Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка и обоснование мероприятий, по повышению конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности.
Согласно сформулированной цели дипломной работы предусматривается выполнение следующих задач:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- предоставить общую характеристику деятельности предприятия ЧП «Олеся»;
- провести анализ производственной и финансовой деятельности предприятия;
- разработать и обосновать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ЧП «Олеся».

Оглавление

введение
7
1 Анализ хозяйственной деятельности и конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
9
1.1 Общая характеристика предприятия
9
1.2 Анализ производства и реализации продукции
12
1.3 Анализ прибыли и рентабельности
22
1.4 Анализ финансового состояния предприятия
25
1.5 Анализ конкурентной среды
29
1.6 Анализ конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
39
2 Теоретические основы определения конкурентоспособности предприятия
48
2.1 Понятие и виды конкурентоспособности
48
2.2 Составные категории конкурентоспособности
51
2.3 Показатели и оценка конкурентных возможностей предприятия
52
2.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
58
2.5 Маркетинговая деятельность в системе управления конкурентоспособностью
62
2.6 Изучение конкурентоспособности предприятия
66
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
72
3.1 Рекомендации, по внедрению новых видов изделий
72
3.2 Мероприятия по усовершенствованию качества обслуживания
74
3.3 Совершенствование работы с потребителями
80
3.4 Предложения по установлению упаковочно-фасовочного аппарата для бараночных изделий
84
3.5 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
89
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
93
4.1 Описание объекта
93
4.2 Вредные и опасные производственные факторы
94
4.3 Расчет освещения рабочих мест
95
4.4 Расчет заземления
99
4.5 Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера причиненных пожаром
100
выводы
104
Перечень ссылок

Файлы: 1 файл

Диплом_Бондарева.doc

— 1.38 Мб (Скачать)
ustify">Основными конкурентами предприятия есть другие хлебокомбинаты и хлебозаводы, которые реализуют свою продукцию в сети продуктовых магазинов г. Купянска и в непосредственной близости возле них.

В приведенной ниже таблице 1.17 можно увидеть данные о положении предприятий, конкурентов. Надо также учитывать показатели не только объемов производства, но и ассортимента продукции, ее качества, политики сбыта, ценовой политики предприятий.

На сегодняшний день продукция мини-пекарен пользуется большим спросом среди потребителей. В условиях, когда крупные хлебозаводы и комбинаты с большими трудностями могут реагировать на изменение в спросе на хлебобулочные изделия, потому что это связано с трудностями реконструкции, мини-пекарня является наиболее оптимальным и выгодным средством производства хлебобулочных изделий. Кроме того, мини-пекарня не требует больших вложений, как, например, хлебокомбинат или хлебозавод.



 

Таблица 1.17 - Основные показатели работы предприятий конкурентов за 2009 год

Предприятия

Товарная продукция,

тыс. грн

Хлебобулочные изделия,

т

Кондитерские изделия,

т

2008

2009

%

2008

2009

%

2008

2009

%

Купянский хлебозавод

1244,62

1181,54

94,93

369,18

312,58

84,67

 

 

 

ЧП "Кибела"

1774,62

1858,46

104,72

457,82

404,04

88,25

68,57

87,62

127,78

ООО Регион-хлеб

1389,23

1604,62

115,50

412,07

424,50

103,02

 

 

 

ФЛП Косяченко

1005,38

1443,85

143,61

298,22

379,59

127,29

 

2,38

 

Хлебокомбинат «Кулиничи»

19368,46

18504,62

95,54

4756,04

3547,31

74,59

989,05

1348,10

136,30

ЧП «Олеся»

1728,62

1923,23

111,26

675,67

600,38

88,86

88,00

68,57

77,92

Всего

26510,92

26516,31

100,02

6969,00

5668,39

81,34

1145,62

1506,67

131,52




 

Из таблицы 1.17 можно сделать вывод, что в целом по предприятиям конкурентам выпуск хлебобулочной продукции уменьшился на 18,66%. Это уменьшение произошло в основном за счет уменьшения выпуска продукции на Кулиничевском хлебокомбинате, который занимает достаточно весомый удельный вес в общем объеме. Также уменьшение выпуска состоялось на всех предприятиях, кроме двух - ООО Регион-хлеб, и ФЛП Косяченко. Эти предприятия достаточно молодые и только начинают развиваться, поэтому их показатели выросли. Но их удельный вес в общем объеме не велик, поэтому не существенно повлиял на общее состояние.

