, мужская одежда.
Продукция предприятия рассчитана на массового покупателя со средним уровнем доходов.
Прослеживается тенденция снижения балансовой прибыли за рассматриваемый промежуток времени. Если в 2007 году балансовая прибыль составила 3724143 тыс. руб., то в 2009 году только 2726770 тыс. руб.
Предприятие имеет высокий показатель прибыли на рубль основного и оборотного капитала.
Объем произведенной продукции в 2009 году составил 400077 шт., что говорит о его снижении на 11,38% по сравнению с 2008 годом, в котором произошло увеличение на 13,49% по сравнению с предшествующим годом.
Себестоимость изделий возросла из-за дорогого иностранного сырья.
Качество выпускаемой продукции увеличилось за счет проведенных мероприятий по внедрению нового оборудования, потери от брака составили в 2009 году 4008 тыс. руб.
Интегральный показатель качества, оценивающий продукцию ОАО «Элема» по сравнению с конкурентами показывает, что качество изделий предприятия выше, чем у “Калинки” и “Дисвеи”, но ниже чем у “ФОСП”.
Таким образом, рассматривая веса параметров отечественный товар превосходит по конкурентоспособности импортный образец.
Для ОАО «Элема» важнейшим направлением повышения его конкурентоспособности является улучшение качества выпускаемой продукции.
На основе анализа, оценки конкурентной среды в РБ, было сделано заключение, что ни одно отечественное предприятие не в состоянии конкурировать с ОАО «Элема» как по качеству выпускаемой продукции, так и по ассортименту.
На предприятии постоянно проводятся работы по совершенствованию научно-производственной базы.
В целом в результате сопоставления сильных и слабых сторон предприятия с конкурентами становится очевидна необходимость улучшения работы по ряду направлений таких, как управление предприятием, ассортиментом, работа с дилерами, повышение качества продукции, а также уделять большее внимание изучению рынка и разработке маркетинговых стратегий.
План поставки продукции в 2009 году недовыполнен на 0,5 %. Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.
В настоящее время высокая деловая репутация ОАО «Элема» дает возможность предприятию осуществлять прямые закупки тканей на крупнейших итальянских фабриках «Пикки», «Розати», «Фортекс», «Ареа Интернационал» и др.
Основываясь на выделенных недостатках далее рассмотрим основные направления совершенствования системы управления качеством на ОАО «Элема»
Основными проблема обеспечения качества на ОАО «Элема» являются:
недостаточно совершенная система менеджмента качества;
не стабильность сертифицируемых параметров;
частые несоответствия выявленные в производстве;
недостаточно высокий технический уровень продукции;
низкое качество покупных комплектующих изделий и несовершенность системы взаимоотношений с поставщиками;
на предприятии не существует система управления затратами на качество.
Для повышения качества и конкурентоспособности продукции руководству ОАО «Элема»:
1. Можно рекомендовать проведение анализа сильных и слабых сторон производственной деятельности, выработку стратегии развития и формирование конкурентных преимуществ в целях продвижения и реализации продукции на рынках сбыта.
2. В соотве6тствии с требованиями МС ИСО 9004/2000, средоточие политики предприятия перенести с продукции на заказчика, а принципами всеобщего управления качеством должны стать следующие: заказчик – на первом месте; каждая работа является частью общего процесса; превентивность достигается планированием; совершенствование качества не имеет предела.
3. Для того чтобы после сертификации системы менеджмента качества (СМК) продолжать ее совершенствование и сделать её инструментом непрерывного давления на себестоимость, нужно обратить внимание на требования к экономическим аспектам хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Элема», т.е. затраты на качество.
4. Предлагается внедрить систему управления затратами на качество (метод PAF). Метод PAF создан Армандом Фейгенбаум и Джозефом Джуран. Данный метод предполагает выделить в организации три категории затрат, влияющих на качество ПСД и входящих в состав себестоимости. К ним относятся затраты на предупреждение появления ошибок в ПСД, затраты на контроль и затраты на исправление ошибок выявленных в ходе проектирования и у заказчика. А затем, путём их перераспределения, добиться оптимальной себестоимости.
Таким образом, внедряя методику анализа затрат на качество PAF, предприятие получает рекомендации, как лучше минимизировать затраты, путём их перераспределения и тем самым снизить себестоимость без потерь качества.
5. С целью повышения качества продукции, сокращения количества забракованной продукции и рекламаций предлагается создать на предприятии ОАО «Элема» кружок качества, основываясь на японском опыте организации работы кружков качества.
Практика показывает, что те, кружки которые оказываются в состоянии обрести механизм внутренней самомотивации, превращаются в устойчивый, длительно функционирующий механизм. Другие же проходят свой жизненный цикл и либо превращаются в вялый формальный коллектив, работающий без интереса и энтузиазма, либо распадаются. В связи с этим изначально предлагается организовать работу кружка качества только в одном из цехов – сборочном.
6. Также в качестве дополнительных рекомендаций можно выделить следующее: службе качества завода следует шире внедрять статистические методы контроля и управления качеством продукции; организовывать повышение квалификации, обучение, переподготовку всех сотрудников; добиться от каждого работника понимания того, что основой качества является качество труда, которое определяется не столько техникой и технологией, сколько отношением каждого к своим обязанностям.
