Система управления качеством сестринской помощи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:37, реферат

Краткое описание

В процессе реформирования системы здравоохранения пересматривается роль среднего медицинского звена в сторону увеличения его самостоятельности. Однако сложившиеся традиционные подходы к роли медицинских сестер в лечебно-диагностическом процессе пока отводят ей роль исполнителя предписаний врача. В этих условиях при оценке качества медицинской помощи следует четко представлять, что в конечном результате работы врача заложена немалая доля результата деятельности сестринского персонала. Если качество работы врача в большинстве случаев оценивается по конечному результату, то выделить в этом результате долю среднего медперсонала и оценить, насколько качество работы медицинской сестры повлияло на состояние здоровья больного, нередко достаточно сложно, особенно, если отсутствуют прямые доказательства такого влияния.

Файлы: 1 файл

рефер.docx

— 44.81 Кб (Скачать)

 

Кафедра менеджмент в здравоохранении

 

 

Реферат на тему:

« Система управления качеством  сестринской помощи».

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.

 В России сестринское дело — важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами. Сестринское обслуживание рассматривается как один из экономичных способов предоставления услуг в области здравоохранения. Развитие системы сестринского обслуживания является частью общей тенденции к дальнейшему повышению экономической эффективности системы здравоохранения.

Качество сестринского обслуживания является важнейшим аспектом качества медицинской помощи (КМП) населению, характеризующим деятельность отрасли как системы по результатам анализа комплекса различных, параметров, определяющих возможности: организации с позиции ресурсного обеспечения, эффективности управления, функциональных свойств; оценки результатов деятельности.

В процессе реформирования системы здравоохранения пересматривается роль среднего медицинского звена в  сторону увеличения его самостоятельности. Однако сложившиеся традиционные подходы  к роли медицинских сестер в лечебно-диагностическом процессе пока отводят ей роль исполнителя предписаний врача. В этих условиях при оценке качества медицинской помощи следует четко представлять, что в конечном результате работы врача заложена немалая доля результата деятельности сестринского персонала. Если качество работы врача в большинстве случаев оценивается по конечному результату, то выделить в этом результате долю среднего медперсонала и оценить, насколько качество работы медицинской сестры повлияло на состояние здоровья больного, нередко достаточно сложно, особенно, если отсутствуют прямые доказательства такого влияния.

Современная экспертиза качества медицинской помощи в России в  основном базируется на оценке работы врачей, а вопросы оценки сестринской помощи и сестринского ухода не имеют должного отражения в существующих системах контроля качества. Это является особенно актуально в свете происходящего реформирования технологии сестринской практики, предусматривающей ее стандартизацию и документирование сестринского процесса. Понятие качества сестринской помощи неразрывно связано с лечебно-диагностическим процессом, поэтому сестринскому персоналу, от которого зависит эффективность лечения, реабилитация, выздоровление пациента, в этом процессе отведена значительная роль.

 Важным моментом является  четкое определение критериев  оценки КСП. Очевидно, что необходимо оценивать правильность выполнения процедур, своевременность выполнения врачебных назначений, соблюдение санитарных норм, ведение документации, порядок в отделении в целом, но помимо этого необходимо проводить оценку соблюдения медицинскими сестрами этических норм, внимания к пациентам и их семьям.

Процедура контроля качества сестринской помощи - одна из важнейших  функций управления качеством и  представляет собой новое направление  деятельности сестринских служб. Она вменена в обязанности главной и старшей медицинских сестер. Руководители сестринских служб смогут успешно реализовать данный вид деятельности только в том случае, если будут разработаны соответствующие методы контроля и оценки, системы показателей, характеризующих качество сестринской помощи по различным сестринским специальностям, экспертные.

Решение вышеназванных проблем  является актуальным, так как система  здравоохранения не сможет обеспечить население общедоступной и высококвалифицированной  помощью без профессиональных сестринских  кадров. Медицинские сестры имеют реальные потенциальные возможности для удовлетворения потребностей населения в доступной и качественной медицинской помощи.

Основными принципами лечебной работы санатория являются:

    • тесная связь с предшествующим лечением в стационаре или поликлинике;
    • строгое ограничение состава пациентов медицинским профилем санатория;
    • предварительное обследование больных на местах отбора (в поликлинике) с установлением точного диагноза, что исключает или существенно уменьшает диагностическую работу и создает предпосылки для максимально раннего начала курортной терапии;
    • наличие необходимой лечебно-диагностической базы, специалистов определенного профиля и комплекса лечебных мероприятий, которые соответствуют медицинскому профилю санатория.

