Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа
Для раскрытия цели работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность качества: экономические категории и затратный механизм качества, его взаимосвязь с конкурентоспособностью предприятия;
Рассмотреть управление качеством продукции и формирование конкурентных преимуществ предприятия на целевом рынке;
Провести анализ обеспечения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Элема»;
Сформулировать предложения по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Элема».
ВВЕДЕНИЕ
1 Система управления качеством на промышленном предприятии
1.1 Качество и конкурентоспособность продукции
1.2 Формирование конкурентных преимуществ предприятия
1.3 Организация управления качеством на предприятии
1.4 Современная концепция и модель управления качеством. Всеобщее управление качеством
2 Анализ системы управления качеством на ОАО «Элема»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации обеспечения качества на предприятии
2.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции
2.4 Анализ путей повышения качества продукции и совершенствования системы управления качеством
2.5 Результаты анализа
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Предложения по повышению качества продукции и совершенствованию системы управления качеством
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Расчет чистого оборотного капитала по годам производился следующим образом: текущие активы – краткосрочные обязательства.
Необходимый размер чистого оборотного капитала в первый год – 373,9 млн. руб.
В таблице 3.4 рассчитан поток денежных средств, как разница между притоком денежных средств и оттоком денежных средств.
Таблица 3.4 - Расчет потока денежных средств РОАО «Элема» , млн. руб.
Показатель | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Выручка от реализации продукции | 48090,00 | 54052,20 | 60251,49 | 66695,39 | 73391,61 |
Средства на реализацию проекта (кредит) | 8715,60 |
|
|
|
|
Амортизация | 0,00 | 1743,12 | 1743,12 | 1743,12 | 1743,12 |
Полный приток денежных средств | 56805,60 | 55795,32 | 61994,61 | 68438,51 | 75134,73 |
Отток денежных средств | |||||
Инвестиционные затраты | 8715,60 |
|
|
|
|
Затраты на производство и сбыт | 41744,36 | 46881,01 | 50332,58 | 53865,15 | 57503,19 |
Налоги из выручки | 961,80 | 1081,04 | 1205,03 | 1333,91 | 1467,83 |
Налоги из прибыли | 1522,95 | 1721,08 | 2380,54 | 3079,26 | 3813,22 |
Полный отток денежных средств | 52944,71 | 49683,14 | 53918,15 | 58278,32 | 62784,24 |
Сальдо | 3860,89 | 6112,18 | 8076,46 | 10160,20 | 12350,48 |
Расчет притока денежных средств был осуществлен следующим образом: Выручка от реализации продукции + средства на реализацию проекта + амортизация. Расчет оттока денежных средств: инвестиционные затраты + затраты на производство и сбыт + налог из выручки + налог из прибыли. Итоговое сальдо = приток денежных средств – отток денежных средств.
В таблице 3.5 приведен расчет эффективности предложенных мероприятия по совершенствованию качества на ОАО «Элема».
Таблица 3.5 - Расчет эффективности предложенных мероприятия по совершенствованию качества на ОАО «Элема», млн. руб.
Показатель | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Полный приток | ||||||
Выручка от реализации продукции | 48090 | 54052,2 | 60251,5 | 66695,4 | 73391,6 | |
Амортизация | 0 | 1743,12 | 1743,12 | 1743,12 | 1743,12 | |
Полный отток |
|
|
|
|
| |
Инвестиции | 8715,6 |
|
|
|
| |
Затраты на пр-во и сбыт продукции | 41744,36 | 46881 | 50332,6 | 53865,2 | 57503,2 | |
Налоги из прибыли | 1522,95 | 1721,08 | 2380,54 | 3079,26 | 3813,22 | |
Погашение % по кредиту |
| 1394,5 | 697,25 | 0 | 0 | |
Итого приток | 56805,6 | 55795,3 | 61994,6 | 68438,5 | 75134,7 | |
Итого отток | 51982,91 | 49996,6 | 53410,4 | 56944,4 | 61316,4 | |
Коэффициент дисконтирования | 1 | 0,85 | 0,73 | 0,62 | 0,53 | |
Дисконтированный приток | 48090 | 47426 | 45256,1 | 42431,9 | 39821,4 | |
Дисконтированный отток | 51982,91 | 42497,1 | 38989,6 | 35305,5 | 32497,7 | |
Чистый дисконтированный поток наличности | -3892,91 | 4928,92 | 6266,5 | 7126,34 | 7323,71 | |
Чистый дисконтированный доход нарастающим итогом | 21752,557 |
Расчет притоков и оттоков произведен в таблице 3.5. Из представленного расчета в таблице 3.5 видно, что ЧДД нашего проекта равен 21752,6 млн. руб., что является высоким показателем для это вида проекта. Так как ЧДД больше нуля – проект по совершенствованию качества на ОАО «Элема» эффективен.
Расчет ЧДД был произведен следующим образом: итого приток × коэффициент дисконтирования = дисконтированный приток, итого отток × коэффициент дисконтирования = дисконтированной отток.
Далее дисконтированный приток по годам – дисконтированный отток по годам = чистый дисконтированный поток наличности. ЧДД это сумма дисконтированных потоков наличности по годам.
Коэффициент дисконтирования применяется для более точного определения стоимости денежных средств в будущем. Коэффициент дисконтирования рассчитывался следующим образом: КД2010 = 1/(1+0,17)^0=1, КД2011=1/(1+0,17)^1=0,86 и т.д.
Однако расчета ЧДД для оценки эффективности не достаточно. Для полной оценки эффективности рассчитаем индекс рентабельности проекта, его срок окупаемости и внутреннюю ному доходности (ВНД).
