Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа
Для раскрытия цели работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность качества: экономические категории и затратный механизм качества, его взаимосвязь с конкурентоспособностью предприятия;
Рассмотреть управление качеством продукции и формирование конкурентных преимуществ предприятия на целевом рынке;
Провести анализ обеспечения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Элема»;
Сформулировать предложения по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Элема».
ВВЕДЕНИЕ
1 Система управления качеством на промышленном предприятии
1.1 Качество и конкурентоспособность продукции
1.2 Формирование конкурентных преимуществ предприятия
1.3 Организация управления качеством на предприятии
1.4 Современная концепция и модель управления качеством. Всеобщее управление качеством
2 Анализ системы управления качеством на ОАО «Элема»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации обеспечения качества на предприятии
2.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции
2.4 Анализ путей повышения качества продукции и совершенствования системы управления качеством
2.5 Результаты анализа
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Предложения по повышению качества продукции и совершенствованию системы управления качеством
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | Отклонение, +/-2009 к 2008 | Темп роста, % |
Выручка от реализации продукции без налогов: |
|
|
|
|
|
в действующих ценах | 34260 | 38673 | 44653 | +5980 | 115,46 |
в сопоставимых ценах | 34260 | 33805 | 41345 | +7540,3 | 122,31 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг | 29947 | 33259 | 35544 | +2285 | 106,87 |
Расходы на реализацию | 1045 | 1310 | 1551 | +241 | 118,40 |
Прибыль (убыток) от реализации | 3268 | 4104 | 7558 | +3454 | 184,16 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов | -408 | -80 | -75 | +5 | 93,75 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов | -1454 | -1750 | -1968 | -218 | 112,46 |
Прибыль (убыток) отчетного периода | 1406 | 2274 | 5515 | +3241 | 242,52 |
Налоги и сборы, производимые из прибыли | 170 | 845 | 1804 | +959 | 213,49 |
Расходы и платежи из прибыли | - | 13 | 1 | -12 | 7,69 |
Чистая прибыль (убыток) | 1236 | 1416 | 3710 | +2294 | 262,01 |
За 2009 г. получена прибыль отчетного периода 5515 млн. руб. Эта прибыль получена в основном за счет прибыли от реализации (7558 млн. руб.). От операционных доходов и расходов получен убыток 75 млн. руб., от внереализационных операций (сальдо внереализационных доходов и расходов) – убыток 1968 млн. руб. Были произведены отчисления налога на прибыль и иных обязательных платежей в сумме 1805 млн. руб. Чистая прибыль составила 3710 млн. руб.
В 2009 году прибыль отчетного периода повысилась по сравнению с 2003 годом на 3241 млн. руб. или 142,52% Повышение прибыли отчетного периода произошло в основном за счет увеличения прибыли реализации на 3454 млн. руб. или 84,16%. Также следует отметить повышение себестоимости на 2285 млн. руб. или 6,87%, но оно произошло в основном за счет увеличения объема выручки.
На прибыль от реализации продукции ОАО «Элема» оказывают влияние такие факторы как выручка, себестоимость реализованной продукции, управленческие расходы и расходы на реализацию.
Таким образом, для получения большей прибыли от реализации, а, следовательно, и прибыли отчетного периода на ОАО «Элема» должны быть предприняты мероприятия по увеличению выручки и снижению себестоимости реализуемой продукции, управленческих расходов и расходов на реализацию.
В целом следует отметить, что более эффективно ОАО «Элема» работал в 2009 году, так как была получена большая по сравнению с 2008 годом прибыль отчетного периода и, следовательно, предприятие было в целом более прибыльным и рентабельным.
Качество выпускаемой продукции увеличилось за счет проведенных мероприятий по внедрению нового оборудования, потери от брака составили в 2009 году 4008 тыс. руб. Предприятие получило сертификат соответствия системы менеджмента качества СТБ ИСО 9001 – 2000. Все это благоприятно сказалось на прибыли предприятия, поспособствовав ее увеличению.
В таблице 2.2 представлен перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность предприятия.
Таблица 2.2 - Перечень технических нормативных правовых актов
Номер нормативно-правового акта | Название нормативно-правового акта |
ГОСТ 4.45-86 | Изделия швейные бытового назначения. Номенклатура показателей. |
ГОСТ 15.007-88 | Продукция легкой промышленности. Основные положения. |
СТБ 638-2000 | Изделия штучные. ОТУ |
СТБ 947-2005 | Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения. |
СТБ ИСО 3758-2000 | Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу. |
ГОСТ 4103-82 | Изделия швейные. Методы контроля качества. |
ГОСТ 10581-91 | Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспорт и хранение. |
ГОСТ 12566-88 | Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности. |
ГОСТ 23948-80 | Изделия швейные. Правила приемки. |
ГОСТ 24103-80 | Изделия швейные. Термины и определение дефектов. |
ГОСТ 25294-2005 | Одежда верхняя платьево-блузочного ассортимента. ОТУ |
ГОСТ 25295-2005 | Одежда верхняя пальтово-костюмного ассортимента. ОТУ |
Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, маркетинга, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других паук.
Конкурентоспособность товара оценивается в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Важнейшей характеристикой товара является его качество. Анализ обобщающих показателей качества проведен в табл. 2.3.
Таблица 2.3 - Анализ обобщающих показателей качества продукции ОАО «Элема»
Показатели | 2008 год | 2009 год | |
план | факт | ||
Удельный вес, % -продукции высшей категории качества -экспортируемой продукции -забракованной продукции -зарекламированной продукции |
74 13,8 0,84 0,32 |
75 17,2 0,80 0,25 |
76 17,4 0,82 0,21 |
Потери от брака, тыс.руб. | - | - | - |
Как видно из табл. 2.3, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов. Анализ частных показателей качества приведен в табл. 2.4.
Таблица 2.4 - Анализ качества продукции (куртка мужская утепленная)
Класс продукции | Цена за 1 ед., руб. | Выпуск продукции, ед. | Стоимость выпуска, тыс.руб. | ||||
план | факт | план | факт | По цене I класса | |||
план | факт | ||||||
I II | 350000 285000 | 734 890 | 784 795 | 2569 2537 | 2746 2266 | 2569 3115 | 2746 2783 |
Итого | 314409 | 1624 | 1579 | 5106 | 5012 | 5684 | 5529 |
Отсюда коэффициент сортности:
по плану – (5106/5684) = 0,898
фактически – (5012/5529) = 0,906
Выполнение плана по качеству – (0,906/0,898) = 100,9%.
Средневзвешенная цена по плану – 31440 рублей, фактически – 31731 рублей, что по отношению к плану составляет также 100,9%. Таким образом, влияние изменения качества продукции на основные показатели деятельности предприятия положительное. Расчет влияния сортового состава продукции на объем выпуска приведен в табл. 2.5.
Таблица 2.5 - Оценка влияния сортового состава продукции на объем выпуска изделия «Куртка мужская» в стоимостном выражении
Класс продукции | Оптовая цена за 1 ед., руб. | Структура продукции, % | Изменение средней цены за счет структуры, руб. | ||
план | факт | + / - | |||
I | 350000 | 45,2 | 49,7 | +4,5 | +1575000 |
II | 285000 | 54,8 | 50,3 | -4,5 | -1282500 |
Итого: | 314409 | 100 | 100 | * | +292500 |