Поставщиками медицинских услуг  санатория являются преимущественно  врачи и средний медицинский  персонал, поэтому необходимым условием обеспечения высокого качества медицинских  услуг является наличие квалификационных характеристик медицинского персонала, современных программ обучения, объективных  критериев оценки знаний и практических навыков специалистов.

 


Сестринское дело сегодня.

 

В настоящее время  все больше внимания уделяется оптимизации  деятельности медицинских работников среднего звена, как за рубежом, так  и в нашей стране. Руководителям  лечебно-профилактических учреждений наряду с решением традиционных управленческих задач (распределение медицинских  сестер по подразделениям, обеспечение  и контроль санэпидрежима, контроль качества сестринской помощи) приходится решать и другие вопросы, возникающие  в ходе реформирования здравоохранения  и связанные с управлением  деятельностью среднего звена. Внедрение  в практику современных медицинских  технологий определяет новые требования к специалистам сестринского звена.Модернизация сестринского дела напрямую связана  с внедрением современной системы  сестринского ухода в деятельность лечебно-профилактических учреждений. Пока же, как показало исследование затрат рабочего времени медицинской  сестры в ЛПУ, более 30% его тратится на выполнение вспомогательных работ, не требующих ее квалификации, то есть при рациональном использовании  медицинских кадров, оптимальной  организации их труда возможно высвобождение  резерва времени для осуществления  основной деятельности сестринского персонала - работа непосредственно с пациентом.

Однако, чтобы добиться цели, процессом необходимо управлять, поэтому особое внимание должно быть уделено дальнейшему совершенствованию  системы управления сестринскими службами с рациональным распределением функций  и полномочий всех составляющих системы: от главного специалиста по сестринскому делу на федеральном уровне до медицинской  сестры, находящейся около пациента. Основная цель вертикали управления - наиболее эффективное взаимодействие партнерства «медицинская сестра и пациент», потому что между ними нет посредников.


На сегодня  практически сформирован институт главных специалистов. Определены их роль, место, организационные формы  деятельности. В номенклатуру специальностей учреждений здравоохранения введена  специальность «Управление сестринской  деятельностью». Установлен перечень должностей в учреждениях здравоохранения  для специалистов с высшим сестринским  образованием - главной медицинской  сестры, заместителя главного врача  по работе с сестринским персоналом, заведующего отделением сестринского ухода, медико-социальной помощи и т.д. Для обеспечения квалифицированного управления деятельностью специалистов сестринского дела в учреждениях  охраны материнства и детства, станций  Скорой медицинской помощи введены  должности главной акушерки и  главного фельдшера.

Конечно, за последние  годы в сестринском деле произошли  большие изменения, однако до сих  пор отрасль здравоохранения  в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров, не везде эффективно используется сестринский персонал, все острее необходимость разработки системы планирования и подготовки специалистов и, что особенно важно, системы трудоустройства в соответствии с потребностями отрасли.

Причины необходимости  повышения качества сестринской  помощи.

Качество жизни населения  в целом и каждого человека в частности в первую очередь  определяется состоянием здоровья, зависящим  от очень многих факторов: наследственности, экологии внешней среды, образа жизни, материальных возможностей, объема и  содержания доступной медицинской  помощи. Без сомнения, достижению высокого жизненного уровня могут способствовать такие важные моменты, как информированность населения, наличие стройной системы санитарно-гигиенического воспитания и медико-социальной помощи, функционирование «школ здоровья», обучающая направленность сестринского ухода. Результаты анализа демографической ситуации в стране и показателей здоровья населения конца 1990-х – начала 2000-х годов послужили отправной точкой при разработке Национального проекта «Здоровье», в котором повышение качества медицинской помощи провозглашается приоритетным направлением модернизации здравоохранения. Существует ряд объективных причин, обусловливающих необходимость повышения и обеспечения качества медицинской помощи и уровня здоровья населения:

  • существенное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
  • возрастание роли научно-технического прогресса в диагностике, лечении и реабилитации;
  • усовершенствование услуг и повышение значимости выполняемых функций;
  • неприятие потребителем услуг с относительно невысоким уровнем качества;
  • ужесточение требований к повышению эффективности сестринской помощи как условия функционирования лечебно-профилактического учреждения.