В результате расчета получим, что индекс рентабельности будет равен = 21752,6 / 8715,6 = 250%.
В результате расчета было получено, что срок окупаемости предложенного проекта составит 1,79 лет. Наглядно срок окупаемости можно представить на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Расчет срока окупаемости проекта
Далее рассчитаем ВНД – это та ставка дисконта при которой ЧДД будет равен нулю. В результате произведенного расчета ВНД равна 181%. Из расчета вытекает, что ВНД выше ставки банка по кредиту на 164% следовательно в проект по совершенствованию качества на ОАО «Элема» выгоден для инвестора. В результате проведенных расчетов можно сделать следующий вывод – проект рентабелен, окупаем и эффективен.
В ходе выполнения курсовой работы были изучены основные вопросы обеспечения качества продукции на предприятии. Было выяснено, что в современных условиях рыночной экономики качество является мощным фактором конкурентоспособности фирмы на рынке.
Были рассмотрены вопросы международной стандартизации и необходимость применения стандартов ИСО 9000 на отечественных предприятиях.
В качестве объекта исследования курсовой работы была взята система качества ОАО «Элема».
Основные выводы по выполнению работы следующие:
Главным критерием качества продукции становятся не сами технико-экономические параметры продукции, отражающие ее качество, а предпочтения реального потребителя, основанные на ценности для него этой продукции.
Качество как экономическая категория является общественной оценкой, характеризующей степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления той совокупностью свойств продукции, которой наделили ее изготовители.
Конкурентоспособность продукции - сложная категория, объединяющая совокупность факторов, формируемых различными видами деятельности на предприятии, важнейшими из которых являются: качество, сервисное и техническое обслуживание, цена потребления и инновационная деятельность
Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций
Система качества определена стандартами семейства ИСО 9000 как инструмент для управления и обеспечения качества продукции предприятия.
Качество выпускаемой продукции увеличилось за счет проведенных мероприятий по внедрению нового оборудования, потери от брака составили в 2009 году 4008 тыс. руб.
Интегральный показатель качества, оценивающий продукцию ОАО «Элема» по сравнению с конкурентами показывает, что качество изделий предприятия выше, чем у “Калинки” и “Дисвеи”, но ниже чем у “ФОСП”.
Таким образом, рассматривая веса параметров отечественный товар превосходит по конкурентоспособности импортный образец.
Для ОАО «Элема» важнейшим направлением повышения его конкурентоспособности является улучшение качества выпускаемой продукции.
На основе анализа, оценки конкурентной среды в РБ, было сделано заключение, что ни одно отечественное предприятие не в состоянии конкурировать с ОАО «Элема» как по качеству выпускаемой продукции, так и по ассортименту.
На предприятии постоянно проводятся работы по совершенствованию научно-производственной базы.
Основными недостатками деятельности предприятия ОАО «Элема» являются:
не проводится анализ сильных и слабых сторон производственной деятельности, не формируются конкурентные преимущества, что делает политику в области качества и конкурентоспособности предприятия не совсем эффективной;
система управления качеством на предприятии направлена на продукцию, а не на заказчика;
на предприятии не развита система управления затратами на качество;
на предприятии ОАО «Элема» нет кружков качества.
Для повышения качества и конкурентоспособности продукции руководству ОАО «Элема»:
1. Можно рекомендовать проведение анализа сильных и слабых сторон производственной деятельности, выработку стратегии развития и формирование конкурентных преимуществ в целях продвижения и реализации продукции на рынках сбыта.
2. В соотве6тствии с требованиями МС ИСО 9004/2000, средоточие политики предприятия перенести с продукции на заказчика, а принципами всеобщего управления качеством должны стать следующие: заказчик – на первом месте; каждая работа является частью общего процесса; превентивность достигается планированием; совершенствование качества не имеет предела.
3. Для того чтобы после сертификации системы менеджмента качества (СМК) продолжать ее совершенствование и сделать её инструментом непрерывного давления на себестоимость, нужно обратить внимание на требования к экономическим аспектам хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Элема», т.е. затраты на качество.
4. Предлагается внедрить систему управления затратами на качество (метод PAF). Метод PAF создан Армандом Фейгенбаум и Джозефом Джуран.
5. С целью повышения качества продукции, сокращения количества забракованной продукции и рекламаций предлагается создать на предприятии ОАО «Элема» кружок качества, основываясь на японском опыте организации работы кружков качества.
6. Также в качестве дополнительных рекомендаций можно выделить следующее: службе качества завода следует шире внедрять статистические методы контроля и управления качеством продукции; организовывать повышение квалификации, обучение, переподготовку всех сотрудников; добиться от каждого работника понимания того, что основой качества является качество труда, которое определяется не столько техникой и технологией, сколько отношением каждого к своим обязанностям.
Было выявлено, что внедрение программы повышения качества и конкурентоспособности продукции целесообразно.
1. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007. 174с.
2. Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; Под ред. Доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 2005
3. Новицкий Н.И., Управление качеством продукции: Учеб. пособие. — Мн.: Новое знание, 2001. — 238 с. — (Экономическое образование).
4. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М: ИНФРА М, 2001. - 212 с. - (Серия «Высшее образование»).
5. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. – Р.-на-Дону.: Изд. «Феникс», 2000.
6. Окрепилов В.В. Управление качеством. – М.: Экономика, 1998.
7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента». М: Дело,2000.
8. Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. – Мн.: Мисанта, 2006.
9. Брас А.А., Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А.А. Брасс. – Минск: Соврем. Шк., 2010. – 348 с.