Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:37, реферат
В процессе реформирования системы здравоохранения пересматривается роль среднего медицинского звена в сторону увеличения его самостоятельности. Однако сложившиеся традиционные подходы к роли медицинских сестер в лечебно-диагностическом процессе пока отводят ей роль исполнителя предписаний врача. В этих условиях при оценке качества медицинской помощи следует четко представлять, что в конечном результате работы врача заложена немалая доля результата деятельности сестринского персонала. Если качество работы врача в большинстве случаев оценивается по конечному результату, то выделить в этом результате долю среднего медперсонала и оценить, насколько качество работы медицинской сестры повлияло на состояние здоровья больного, нередко достаточно сложно, особенно, если отсутствуют прямые доказательства такого влияния.
Особое значение для организации работы главной медицинской сестры имеют ежедневные планы. В ежедневном плане по часам (а при необходимости и по минутам) расписывают все планируемые дела на предстоящий день. План на следующий день составляется с вечера. Первым делом подводятся итоги за прошедший день, а невыполненные, но сохраняющие актуальность дела переносятся на последующие дни. С учетом месячного плана и регламента составляется план работы на следующий (и последующий) день. Целесообразно, чтобы в ежедневном плане были указаны необходимые справочные данные: фамилии, имена, отчества, телефоны, адреса и др. лиц, с которыми надлежит встретиться, позвонить и т. д.; виды работ, которые надлежит выполнить (подготовить документы, принять сотрудников и т. д.).
Сформированная на сегодня
структура образовательных
Первый (базовый) уровень готовит медицинских сестер широкого профиля и сестер милосердия, отвечающих современным требованиям. Государственный образовательный стандарт среднего медицинского образования включает в себя наряду с федеральным компонентом решение региональных вопросов с учетом социально-экономических, этнических особенностей, а также статистических показателей здоровья и заболеваемости в регионе.
Второй (повышенный) уровень предусмотрен для специалистов, имеющих базовое образование. Колледжи готовят преимущественно руководителей структурных подразделений для медицинских организаций, обеспечивая выпускникам углубленные знания и умения в вопросах организации управления здравоохранением, экономики, менеджмента, юриспруденции. Подготовка осуществляется по нескольким специальностям; «Лечебное дело» (квалификация - «Фельдшер»), «Акушерское дело» (квалификация - «Акушерка-организатор»), «Сестринское дело» (квалификация - «Медицинская сестра-организатор»), «Семейная медицинская сестра» и т.д. Сегодня перечень специальностей повышенного уровня образования включает около 10 наименований должностей сестер-специалистов.
Третий уровень - это высшее сестринское образование. Оно занимает особое место в условиях реформирования отраслевого образования и направлено на подготовку высококвалифицированных управленческих кадров, а также на повышение престижа сестринской профессии. Потребность в нем у медицинских сестер, занимающих управленческие должности, привела к организации в медицинских вузах вечерней и заочной форм обучения. Сегодня диплом факультета высшего сестринского образования можно получить более чем в 35 высших медицинских учебных заведениях. Общая численность студентов по всем формам обучения составляет свыше 7,5 тыс. человек, причем на долю вечернего и заочного отделений приходится около 85%. Уже сегодня до 20% главных и старших медицинских сестер имеют повышенное и высшее сестринское образование, а через несколько лет, по нашим расчетам, это число достигнет 50%.
В управлении качеством стандарт декларирует принцип - подход как к процессу. Рекомендации стандарта направлены на обеспечение продуктивной работы ЛПУ путём одновременного эффективного управления многочисленными взаимосвязанными процессами. Все процессы и виды деятельности ЛПУ подлежат оценке, анализу и улучшению, что гарантирует постоянное совершенствование системы управления качеством, всех сфер деятельности и как следствие сокращение неоправданных потерь.
В основу стандарта положено
8 принципов менеджмента
1. Ориентация на потребителя (в медицине - на пациента).
2. Роль руководителя как лидера.
3. Вовлечение всего персонала.
4. Подход к управлению качеством как к процессу.
5. Системный подход к менеджменту.
6. Постоянное улучшение.
7. Подход к принятию решений на основе анализа фактов, информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Применение стандарта для обеспечения качества медицинской помощи включает 6 этапов.