По кондитерским изделиям наоборот увеличилось производство продукции на 31,52%. Кроме того, общий объем реализованной продукции в денежном выражении увеличилась на 5,38 тыс. грн. Это объясняется ростом цен на сырье и материалы, энергоресурсы, заработную плату, что привело к росту цен на конечную продукцию.

Данные таблицы представлены по объемам производства, но реализуют продукцию предприятия конкуренты не только по сетям продуктовых магазинов «Казачок», поскольку имеют личные точки продажи, и также реализуют по другим магазинам. Поэтому делаем вывод, что предприятие ЧП «Олеся» занимает довольно высокий уровень в производстве и реализации в сети продуктовых магазинов «Казачок» всех видов продукции. Оно является крупнейшим производителем кондитерских изделий, тортов и пирожных, которые реализуются в сети продуктовых магазинов «Казачок». Тогда как крупнейший производитель по общим объемам Кулиничевский хлебокомбинат и другие конкуренты, реализуют свою продукцию по всему городу Купянску.

Политика сбыта продукции ЧП «Олеся» направлена на конкретного потребителя, который посещает продуктовый магазин. Цель предприятия это ежедневно обеспечивать клиентов свежим горячим хлебом и хлебобулочными изделиями. Продукция реализуется непосредственно на месте производства, что позволяет до минимума сократить путь от печи до стола потребителя, а также не нуждается в транспортных расходах на доставку продукции в места розничной торговли.

Следует отметить, что хлеб, который выпускает предприятие, относится к премиальной категории, поскольку рецептура такого хлеба отличается от социальных видов хлеба. Качество хлебобулочных изделий предприятия ЧП «Олеся» значительно выше, чем в массовых производителей, таких, как Кулиничевский и Купянский хлебокомбинаты, которые в большинстве выпускают основные сорта хлеба и тем самым решают важную задачу обеспечения дешевым хлебом как можно большее количество населения. Поэтому действительными конкурентами по производству хлебобулочных изделий являются предприятия Регион-Хлеб, ФЛП Косяченко, Кибела. На диаграмме (рис. 1.1) представлено сравнение динамики объема реализации с основными конкурентами.

 

Рисунок 1.1 - Объем производства основных конкурентов, тыс. грн.

 

Следующая диаграмма (рис. 1.2) показывает, какую долю в общем объеме продаж занимает предприятие ЧП «Олеся». Из диаграммы, представленной на рис.1.2 видно, что предприятие занимает наибольшую долю среди конкурентов, выпускающих хлебобулочные изделия немассовых сортов, и реализуют их в сети магазинов «Казачок», или в непосредственной близости от них.

 

Рисунок 1.2 - Распределение объемов производства хлебобулочной продукции в 2009 году

 

Для более эффективного исследования конкурентоспособности предприятия проведем оценку деятельности предприятий конкурентов по сравнению с предприятием ЧП «Олеся».

Конкурентный анализ показал, что предприятие имеет достаточно устойчивое положение среди конкурентов. И они не могут оказать существенного влияния на положение предприятия, но незначительное влияние все же имеют.

Более детальный анализ конкурентной силы ЧП «Олеся» по сравнению с другими конкурентами по ключевым факторам успеха представлены в таблице 1.18.

 

Таблица 2.18 - Факторы конкурентного успеха

Факторы

Предприятия

ЧП «Олеся»

ФЛП Косяченко

Кибела

Репутация предприятия

высокая

высокая

высокая

Форма собственности

ЧП

ФЛП

ЧП

Местоположение

в точке продажи

удобное

удобное

В науке по отрасли

эксперт

эксперт

эксперт

Нововведения в производственных процессах

осуществляются

отсутствуют

осуществляются

Разработка новой продукции

осуществляется

отсутствует

осуществляется

Качество продукции

высокая

средняя

средняя

сертификаты качества

имеют

имеют

имеют

Уровень использования установленного оборудования

высокий

средний

ниже среднего |

Размещение производства с учетом минимума затрат

так

так

так

Износ ОПФ

меньше среднего

средний

большой

Расходы на товародвижения

низкие

средние

средние

Скорость доставки

мгновенно

высокая

высокая

эффективные средства продаж

имеет

не имеет

имеет

Удобное и оперативное обслуживание

осуществляется

отсутствует

осуществляется

Выполнение заказов потребителя

качественное

среднего качества

отсутствует


 

Благодаря развитию и модернизации технологических процессов и оборудования, высокому уровню качества продукции и обслуживания, жесткому контролю качества, наличия сертификатов качества, наличие необходимых квалифицированных кадров, скорости попадания продукции к потребителю, четкому выполнению заказов потребителей ЧП «Олеся» удерживает свои позиции в ряде аналогичных предприятий.

