Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:48, курсовая работа
Для раскрытия цели работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность качества: экономические категории и затратный механизм качества, его взаимосвязь с конкурентоспособностью предприятия;
Рассмотреть управление качеством продукции и формирование конкурентных преимуществ предприятия на целевом рынке;
Провести анализ обеспечения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Элема»;
Сформулировать предложения по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Элема».
ВВЕДЕНИЕ
1 Система управления качеством на промышленном предприятии
1.1 Качество и конкурентоспособность продукции
1.2 Формирование конкурентных преимуществ предприятия
1.3 Организация управления качеством на предприятии
1.4 Современная концепция и модель управления качеством. Всеобщее управление качеством
2 Анализ системы управления качеством на ОАО «Элема»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации обеспечения качества на предприятии
2.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции
2.4 Анализ путей повышения качества продукции и совершенствования системы управления качеством
2.5 Результаты анализа
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Предложения по повышению качества продукции и совершенствованию системы управления качеством
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
РЕФЕРАТ
Курсовой работы
«Совершенствование системы управления качеством в условиях реформирования экономики»
Объём работы 49 с., в том числе 2 рис., 13 табл., 16 наим лит., 1 прил.
Ключевые слова качество, конкурентоспособность, затратный механизм, производительность, система качества, стандартизация, сертификация, оценка, анализ, совершенствование, внедрение.
Объектом исследования является ОАО «Элема». Предметом исследования является система управления качеством ОАО «Элема».
Основная цель данной курсовой работы – проведение анализа обеспечения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Элема».
Для раскрытия цели работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность качества: экономические категории и затратный механизм качества, его взаимосвязь с конкурентоспособностью предприятия;
Рассмотреть управление качеством продукции и формирование конкурентных преимуществ предприятия на целевом рынке;
Провести анализ обеспечения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Элема»;
Сформулировать предложения по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Элема».
50
оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1 Система управления качеством на промышленном предприятии
1.1 Качество и конкурентоспособность продукции
1.2 Формирование конкурентных преимуществ предприятия
1.3 Организация управления качеством на предприятии
1.4 Современная концепция и модель управления качеством. Всеобщее управление качеством
2 Анализ системы управления качеством на ОАО «Элема»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации обеспечения качества на предприятии
2.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции
2.4 Анализ путей повышения качества продукции и совершенствования системы управления качеством
2.5 Результаты анализа
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Предложения по повышению качества продукции и совершенствованию системы управления качеством
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Актуальность темы работы. Обеспечение конкурентоспособности любого изделия является наиважнейшим задачей любого предприятия. Для нормального развития каждому предприятию необходимо выпускать качественный и вполне конкурентоспособный товар.
Повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Элема» является приоритетным направлением в развитии отрасли машиностроения. При обеспечении достаточно высокого показателя конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятие не только сможет занять лидирующее место в отрасли, но и зарекомендует себя как наиболее приоритетный поставщик данного вида продукции в различные страны мира.
Между качеством и конкурентоспособностью продукции существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению конкурентоспособности, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.
Основная цель данной курсовой работы – проведение анализа обеспечения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Элема».
Для раскрытия цели работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность качества: экономические категории и затратный механизм качества, его взаимосвязь с конкурентоспособностью предприятия;
Рассмотреть управление качеством продукции и формирование конкурентных преимуществ предприятия на целевом рынке;
Провести анализ обеспечения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Элема»;
Сформулировать предложения по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Элема».
Объектом исследования является ОАО «Элема». Предметом исследования является система управления качеством ОАО «Элема».
Качество продукции — совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции является основным фактором достижения ее конкурентоспособности [2, с. 45].
Из множества причин, определяющих необходимость повышения качества товаров услуг, работ и в целом организаций, можно выделить следующие:
существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
повышение темпов научно-технического прогресса в развитии науки, техники, экономики и связанное с этим усложнение продукции;
увеличение объемов производства и оказываемых услуг и как следствие - возможный рост стоимости брака и рекламаций со стороны потребителей;
неприятие потребителями продукции с относительно невысоким уровнем качества;
ужесточение требований к интенсификации производства и его эффективности;
усиление конкуренции на внутреннем и внешнем рынках [1, с. 35].
Качество определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом, являясь индикатором высокого стандарта или уровня совершенства. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в области управления качеством. Она характеризуется следующим рядом моментов:
обеспечение качества понимается не как техническая функция, которая может реализоваться каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;
вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;
всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием в этом всех работников.
Потребителя интересует не количество, а качество и ценность продукта, с помощью которого он решает свои проблемы. Приоритет потребителя - признак успешной организации производства.