Подводя итог вышеперечисленным предложениям, выделим основные направления совершенствования системы качества предприятия ОАО «Элема» (таблица 3.1.).
Таблица 3.1 - Затраты на внедрение предложенных мероприятий, млн. руб.
Мероприятия | Затраты |
совершенствование системы менеджмента качества, мероприятий по исключению несоответствий выявленных в производстве; повышение технического уровня продукции | 2568,5 |
достижение наработки на сложный отказ не менее 1000 часов в гарантийный период; обеспечение стабильности сертифицируемых параметров; | 596,5 |
повышение качества покупных комплектующих изделий и совершенствование системы взаимоотношений с поставщиками | 152,7 |
Создание импортозамещающего производства наиболее сложных комплектующих | 3489,2 |
Внедрение системы управления затратами на качество (метод PAF) | 1254,1 |
Внедрение кружков качества | 354,6 |
Анализ конкурентных преимуществ предприятия | 300 |
Итого: | 8715,6 |
Данные в таблице 3.1. были получены путем анализа данных предприятия, тематических сайтов, а также вследствие проведенных расчетов.
Расчеты эффективности программы подробно рассчитаны в главе 3.2.
Для реализации программы повышения качества продукции, внедрения метода управления затратами на качество (PAF), внедрения кружков качества и других, оговоренных, мероприятий необходимы инвестиции в размере 8715,6 млн. руб. Для покрытия суммы необходимых инвестиций привлекаются кредиты ОАО «БПС-Банк», которые выдаются в белорусских рублях. Банк выдает долгосрочный кредит сроком на 4 года под установленную процентную ставку. Предоставляется мораторий по выплате основной суммы долга на 1 год c капитализацией выплаты (20% ежегодно).
Расчёты выполнены в белорусских рублях. Дата начала реализации программы – 01.01.2011 г. Горизонт осуществления (расчёта) программы – 4 года. Годовая процентная ставка по долгосрочному кредиту - 17%.
Далее рассчитаем в таблице 3.2 был произведен расчет чистой прибыли предприятия с учетом выплат по долгосрочному кредиту.
Таблица 3.2 - Расчет чистой прибыли от реализации продукции ОАО «Элема», млн. руб.
Показатель | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
Прирост выручки от реализации | 48090 | 54052,2 | 60251,5 | 66695,4 | 73391,6 | ||
Переменные издержки | 40383,6 | 43641 | 46942,9 | 50310,8 | 53767,7 | ||
Переменная прибыль | 7706,4 | 10411,2 | 13308,6 | 16384,6 | 19623,9 | ||
Постоянные издержки | 1360,8 | 3240 | 3389,7 | 3554,3 | 3735,5 | ||
Прибыль отчетного года | 6345,6 | 7171,2 | 9918,9 | 12830,3 | 15888,4 | ||
Налог на прибыль | 1523 | 1721,1 | 2380,5 | 3079,3 | 3813,2 | ||
Проценты по долгосрочному кредиту |
| 1394,5 | 697,2 | 0 | 0 | ||
Прирост чистой прибыли | 4822,6 | 4055,6 | 6841,2 | 9751 | 12075,2 |
В таблице 3.2 прирост выручки был рассчитан исходя из предположения, что предлагаемые мероприятия позволят увеличить выручку предприятия минимум на 10%.
В таблице 3.2 расчет чистой прибыли был произведен следующим образом: прирост выручки от реализации продукции – переменные издержки = переменная прибыль. Прибыль отчетного года была рассчитана следующим образом: переменная прибыль – постоянные издержки = прибыль отчетного года. Прирост чистой прибыли был рассчитан следующим образом: прибыль отчетного года – налог на прибыль – проценты по долгосрочному кредиту = прирост чистой прибыли.
Эти расчеты верны для всех лет реализации проекта.
Все цифры в таблице, кроме расчетных, взяты условно исходя из 10% увеличения выручки.
Далее в таблице 3.3 представлен расчет потребности в чистом оборотном капитале, который обеспечит непрерывную работу предприятия.
Таблица 3.3 - Расчет потребности в чистом оборотном капитале предприятия, млн. руб.
Показатель | Норма запаса в днях | Коэф-т обор-ти | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Текущие активы | |||||||
Сырье | 15 | 24 | 212,1 | 226,5 | 239,8 | 252,2 | 263,6 |
Вспомогательные материалы | 15 | 24 | 797,8 | 851,9 | 902,1 | 948,7 | 991,7 |
Итого текущие активы |
|
| 1009,9 | 1078,3 | 1141,9 | 1200,8 | 1255,3 |
Краткосрочные обязательства | |||||||
Расчеты с бюджетом | 30 | 12 | 636,0 | 705,3 | 817,8 | 938,7 | 1068,1 |
Расчеты с персоналом | 15 | 24 | 515,0 | 566,5 | 623,2 | 685,5 | 754,0 |
Итого краткосрочные обязательства |
|
| 1151,0 | 1271,8 | 1440,9 | 1624,1 | 1822,1 |
Чистый оборотный капитал |
|
| 373,9 | 373,0 | 324,1 | 262,2 | 187,3 |