Повышение качества медицинской  помощи способно привести к повышению  качества жизни населения в целом, как пациентов, так и медицинского персонала 

Огромная роль в реализации мероприятий по оздоровлению нации  принадлежит медицинским сестрам, образование и опыт которых позволяет  оказывать высококачественные сестринские  услуги. 
Определение Всемирной организации здравоохранения: «Каждый пациент должен получить такую медицинскую помощь, которая привела бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки, возрастом пациента, диагнозом заболевания, реакцией на лечение; при этом должны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности должен быть минимальным, а результат и удовлетворение от процесса оказываемой медицинской помощи максимальными».

Определение, разработанное  Центральным НИИ организации  и информатизации здравоохранения  Минздрава РФ: «Качество медицинской  помощи (health care quality) — это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся  потребностям пациента (населения), его  ожиданиям, современному уровню медицинской  науки и технологии».

Все варианты определений  «качества медицинской помощи»  имеют значение не только для развития сестринского дела, но и для совершенствования  сестринской практики, так как  формулируют основные характеристики качества. С точки зрения пациента (семьи, общества), качество сестринской  помощи — такие свойства услуги, благодаря которым пациент остается доволен оказанием сестринской  помощи в целом, результатом и  процессом ее оказания. А это значит, что условия, в которых производилось  сестринское вмешательство, профессионализм  медицинских сестер, их личностные качества, профессиональное общение  и результат помощи соответствовали  ожиданиям пациента. С точки зрения учреждения здравоохранения, качество сестринской помощи — выполнение функциональных обязанностей в строгом  соответствии с нормативно-правовой документацией, что означает профессиональную компетентность медицинских сестер, умение работать в команде, создавать  и поддерживать позитивную производственную среду и обеспечивать инфекционную безопасность.

Таким образом, структура  понятия «качество» включает внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя составляющая качества — характеристики, внутренне присущие услуге. Внешняя составляющая качества —  соответствие потребности и восприятия услуги. Разные авторы предлагают различное число характеристик. Порой, различаясь по названию, они, по сути, отражают одни и те же свойства.

А. Донабедиан считает характеристиками или базовыми критериями качества медицинской  помощи (КМП):

  • действенность (способность поправить здоровье);
  • результативность (достигнутый уровень здоровья);
  • эффективность (соотношение между полученным результатом и затратами);
  • оптимальность (сбалансированность цены и качества);
  • приемлемость для пациента (в физическом, психологическом, материальном смысле);
  • правомерность (допустимость с точки зрения государственных законов и общественных порядков);
  • доступность.

 

Таким образом, медицинская  помощь должна быть оказана с максимально  возможным эффектом (то есть ее результаты должны максимально соответствовать  научно прогнозируемым), при этом - иметь  минимальную стоимость, быть обоснованной, законной, соответствовать ожиданиям  пациента и инвесторов и распределяться по справедливости.

Важнейшим шагом в решении  проблем реформирования сестринского дела являются изучение опыта других ЛПУ по внедрению новой концепции  сестринского дела, создание в коллективе доброжелательного психологического микроклимата по ее восприятию, изучение заведующими отделениями и старшими медицинскими сестрами, содержания и  путей реформирования сестринского дела.

Исключительно большое значение для повышения качества сестринской  помощи населению имеет определение  и осуществление целей, связанных с выполнением обычных рабочих обязанностей. Определение этих целей должно базироваться на итогах работы ЛПУ, материалах контроля качества сестринской помощи, требованиях вышестоящих органов управления здравоохранением.

Главные медицинские сестры, определяя эти цели, должны сосредоточить  свое внимание:

    • на совершенствовании должностных инструкций среднего и младшего медицинского персонала и контроле за их безусловным выполнением;
    • разработке и использовании, стандартов деятельности среднего и младшего медицинского персонала и контроле за их; выполнением, добиваясь унификации и единообразия в выполнении, одних и тех же сестринских манипуляций;
    • повышении культуры поведения сестринского персонала при обслуживании пациентов;
    • соблюдении принципов инфекционной безопасности для пациентов и персонала;
    • экономичном использовании материальных ресурсов сестринским персоналом, рациональном использовании коечного фонда, повышении качества оказания сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Информация о работе Система управления качеством сестринской помощи»