В целом же управление качеством продукции представляет собой систему, которая направлена на достижение главной цели предпринимательской деятельности - получение прибыли [2, с. 47].
В условиях сложившегося рынка конкурентоспособность товаров на 70-80% зависит от их качества. В силу этого понятия «конкурентоспособность продукции» и «качество продукции» являются взаимозависимыми: с одной стороны качество продукции определяет ее конкурентоспособность, а с другой – только конкурентоспособный товар может считаться качественным.
Качество продукции является главным фактором, формирующим конкурентные преимущества предприятия в отрасли и на рынке. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Место качества продукции среди факторов конкурентоспособности
Из этого рисунка следует, что при формировании стратегии повышения конкурентоспособности в первую очередь ресурсы следует направлять на повышение качества продукции, затем – на снижение издержек предприятия, совершенствование организации эксплуатации (применения) продукции с целью сокращения эксплуатационных затрат и в последнюю очередь – на повышение качества сервиса продукции [3, с.450].
Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка. Действия этого механизма как экономического рычага заставляют производителей постоянно заниматься повышением качества и конкурентоспособности своих товаров и услуг. Реализация этой задачи требует проведения необходимых изменений в производственно-сбытовой и иной деятельности предприятия для формирования конкурентных преимуществ, обеспечивающих ему сохранение и укрепление рыночной позиции в длительном периоде. При этом рынок объективно и строго оценивает усилия всех производителей в этом направлении. Это нашло отражение в том, что конкурентоспособность стала главным показателем успеха товара и его изготовителя на рынке. Она является многоаспектным понятием соответствия конкретного товара условиям рынка и конкретным требованиям потребителей в части качественных, технических, экономических, эстетических и других характеристик, а также необходимым элементом его реализации в условиях конкуренции (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.п.). Кроме того, конкурентоспособность характеризует успешную деятельность предприятия по занятию и удержанию устойчивой позиции на рынке и обеспечению его экономического благополучия.
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя на рынке.
Успех конкретного товара на рынке означает предпочтение покупателя, отданное предприятию-производителю этого товара в условиях широкого предложения товаров-аналогов конкурентами (другими производителями). В условиях рынка каждый покупатель всегда приобретает тот товар, который в большей мере удовлетворяет его потребности. Совокупность покупателей, отдавших предпочтение товару конкретного производителя, является объективной оценкой (характеристикой) удовлетворения общественной потребности этим товаром по сравнению с другими производителями. Таким образом, конкурентоспособность товара (услуг) характеризует и конкурентоспособность предприятия-производителя.
Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравнительной оценкой его характеристик по отношению к товарам конкурентов. Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следует иметь в виду, что технически сложные товары требуют больших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности товара как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены потребления товара за его срок службы у потребителя, которая во многих случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность предприятия, в конечном счете, характеризуется конкурентоспособностью конкретного товара на конкретном рынке. Однако существует, по крайней мере, два принципиальных отличия определения конкурентоспособности товара от конкурентоспособности производителя, которые следует учитывать при оценке последнего. Во-первых, конкурентоспособность предприятия, отражающая отличия конкретного предприятия от других производителей, применима к достаточно длительному промежутку времени. Конкурентоспособность товара определяется в любой малый временной интервал. Во-вторых, оценку деятельности производителя дает не только потребитель, но и сам производитель. При этом он решает, выгодно ли ему в масштабах и условиях конкретной экономической ситуации заниматься производством и реализацией тех или иных товаров.
Конкурентоспособность производителя конкретного товара (услуги) объективно может быть оценена относительным объемом его продаж на целевом рынке (рынках). Эта оценка характеризует реальное положение предприятия-производителя на рынке по сравнению с другими производителями. Достижение конкретной рыночной позиции непосредственно связано с экономическими результатами деятельности оцениваемого предприятия. Эти результаты определяют его конкурентные преимущества и характеризуют его успех (неуспех) в конкретном бизнесе. Обеспечение конкурентоспособности, в свою очередь, определяется постоянным совершенствованием производственно-сбытовой деятельности предприятия, в том числе обеспечением конкурентных издержек производственно-сбытовой деятельности, поддержанием необходимого научно-технического уровня продукции и ее производства.
Конкурентоспособность предприятия включает комплекс экономических характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке (национальном или мировом) [3, с. 427].
Ко всему выше сказанному можно сделать следующие выводы:
1. Качество продукции на предприятии зависит как от внутренних факторов (технические, организационные, экономические, социально-психологические), так и от внешних факторов (требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д);
Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.