Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка и обоснование мероприятий, по повышению конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности.
Согласно сформулированной цели дипломной работы предусматривается выполнение следующих задач:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- предоставить общую характеристику деятельности предприятия ЧП «Олеся»;
- провести анализ производственной и финансовой деятельности предприятия;
- разработать и обосновать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ЧП «Олеся».

Оглавление

введение
7
1 Анализ хозяйственной деятельности и конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
9
1.1 Общая характеристика предприятия
9
1.2 Анализ производства и реализации продукции
12
1.3 Анализ прибыли и рентабельности
22
1.4 Анализ финансового состояния предприятия
25
1.5 Анализ конкурентной среды
29
1.6 Анализ конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
39
2 Теоретические основы определения конкурентоспособности предприятия
48
2.1 Понятие и виды конкурентоспособности
48
2.2 Составные категории конкурентоспособности
51
2.3 Показатели и оценка конкурентных возможностей предприятия
52
2.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
58
2.5 Маркетинговая деятельность в системе управления конкурентоспособностью
62
2.6 Изучение конкурентоспособности предприятия
66
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
72
3.1 Рекомендации, по внедрению новых видов изделий
72
3.2 Мероприятия по усовершенствованию качества обслуживания
74
3.3 Совершенствование работы с потребителями
80
3.4 Предложения по установлению упаковочно-фасовочного аппарата для бараночных изделий
84
3.5 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
89
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
93
4.1 Описание объекта
93
4.2 Вредные и опасные производственные факторы
94
4.3 Расчет освещения рабочих мест
95
4.4 Расчет заземления
99
4.5 Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера причиненных пожаром
100
выводы
104
Перечень ссылок

Файлы: 1 файл

Диплом_Бондарева.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

 

В 2009 году за период освоения нового вида хлеба «Семейный» высшего сорта 0,8 кг произведено 0,034 т брака. Вследствие этого производственный брак в 2009 году в сравнении с 2008 годом повысился.

Проведем анализ объема реализации продукции. Показатель объема реализации является результативным показателем хозяйственной деятельности предприятия, которое характеризует как производственную, так и внешне производственную сферу.

Реализованная продукция - это продукция, деньги за которую получены на расчетный счет предприятия, или продукция отгружена и соответственно документально оформлена к уплате.

Для определения объема реализации используют формулу:

              ,              (1.1)

где               - объем реализации продукции, тыс. грн.;

- объем товарной продукции в действующих ценах, тыс. грн.;

- остатки продукции к началу года, тыс. грн.;

- остатки продукции на конец года, тыс. три.

Проведение анализа реализации продукции предусматривает составление баланса товарной продукции, который приведен в таблице 1.11.

 

Таблица 1.11 - Баланс товарной продукции

Показатели

2008 год

2009 год

Абсолютное отклонение, (+/-)

1. Остаток готовой продукции на нач. года, тыс. грн.

1,96

2,32

0,35

3. Выпуск товарной продукции, тыс. грн.

2972,67

2848,25

-124,42

4. Остаток готовой продукции на конец. года, тыс. грн.

2,32

1,58

-0,74

6. Реализация товарной продукции, тыс. грн.

2972,32

2848,99

-123,32


 

Рассмотрим, как повлияло изменение остатков готовой продукции на увеличение объемов реализации продукции.

Так, остатки готовой продукции на конец 2009 года уменьшились на 0,74 тыс. грн. Однако остатки на конец 2008 года увеличились на 0,35 тыс. грн.

Следовательно, на уменьшение объемов реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 123,32 тыс. грн. повлияло уменьшение объемов производства продукции на 124,42 тыс. грн. (В том числе за счет роста цен на продукцию) и уменьшение остатков готовой продукции на 0,74 тыс. грн.

Проведем анализ обеспеченности и эффективности использования материальных ресурсов. Материальные ресурсы - это разнообразные вещественные элементы производства, используемые преимущественно как предметы труда в основных и вспомогательных производствах: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливно-энергетические ресурсы.

Основные задачи анализа:

- дать оценку обеспеченности предприятия сырьем и материальными ресурсами;

- определить уровень эффективности использования материальных ресурсов;

- выявить и вычислить влияние различных факторов на степень использования материальных ресурсов.

Обобщающими показателями использования сырья и других материальных ресурсов материалоемкость и материалоотдача, которые рассчитываются по следующим формулам:

,                                                          (1.2)

,                                                         (1.3)

где              МЕ - материалоемкость, т/т;

МО - материалоотдача, грн./грн.

Проанализируем использование основных видов сырья на предприятии по данным таблицы 1.12.

Для более глубокого анализа использования сырья рассмотрим, насколько эффективно использовались сырье и материальные ресурсы в стоимостном выражении на основе данных таблицы 1.13.

 

 

Таблица 1.12 - Использование сырья

Показатели

Един. изм.