1) Обучение медицинского
персонала (администрации,
2) Анализ стартового состояния
действующей в ЛПУ системы
качества по разработанной
3) Разработка документации
по системе качества в
4) Подготовка группы внутреннего аудита для оценки и анализа системы качества ЛПУ с целью её поддержания и улучшения.
5) Внедрение разработанной документации.
6) Сертификация системы качества.
Контроль КСП — система наблюдения и проверки процесса сестринской деятельности и ее результатов, в связи, с чем обеспечивается достижение организацией высокого уровня эффективности сестринской помощи. Контроль КСП предполагает:
В структуру системы контроля КСП входят три обязательных элемента:
В соответствии с законодательством, к участникам контроле относят медицинские учреждения, общественные объединена потребителей, органы управления здравоохранением, лицензирующие органы, страховые медицинские организации, профессиональные медицинские ассоциации, фонды обязательного медицинского страхования (ОМС), государственные медицинские образовательные учреждения, медицинские НИИ, осуществляющие послевузовское или дополнительное профессиональное образование специалистов, страхователи, Госстандарт России и его территориальные органы, Государственный комитет по антимонопольной политике и его территориальные органы, органы Госсанэпиднадзора, органы государственного пожарного надзора, Государственную инспекцию по охране труда, комитеты по управление государственным имуществом, исполнительные органы фонда социального страхования.
С точки зрения общности интересов, преследуемых в процессе контроля, всех участников контроля можно объединить в три группы, представляющие:
В средства контроля качества входят показатели качества оцениваемой деятельности. В их числе количественные показатели деятельности ЛПУ: время ожидания предоставления услуги; характеристики оборудования, инструментария, лекарственных препаратов; результаты инфекционного контроля; качественные показатели: доверие к персоналу; уровень профессионального мастерства; источники получения информации о базовых показателях качества; метрологические средства; средства связи и обработки информации; нормативная документация. К средствам контроля также относят стандарты (протоколы) деятельности, алгоритмы выполнения манипуляций, протоколы и карты экспертной оценки качества оказания сестринской помощи и др.
К механизмам контроля качества относят виды, формы и технологии контроля. Содержание механизмов контроля качеством представлено в таблице
Механизмы контроля | ||
Виды контроля |
Формы контроля |
Технологии контроля |
Предварительный контроль, осуществляется до фактического начала работ (анализ качества предоставляемых услуг, профессиональной компетентности сотрудников, материально-технической базы, технологий, финансовых затрат) |
Процедуры лицензирования медицинской, фармацевтической и иных видов деятельности, осуществляемых в сфере охраны здоровья |
Выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка) |
Аккредитация учреждений различных систем здравоохранения |
Определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность) | |
Текущий контроль Осуществляется |
Контроль профессиональных качеств медицинских работников |
Установление норм контроля (правовые, производственные, этические) |
Сертификация лекарственных |
Выбор методов контроля (диагностической, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный) | |
Заключительный контроль закрепляет достигнутую результативность, предоставляет необходимую информацию для планирования аналогичных работ |
Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, реализующих программы додипломной и после дипломной подготовки медицинских работников |
Определение объема и области контроля (сплошной. эпизодической, финансовый, только качество услуг) |
Лицензирование — процедура установления условий для осуществления определенных видов деятельности с выдачей разрешения (лицензии) на осуществление данных видов деятельности.
Аккредитация — процедура, направленная на установление статуса ЛПУ на основе анализа материально-технической базы, структуры кадрового обеспечения, направлений и содержания лечебно-профилактических мероприятий и др.
Аттестация медицинских сестер — определение профессиональной компетентности.
Сертификация — процедура подтверждения соответствия характеристик исследуемого объекта установленным требованиям.
Все перечисленные формы
контроля осуществляет третья сторона
на базе экспертного метода оценки
показателей качества, независимо от
организации, предоставляющей услуги,
и от потребителя услуг. Методологию
и методику экспертных методов определяют
с помощью федеральных и
Действующее законодательство
предусматривает только два вида
контроля КМП: ведомственный и
В практической деятельности участников контроля качества медицинских услуг объединяют как осуществляющих:
Критерии контроля КМП
предложены региональным Европейским
бюро Всемирной организации
Информация о работе Система управления качеством сестринской помощи»