Таким образом, ключевыми факторами успеха деятельности предприятия являются высокое качество продукции, гибкость производства, возможность продавать только что изготовленную продукцию, отсутствие затрат на транспортировку.

Подытоживая проведенный анализ производственной деятельности надо - заметить, что:

- во-первых, в 2009 году по сравнению с 2008 годом цены на хлебобулочные изделия выросли на 12,9% за счет увеличения выпуска сдобных изделий, а на кондитерские - на 7,58% за счет внедрения новых видов тортов и пирожных;

- во-вторых, в 2009 году по сравнению с 2008 годом объем реализации продукции уменьшился на 4,19%. На изменение объемов реализации повлияли: степень выполнения производственной программы, изменение остатков готовой продукции и реализуемых товаров, а также изменение цен на продукцию предприятия, и на ресурсы, используемые при производстве;

- в-третьих, в 2009 году по сравнению с 2008 годом в натуральном измерении менее материалоемкими по муке были хлебобулочные и кондитерские изделия, в то время как расходы сахара на эти виды продукции увеличились, хотя и не очень значительно. Это в свою очередь повлияло на рост материалоотдачи по муке хлебобулочных и кондитерских изделий и на уменьшение материалоотдачи по сахару, особенно хлебобулочных изделий. То есть, в 2009 году увеличилось производство сахаросодержащих изделий. В то же время уменьшение расходов муки на хлебобулочные изделия объясняется уменьшением объемов их производства;

- в-четвертых, в 2009 году по сравнению с 2008 годом удельный вес расходов по калькуляционным статьям не претерпел значительных изменений. Однако удельный вес затрат на муку уменьшился на 3,8%, затраты на сырье увеличились на 4,0%. Это объясняется изменениями в номенклатуре продукции. Расходы на оплату труда увеличились на 0,1% за счет повышения с 1.03.09 года минимальных месячных тарифных ставок. Внепроизводственные расходы увеличились на 2,4% за счет увеличения объема выработки и реализации кондитерских изделий, расходы по доставке которых в торговую сеть в 2,2 раза больше, чем хлебобулочных изделий;

в-пятых, в 2009 году увеличился удельный вес основного капитала и способность самофинансирования. Другие показатели использования средств ухудшились, что свидетельствует о неэффективном использовании собственных средств предприятием. Способность предприятия рассчитаться по своим обязательствам характеризует ликвидность (платежеспособность);

- в-шестых, в 2009 году способность покрытия задолженности улучшилась. Общая ликвидность предприятия характеризуется положительно, она в течение года не увеличилась. А вот способность немедленно рассчитываться с долгами является неудовлетворительной и она еще ухудшилась.

В целом общее и финансовое состояние предприятия ЧП «Олеся» характеризуется как автономное и устойчивое, есть возможность самофинансирования.

 

1.6 Анализ конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»

 

В процессе сравнительного анализа конкурентных преимуществ ЧП «Олеся» в состав конкурентной среды были включены следующие субъекты рынка хлебобулочных и кондитерских изделий:

1 - ЧП "Кибела";

2 - ООО Регион-хлеб;

3 - ФЛП Косяченко;

Исследование было проведено в несколько этапов:

Этап 1. Сравнение показателей ассортимента ЧП «Олеся» и его приоритетных конкурентов.

На этом этапе проведен анализ фактических показателей ассортимента продукции ЧП «Олеся» и его конкурентов (табл. 1.19). Настоящие показатели полноты ассортимента соответствуют количеству баллов. Далее по каждому из показателей рассчитываем единичный показатель конкурентоспособности () ассортимента и сводный индекс конкурентоспособности каждого конкурента по показателям ассортимента. Удельный вес каждого из показателей определяется на основе опроса продавцов о частоте спроса на ту или иную продукцию ассортиментной группы изделий. Результаты расчетов представлены в таблице 1.20.

 

Таблица 1.19 - Показатели ассортимента продукции

Факторы конкурентоспособности

ЧП "Олеся"

Конкуренты

1

2

3

1. Хлеб премиум класса

345

93

13

0

2. Хлеб формовой пшеничный

162

190

229

228

3. Хлеб формовой ржаной

32

49

127

114

4. Булочные изделия

14

35

18

0

5. Бараночные изделия

41

28

29

38

6. Сдобные изделия

6

10

9

0

7. Торты и пирожные

67

76

 

0

8. Кексы

1

10

 

1

9. Восточные сладости

0

0

 

0

10. Печенье

1

2

 

1

Информация о работе Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»