2008

2009

Абсолю. Отклон,

(+/-)

1. Производство:

- хлебобулочных изделий

тон

455,02

401,57

-53,46

- кондитерских изделий

тон

59,26

45,86

-13,40

2. Количество муки на производство:

- хлебобулочных изделий

тон

351,73

305,19

-46,54

- кондитерских изделий

тон

5,33

4,36

-0,98

3. Количество сахара на производство:

- хлебобулочных изделий

тон

12,29

8,03

-4,25

- кондитерских изделий

тон

24,77

19,26

-5,51

4.Материалоемкость хлебобулочных изделий:

- по муке

тыс. т

0,368

0,362

-0,006

- по сахару

тыс. т

0,013

0,010

-0,003

5.Материалоемкость кондитерских изделий:

- по муке

тыс. т

0,04

0,05

0,002

- по сахару

тыс. т

0,20

0,20

0,001

6.Материалотдача хлебобулочных изделий:

- по муке

тыс. т

0,62

0,63

0,011

- по сахару

тыс. т

17,64

23,81

6,173

7.Материалотдача кондитерских изделий:

- по муке

тыс. т

5,29

5,01

-0,278

- по сахару

тыс. т

1,14

1,13

-0,005


 

 

 

 

Таблица 1.13 - Эффективность использования сырья и материальных ресурсов

Показатели

Един. измерения.

2008 г.

2009 г.

Относит отклонение, %

Товарная продукция в пор. Ценах

тыс. грн.

2972,67

2848,25

95,81

Стоимость муки

тыс. грн.

461,44

600,05

130,04

Стоимость другого сырья и материалов

тыс. грн.

883,94

807,58

91,36

Стоимость топливно-энергетических ресурсов

тыс. грн.

378,83

329,86

87,07

Материальные затраты

тыс. грн.

1724,21

1737,50

100,77

Стоимость возвратных отходов

тыс. грн.

-0,06

-0,06

100,00

Стоимость чистых материальных ресурсов

тыс. грн.

1724,15

1737,43

100,77

Материалоемкость

грн. / грн.

0,45

0,47

105,17

Материалоотдача

грн. / грн.

1,33

1,26

95,08


 

Как видно из приведенных данных, в 2009 году по сравнению с 2008 годом материалоемкость продукции увеличилась за счет значительного роста стоимости муки, что повлияло на общее увеличение стоимости материальных ресурсов. Как следствие, наблюдается уменьшение материалоотддачи продукции. Это свидетельствует о том, что в 2008 году сырье и материальные ресурсы использовались эффективно.

 

1.3 Анализ прибыли и рентабельности

 

Прибыль - это абсолютный результат хозяйственной деятельности предприятия, равный разнице между доходами и расходами.

Рентабельность продукции - это относительный показатель, характеризующий прибыльность производства и реализации продукции предприятия.

Балансовая прибыль является суммой доходов предприятия от всех видов деятельности за отчетный период, запечатленный в его балансе: прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от другой реализации и от внереализационных операций. Поэтому целесообразно проанализировать прибыль по ее составляющим, используя данные таблицы 1.14.

 

Таблица 1.14 - Факторный анализ балансовой прибыли

Показатели

2008 г.

2009 г.

Абсолютное отклонение, (+/-)

Балансовая прибыль, тыс. грн.

1248,76

1111,10

-137,66

Прибыль от реализации, тыс. грн.

1248,52

1110,82

-137,70

Прибыль от другой реализации, тыс. грн.

0,06

0,27

0,21

Внереализационная прибыль, тыс. грн.

0,18

0,01

-0,17


 

Как видно из приведенных данных, в 2009 году балансовая прибыль уменьшилась на 137,66 тыс. грн. за счет уменьшения прибыли от реализации продукции на 137,70 тыс. грн. при увеличении прибыли от другой реализации на 0,21 тыс. грн. и уменьшении внереализационной прибыли - на 0,17 тыс. грн.

Проанализируем использование прибыли на основе данных таблицы 1.15. В 2009 году произошли следующие изменения в структуре использования прибыли: увеличился удельный вес платежей в бюджет на 0,1%, уменьшилась удельный вес отчислений в резервный фонд на 0,02%, на социальное развитие - на 1,89%, на другие цели - на 6,02%; увеличился удельный вес использованной прибыли на производственное развитие на 2,2%, на поощрение - на 2,56%. Кроме того, часть прибыли была использована на дивиденды, что является позитивным фактором в рыночных условиях.

 

 

Таблица 1.15 - Использование прибыли предприятия

Показатели

2008 г.

2009 г.

Отклонение абсолютное, (+/-)

удельный вес,%

тыс. грн.

удельный вес,%

тыс. грн.

удельный вес,%

 

 

Балансовая прибыль

1248,76

100,00

1111,10

100,00

-137,66

-

Использование прибыли

Платежи в бюджет

298,45

24,10

969,80

24,20

671,35

0,10

В т.ч. налог на прибыль

251,00

20,10

250,00

22,50

-1,00

2,40

Отчисления в резервный фонд

47,45

3,80

42,00

3,78

-5,45

-0,02

Использовано на:

увеличение ОФ

-

-

-

-

-

 

производствен-ное развитие

284,72

22,80

277,77

25,00

-6,94

2,20

социальное развитие

87,41

7,00

56,78

5,11

-30,64

-1,89

поощрения

343,41

27,50

334,00

30,06

-9,41

2,56

дивиденды

37,46

3,00

16,78

1,51

-20,69

-1,49

изъятие выручки

94,91

7,60

0,00

0,00

-94,91

-7,60

другие цели

52,45

4,20

113,55

10,22

61,11

6,02

Информация о работе Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»