Система управления качеством сестринской помощи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:37, реферат

Краткое описание

В процессе реформирования системы здравоохранения пересматривается роль среднего медицинского звена в сторону увеличения его самостоятельности. Однако сложившиеся традиционные подходы к роли медицинских сестер в лечебно-диагностическом процессе пока отводят ей роль исполнителя предписаний врача. В этих условиях при оценке качества медицинской помощи следует четко представлять, что в конечном результате работы врача заложена немалая доля результата деятельности сестринского персонала. Если качество работы врача в большинстве случаев оценивается по конечному результату, то выделить в этом результате долю среднего медперсонала и оценить, насколько качество работы медицинской сестры повлияло на состояние здоровья больного, нередко достаточно сложно, особенно, если отсутствуют прямые доказательства такого влияния.

Файлы: 1 файл

рефер.docx

— 44.81 Кб (Скачать)

Особое значение для организации  работы главной медицинской сестры имеют ежедневные планы. В ежедневном плане по часам (а при необходимости  и по минутам) расписывают все  планируемые дела на предстоящий  день. План на следующий день составляется с вечера. Первым делом подводятся итоги за прошедший день, а невыполненные, но сохраняющие актуальность дела переносятся  на последующие дни. С учетом месячного  плана и регламента составляется план работы на следующий (и последующий) день. Целесообразно, чтобы в ежедневном плане были указаны необходимые  справочные данные: фамилии, имена, отчества, телефоны, адреса и др. лиц, с которыми надлежит встретиться, позвонить и т. д.; виды работ, которые надлежит выполнить (подготовить документы, принять сотрудников и т. д.).

Новейшая  история сестринского дела в России.

Сформированная на сегодня  структура образовательных учреждений способна полностью обеспечить качественную подготовку специалистов по программам трех уровней (училище - колледж - вуз).

Первый (базовый) уровень  готовит медицинских сестер широкого профиля и сестер милосердия, отвечающих современным требованиям. Государственный  образовательный стандарт среднего медицинского образования включает в себя наряду с федеральным компонентом  решение региональных вопросов с  учетом социально-экономических, этнических особенностей, а также статистических показателей здоровья и заболеваемости в регионе.

Второй (повышенный) уровень  предусмотрен для специалистов, имеющих  базовое образование. Колледжи готовят  преимущественно руководителей  структурных подразделений для  медицинских организаций, обеспечивая  выпускникам углубленные знания и умения в вопросах организации  управления здравоохранением, экономики, менеджмента, юриспруденции. Подготовка осуществляется по нескольким специальностям; «Лечебное дело» (квалификация - «Фельдшер»), «Акушерское дело» (квалификация - «Акушерка-организатор»), «Сестринское дело» (квалификация - «Медицинская сестра-организатор»), «Семейная медицинская  сестра» и т.д. Сегодня перечень специальностей повышенного уровня образования включает около 10 наименований должностей сестер-специалистов.

Третий уровень - это высшее сестринское образование. Оно занимает особое место в условиях реформирования отраслевого образования и направлено на подготовку высококвалифицированных управленческих кадров, а также на повышение престижа сестринской профессии. Потребность в нем у медицинских сестер, занимающих управленческие должности, привела к организации в медицинских вузах вечерней и заочной форм обучения. Сегодня диплом факультета высшего сестринского образования можно получить более чем в 35 высших медицинских учебных заведениях. Общая численность студентов по всем формам обучения составляет свыше 7,5 тыс. человек, причем на долю вечернего и заочного отделений приходится около 85%. Уже сегодня до 20% главных и старших медицинских сестер имеют повышенное и высшее сестринское образование, а через несколько лет, по нашим расчетам, это число достигнет 50%.

В управлении качеством стандарт декларирует принцип - подход как  к процессу. Рекомендации стандарта  направлены на обеспечение продуктивной работы ЛПУ путём одновременного эффективного управления многочисленными  взаимосвязанными процессами. Все процессы и виды деятельности ЛПУ подлежат оценке, анализу и улучшению, что  гарантирует постоянное совершенствование  системы управления качеством, всех сфер деятельности и как следствие  сокращение неоправданных потерь.

