Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа
Целью исследования является разработка и обоснование мероприятий, по повышению конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности.
Согласно сформулированной цели дипломной работы предусматривается выполнение следующих задач:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- предоставить общую характеристику деятельности предприятия ЧП «Олеся»;
- провести анализ производственной и финансовой деятельности предприятия;
- разработать и обосновать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ЧП «Олеся».
введение
7
1 Анализ хозяйственной деятельности и конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
9
1.1 Общая характеристика предприятия
9
1.2 Анализ производства и реализации продукции
12
1.3 Анализ прибыли и рентабельности
22
1.4 Анализ финансового состояния предприятия
25
1.5 Анализ конкурентной среды
29
1.6 Анализ конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
39
2 Теоретические основы определения конкурентоспособности предприятия
48
2.1 Понятие и виды конкурентоспособности
48
2.2 Составные категории конкурентоспособности
51
2.3 Показатели и оценка конкурентных возможностей предприятия
52
2.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
58
2.5 Маркетинговая деятельность в системе управления конкурентоспособностью
62
2.6 Изучение конкурентоспособности предприятия
66
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
72
3.1 Рекомендации, по внедрению новых видов изделий
72
3.2 Мероприятия по усовершенствованию качества обслуживания
74
3.3 Совершенствование работы с потребителями
80
3.4 Предложения по установлению упаковочно-фасовочного аппарата для бараночных изделий
84
3.5 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
89
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
93
4.1 Описание объекта
93
4.2 Вредные и опасные производственные факторы
94
4.3 Расчет освещения рабочих мест
95
4.4 Расчет заземления
99
4.5 Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера причиненных пожаром
100
выводы
104
Перечень ссылок
В многогранной работе по достижению КС важное место принадлежит показателям, которые должны характеризовать и давать возможность оценивать КС того или иного объекта.
2.2 Составные категории конкурентоспособности
Параметры и условия являются основными составляющими категориям КС. Параметры КС раскрывают ее содержание и характеризуют ту или иную сторону КС, как объекта: персонала, предприятия, продукции. Они предоставляют возможность оценить степень соответствия объекта определенным требованиям потребителя.
Как показало проведенное исследование, насчитывается около 10-ти различных параметров, которые должны находиться в поле зрения руководства предприятия, как важнейшие объекты управления, Вместе с тем, задаваясь параметрами КС для того или иного объекта, необходимо постоянно заботиться о создании надлежащих условий, обеспечивающих достижение требуемых параметров КС.
Условия выступают, таким образом, второй основополагающей составляющей категорией КС. Они охватывают широкий спектр технических, технологических, организационных, экономических, социальных, кадровых, правовых, идеологических отношений, которые складываются в процессе функционирования хозяйственного механизма предприятия.
Формирование, эффективное влияние этих условий на достижение соответствующих параметров КС зависит, как от персонала предприятия, так и от "внешней среды" - влияния хозяйственных механизмов отрасли, региона, мировых связей. Таких условий (наиболее важных), насчитывается около 60. Создание всех необходимых условий для достижения КС объектов - первичная забота руководства и всего персонала предприятия. Приведу только один пример. Американские эксперты, сделали исследование многих предприятий, которые достигли успеха, пришли к выводу: история коммерческих успехов довольно специфическая. Кроме технологической новизны разработок, компании объединяла одно важное обстоятельство. Это - создание организационных и экономических условий для "выращивания" нововведений, целенаправленное стимулирование новаторской деятельности на фирмах.
Таким образом, параметры и условия КС являются важнейшими позициями для анализа и практической деятельности по достижению КС персонала, предприятия, продукции (КС ППП).
Из этого сделаем практический вывод, для достижения КС персонала, предприятия, продукции необходимо:
1) Провести четкое закрепление параметров и условий КС по соответствующим подразделениям и специалистам предприятия.
2) Установить весомое поощрение за их достижения.
3) Создать во всех подразделениях предприятия группы обеспечения КС ППП и действующую систему вознаграждения за эффективные предложения.