В основу стандарта положено 8 принципов менеджмента качества:

1. Ориентация на потребителя  (в медицине - на пациента).

2. Роль руководителя как  лидера.

3. Вовлечение всего персонала.

4. Подход к управлению  качеством как к процессу.

5. Системный подход к  менеджменту.

6. Постоянное улучшение.

7. Подход к принятию  решений на основе анализа  фактов, информации.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Применение стандарта  для обеспечения качества медицинской  помощи включает 6 этапов.

1) Обучение медицинского  персонала (администрации, врачей, среднего и младшего медицинского  персонала) и других специалистов  ЛПУ вопросам обеспечения качества  медицинской помощи в соответствии  с требованиями по разработанным  дифференцированным программам  с учётом специфики профессиональной  деятельности.

2) Анализ стартового состояния  действующей в ЛПУ системы  качества по разработанной методике.

3) Разработка документации  по системе качества в соответствии  с требованиями и с учётом  всех аспектов медицинских технологий.

4) Подготовка группы внутреннего  аудита для оценки и анализа  системы качества ЛПУ с целью  её поддержания и улучшения.

5) Внедрение разработанной  документации.

6) Сертификация системы  качества. 

 

 

Методологические  основы контроля качества помощи.

Контроль КСП — система наблюдения и проверки процесса сестринской деятельности и ее результатов, в связи, с чем обеспечивается достижение организацией высокого уровня эффективности сестринской помощи. Контроль КСП предполагает:

  • установление соответствия сестринского вмешательства существующим стандартам или протоколам сестринской деятельности, или принятым нормам организации и проведения мероприятий по профилактике заболеваний, уходу за пациентом, подготовке к диагностическому вмешательству, реабилитации;
  • сравнение достигнутых результатов сестринского вмешательства с планируемыми и ожидаемыми результатами;
  • подготовку необходимых корректирующих мероприятий. Возможна одна из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения, пересмотреть стандарт.

В структуру системы  контроля КСП входят три обязательных элемента:

  • участники  контроля  —  объект  контроля  (структура и деятельность, подвергнутые контролю) и те, кто осуществляет контроль;
  • средства контроля, с помощью которых контроль осуществляется;
  • механизмы контроля — виды и формы контроля, технология  контроля.

В соответствии с законодательством, к участникам контроле относят медицинские  учреждения, общественные объединена потребителей, органы управления здравоохранением, лицензирующие органы, страховые медицинские организации, профессиональные медицинские ассоциации, фонды обязательного медицинского страхования (ОМС), государственные медицинские образовательные учреждения, медицинские НИИ, осуществляющие послевузовское или дополнительное профессиональное образование специалистов, страхователи, Госстандарт России и его территориальные органы, Государственный комитет по антимонопольной политике и его территориальные органы, органы Госсанэпиднадзора, органы государственного пожарного надзора, Государственную инспекцию по охране труда, комитеты по управление государственным имуществом, исполнительные органы фонда социального страхования.

С точки зрения общности интересов, преследуемых в процессе контроля, всех участников контроля можно  объединить в три группы, представляющие:

  • со стороны производителя медицинских услуг;
  • со стороны потребителя медицинских услуг;
  • со стороны организаций, независимых от потребителей производителей медицинских услуг.