2.3 Показатели и оценка конкурентных возможностей предприятия
Понятие конкурентоспособности фирмы включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом рынке (национальном или мировом). Этот комплекс может включать характеристики товара, определенные сферы производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства, и сбыта товаров фирмы.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность фирмы-производителя продукции относятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и соединения экономических средств деятельности фирмы, действуя в условиях конкурентной борьбы.
На уровень конкурентоспособности фирмы влияет научно-технический уровень и степень усовершенствования технологий производства, использование новейших изобретений и открытий, привлечения современных средств автоматизации производства.
Уровень конкурентоспособности фирмы зависит от того, какими товарами они торгуют, где и как товары потребляются.
Конкурентные позиции фирмы на рынке зависят также от той поддержки, которую фирма получает со стороны национальных государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов, экспортных субсидий, обеспечение информацией о конъюнктуре рынка и др.
Как правило, конкурентоспособным является предприятие (фирма), способное долгое время оставаться прибыльным в условиях открытой рыночной экономики.
В круг показателей, определяющих конкурентоспособность фирм, включаются:
- доля на внутреннем и мировом рынках;
- чистый доход на одного занятого;
- численность занятых;
- количество основных конкурентов.
Надо полагать, что зарубежные исследователи классифицируют и определяют для всех уровней ценовую и структурную конкурентоспособность. Последняя, иногда определяется как «конкурентоспособность по объему», или «общая конкурентоспособность предприятий». Отделение этого типа конкурентоспособности отражает тот объективный процесс, когда международная конкуренция перемещается из ценовой сферы в сферу, где конкурируют национальные условия производства. Иными словами, структура конкурентоспособности представляет собой интегральное понятие, в котором отображается производственный, технологический, экспортный потенциал национальной экономики.
Существует целый ряд методик оценки конкурентоспособности с учетом как ценовых, так и неценовых факторов. Особую роль при анализе конкурентоспособности экспортной продукции играет фактор времени. Принимается во внимание так называемая теория "жизненного цикла" товара.
В практике проведения оценки конкурентоспособности, в основном, анализируются технические параметры (например, мощностные, грузоподъемность, надежность и т.п.), меньше внимания уделяется экономическим показателям, таким как цена, издержки производства, стоимость потребления, эффективность экспорта и т.д. По одной из существующих методик уровень конкурентоспособности товара определяется как соотношение продажной цены экспортного товара к "эталонной цене", или средневзвешенной цены аналогичного товара, пользующегося наибольшим спросом на данном рынке.
В практике зарубежных специалистов существуют специальные индикаторы и методы определения ценовой конкурентоспособности за данный период. Определение ценовой конкурентоспособности на внутреннем национальном рынке, как правило, производится путем сравнения цен внутреннего рынка и цен импортных товаров, или мировых цен. На зарубежном рынке сопоставляются три показателя: издержки производства в национальной валюте; обменные курсы валют; размеры прибыли (разница между продажной ценой на рынке и издержками производства).
С нашей точки зрения следует обратить внимание специалистов на рассмотрение вопроса конкурентоспособности товара в том виде, как оно представляется в монографии "Пути повышения КС экспортной продукции" под редакцией В. Я. Маштабея. Рассматривая конкурентоспособность, как соответствие товара условиям рынка по техническим, экономическим, коммерческим и другим характеристикам, он связывает воедино понятия "качество", "технический уровень", "конкурентоспособность". Общее количество этих показателей достигает 400.
Авторы выделяют следующие группы технико-экономических показателей, характеризующих составляющие изделия на рынке потребления:
- свойства изделия на стадии спроса, а именно - экономическая эффективность его использования (например, мощность вычислений долгосрочность, амортизация, ремонтопригодность и др.);
- характеристики изделия с точки зрения возможности его использования в комплексе с машинами и удобства эксплуатации (технические параметры, площадь и т.д.);
- характеристики изделия на стадии его сбыта (внешний вид, вид упаковки и т.д.);
- другие признаки (например, престижность).
Приведенные группы показателей делятся на два основных вида: технические и экономические. В свою очередь, они соответственно делятся на параметры эргономичности, эстетики, соответствия стандартам и законодательству, а также на параметры, которые определяют уровни отдельных элементов цены спроса (рис.2.1).