В средства контроля качества входят показатели качества оцениваемой  деятельности. В их числе количественные показатели деятельности ЛПУ: время  ожидания предоставления услуги; характеристики  оборудования, инструментария, лекарственных препаратов; результаты инфекционного контроля; качественные показатели: доверие к персоналу; уровень профессионального мастерства; источники получения информации о базовых показателях качества; метрологические средства; средства связи и обработки информации; нормативная документация. К средствам контроля также относят стандарты (протоколы) деятельности, алгоритмы выполнения манипуляций, протоколы и  карты экспертной оценки качества оказания сестринской помощи и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К механизмам контроля качества относят виды, формы и технологии контроля. Содержание механизмов контроля качеством представлено в таблице

Механизмы контроля

Виды контроля

Формы контроля

Технологии контроля

Предварительный контроль, осуществляется до фактического  начала работ (анализ качества предоставляемых услуг, профессиональной компетентности сотрудников, материально-технической базы, технологий, финансовых затрат)

Процедуры лицензирования медицинской, фармацевтической и иных видов деятельности, осуществляемых в сфере охраны здоровья

Выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка)

Аккредитация учреждений различных систем здравоохранения

Определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность)

Текущий контроль

Осуществляется непосредственно  в ходе проведения работ. Базируется на изменении  фактических результатов, полученных после проведения работ. Для осуществления контроля аппаратуру управления необходима обратная связь

Контроль профессиональных качеств  медицинских работников

Установление норм контроля  (правовые, производственные, этические)

Сертификация лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской  техники

Выбор методов контроля (диагностической, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный)

Заключительный контроль закрепляет достигнутую результативность, предоставляет необходимую информацию для планирования аналогичных работ

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, реализующих  программы додипломной и после  дипломной подготовки медицинских  работников

Определение объема и области контроля (сплошной. эпизодической, финансовый, только качество услуг)


Лицензирование — процедура установления условий для осуществления определенных видов деятельности с выдачей разрешения (лицензии) на осуществление данных видов деятельности.

Аккредитация — процедура, направленная на установление статуса ЛПУ на основе анализа материально-технической базы, структуры кадрового обеспечения, направлений и содержания лечебно-профилактических мероприятий и др.

Аттестация медицинских  сестер — определение профессиональной компетентности.

Сертификация — процедура подтверждения соответствия характеристик исследуемого объекта установленным требованиям.

Все перечисленные формы  контроля осуществляет третья сторона  на базе экспертного метода оценки показателей качества, независимо от организации, предоставляющей услуги, и от потребителя услуг. Методологию  и методику экспертных методов определяют с  помощью федеральных и отраслевых постановлений и приказов.

Действующее законодательство предусматривает только два вида контроля КМП: ведомственный и вневедомственный. Ведомственный контроль осуществляют медицинские учреждения и организации  управления здравоохранением, вневедомственный — все остальные, перечисленные  выше.

В практической деятельности участников контроля качества медицинских услуг объединяют как осуществляющих:

  • государственный контроль;
  • профессиональный контроль — ведомственный (внутренний), вневедомственный (внешний), независимый (аудиторский);
  • общественный контроль.

 

 

 

 

 

КРИТЕРИИ  КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Критерии контроля КМП  предложены региональным Европейским  бюро Всемирной организации здравоохранения*.

  • Эффективность. Показатель взаимоотношения между фактическим действием службы (программы, технологии) и максимальным воздействием, которое эта служба (программа, технология) может оказать в идеальных условиях.
  • Экономичность. Показатель взаимоотношения между фактическим воздействием службы (программы, технологии) и его стоимостью.
  • Адекватность. Показатель соответствия фактического обслуживания.
  • Научно-технический прогресс. Степень применения современных технологий при оказании сестринской помощи.
  • Своевременность. Показатель соотношения времени получения адекватной помощи от момента возникновения потребности и минимального времени, необходимого службе здравоохранения для организации такой помощи в идеальных условиях.
  • Доступность. Показатель соотношения количества пациентов, своевременно получающих адекватную помощь, и общего числа нуждающихся.
  • Достаточность.  Минимальный набор лечебно-профилактических  мероприятий, необходимых  для  достижения адекватного объема сестринской помощи и наибольшей ее эффективности.
  • Репрезентативность критериев качества. Соотношение реально полученных величин принимаемых к анализу показателей с некоей идеально точной величиной, наиболее полно отражающей свойства изучаемого объекта.

Информация о работе Система управления качеством сестринской помощи»