Немаловажную роль в определении конкурентоспособности продукции играет конъюнктурная информация. Большое значение имеют показатели темпов роста продаж, доля рынка и темпы ее роста, объемы экспорта и т.д.
Для оценки конкурентоспособности фирмы, используют некоторые численные показатели, свидетельствующие о степени устойчивости положения фирмы, способности производить продукцию, которая пользуется спросом на рынке и обеспечивает фирме получение намеченных и стабильных конечных результатов. К ряду таких показателей относятся:
- отношение стоимости реализованной продукции к ее количеству за текущий период. Увеличение этого соотношения говорит о повышении объемов реализованной продукции;
- отношение прибыли к общей стоимости продаж (profit to sales). Повышение этого показателя свидетельствует о повышении уровня конкурентоспособности фирмы;
Рисунок 2.1 - Показатели конкурентоспособности
- отношение общей стоимости продаж к стоимости нереализованной продукции (sales to finished goods) свидетельствует о спаде спроса на продукцию фирмы и затоваривание готовой продукцией;
- отношение общей стоимости продаж и стоимости материальных производственных запасов (sales to inventories) показывает, что произошло, или снижение спроса на готовую продукцию, или увеличение запасов сырья. Уменьшение этого показателя свидетельствует о замедлении оборота запасов;
- отношение объема к сумме дебиторской задолженности (sales to receivables) показывает, какая доля реализованной продукции продана покупателям на основе коммерческого кредита.
Фирма, имеющая более низкие издержки производства, получает более крупную прибыль, что позволяет расширять объемы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такой фирмы и производимой продукции повышается, что способствует увеличению ее доли на рынке за счет других фирм, которые не имеют таких финансовых и технических возможностей.
Большое значение имеет анализ издержек обращения, который вычисляется путем отношения величины сбытовых расходов к размерам прибыли.
Анализ издержек обращения позволяет выявить непроизводственные расходы по всей системе товарного движения от продавца к покупателю.
Таким образом, оценка конкурентоспособности фирмы на конкурентном рынке, или его сегменте, построена на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей фирмы. Она является последним этапом маркетингового исследования и призвана выяснить потенциальные возможности фирмы и мероприятия, которые фирма должна осуществить для обеспечения конкурентоспособности позиций на конкурентном рынке.
Такая оценка должна содержать следующие показатели:
- потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и по конкретным рынкам;
- ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость (продуктовая дифференциация);
- набор рынков или их сегментов для каждого продукта (рыночная дифференциация);
- потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;
- перечень мероприятий и средств, которыми фирма может обеспечить себе преимущество на рынке;
- создание представления о фирме, которое будет поощрять покупателей, изготовление высококачественной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добропорядочное и честное выполнение обязательств по соглашениям, срокам поставки товаров и услуг.
Результаты исследований берутся за основу при разработке стратегии фирмы, ее технической, ассортиментной и сбытовой политики.
Проведение экономического исследования и использования большого набора показателей невозможно без использования компьютерной техники.
2.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Поддержание высокой конкурентоспособности означает, что все ресурсы предприятия используются настолько продуктивно, что оно оказывается более прибыльным, чем его главные конкуренты. Это одновременно предусматривает, что предприятие занимает стабильное место на рынке товаров и услуг, и его продукция пользуется постоянным спросом. Однако в жизни это состояние не является неизменным. Поэтому руководство предприятия должно уметь отслеживать изменения, происходящие в условиях хозяйствования, и проводить соответствующие преобразования в политике ведения производства и реализации товаров. Такими преобразованиями могут быть: изменение товарной политики, внедрение новых технологий, диверсификация производства, изменение организационно-правового статуса предприятия, модернизация форм сбыта продукции, выход на новые рынки, создание совместных производств и т.д.
Важным моментом в проведении преобразований по повышению конкурентоспособности предприятия является выбор их осуществления. В ряде отечественных и зарубежных работ предлагается исходить из так называемого цикла конкурентного преимущества фирмы - КПФ (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 - Жизненный цикл конкурентного преимущества предприятия
Информация о работе Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»