Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа
Целью исследования является разработка и обоснование мероприятий, по повышению конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности.
Согласно сформулированной цели дипломной работы предусматривается выполнение следующих задач:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- предоставить общую характеристику деятельности предприятия ЧП «Олеся»;
- провести анализ производственной и финансовой деятельности предприятия;
- разработать и обосновать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ЧП «Олеся».
введение
7
1 Анализ хозяйственной деятельности и конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
9
1.1 Общая характеристика предприятия
9
1.2 Анализ производства и реализации продукции
12
1.3 Анализ прибыли и рентабельности
22
1.4 Анализ финансового состояния предприятия
25
1.5 Анализ конкурентной среды
29
1.6 Анализ конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
39
2 Теоретические основы определения конкурентоспособности предприятия
48
2.1 Понятие и виды конкурентоспособности
48
2.2 Составные категории конкурентоспособности
51
2.3 Показатели и оценка конкурентных возможностей предприятия
52
2.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
58
2.5 Маркетинговая деятельность в системе управления конкурентоспособностью
62
2.6 Изучение конкурентоспособности предприятия
66
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
72
3.1 Рекомендации, по внедрению новых видов изделий
72
3.2 Мероприятия по усовершенствованию качества обслуживания
74
3.3 Совершенствование работы с потребителями
80
3.4 Предложения по установлению упаковочно-фасовочного аппарата для бараночных изделий
84
3.5 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
89
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
93
4.1 Описание объекта
93
4.2 Вредные и опасные производственные факторы
94
4.3 Расчет освещения рабочих мест
95
4.4 Расчет заземления
99
4.5 Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера причиненных пожаром
100
выводы
104
Перечень ссылок
Финансовое состояние предприятия отражает его конкурентоспособность (платежеспособность, кредитоспособность) в производственной сфере и, следовательно, эффективность использования вложенного собственного капитала.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой стабильностью. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Устойчивое финансовое положение в свою очередь влияет на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа хозяйственных операций, что позволит определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выбрать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности.
Прежде чем приступить к расчету количественного значения показателя конкурентоспособности необходимо провести ряд дополнительных исследований.
На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственно фирмы.
На второй - определяются цели оценки конкурентоспособности.
На третьей - методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента.
Если таких окажется несколько, то оценку конкурентоспособности необходимо проводить для каждого сегмента отдельно.
После этого приступают к оценке показателя конкурентоспособности. Оценить последний, можно несколькими методами:
- методом расчетных единичных и групповых показателей;
- методом с использованием функции желательности;
- методом многокритериальной оптимизации.
В основе первого метода лежит расчет единичных и групповых показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности. На первом этапе выбирается база сравнения. Как база для сравнения может служить либо лучший из уже существующих на целевом рынке конкурент, или некий абстрактный эталон.
На втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии (показатели).
Значение критерия в базисной модели обозначим Рб, а сравниваемого образца - Р.
На третьем этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi):
. (2.1)
На четвертом этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и соответственно этому присваивают им вес: аni - для потребительских показателей, аэi - для экономических, акi - для показателей качества, ami - для технических. Причем:
, (2.2)
где Р, l, f, t - количество экономических, потребительских показателей качества и технических параметров.
На пятом этапе производится расчет группового показателя как сводного индекса конкурентоспособности по каждой группе критериев (Q):
, (2.3)
где Qn, Qэ, Qк, Qm - сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским, экономических, качественных и технических параметрах.
На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (ДО)
... (2.4)
Экономическое содержание интегрального показателя конкурентоспособности заключается в том, что на единицу затрат потребитель получает До единиц полезного эффекта. Если До более 1, то уровень качества (технического уровня или потребительских свойств) выше уровня затрат и товар является конкурентным, если До менее 1 - неконкурентный на данном рынке.
Данный метод имеет ряд недостатков:
- во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам эластичность спроса равна 1;
- не учитывается то, что для некоторых критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых конкурентоспособность стремится к нулю;
- при сравнении нескольких товаров необходимо проводить для каждой пары отдельно:
- сложно устанавливать весовые значения аij;
- невозможно установить степень влияния на конкурентоспособность товара факторов, не поддающихся количественной оценке;
- данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности объекта вообще.
Второй метод основан на использовании функции желательности.
Этот метод более трудоемкий в математических расчетах. Суть его сводится к тому, что определяются параметры сравниваемых объектов в интервале от 0 до 1. Затем для сравнения параметров различной размерности рассчитывают приведенные значения параметров аппроксимирующей функции. Далее рассчитывают значение функции желательности по всему изделию (по всем параметрам), используя геометрическую среднюю. Сравнивая значения функции желательности, полученное вышеуказанным способом определяют изделие, обладающее наилучшей совокупностью потребительских свойств.
Данный метод имеет следующие недостатки:
- при расчете конкурентоспособности не учитывается различное влияние разных параметров на конкурентоспособность продукции, компании в целом;
- для каждого из параметров предлагается определять только одну аппроксимирующую функцию. Это не всегда может обеспечить необходимую достоверность расчетов, особенно при использовании в качестве аппроксимирующей линейной функции;
- дает чуть искаженный характер.
Третий метод определяется, как метод многокритериальной оптимизации, базируется на решении многокритериального задачи ранжирования: из N объектов с присущими им Sn признаками желательным является тот, который имеет набор признаков, которые являются наилучшими.
Решают такую задачу одним из способов математического программирования.
Этот метод является одним из самых точных, но в то же время трудоемких, требующий достаточного навыки владения математическим аппаратом.
При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он удовлетворял аналогичную группу потребительских предпочтений.
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
3.1 Рекомендации по внедрению новых видов изделий
Для повышения конкурентоспособности предприятия ЧП «Олеся» предлагаем следующие мероприятия:
- провести внедрение в производство новых видов хлеба;
- провести усовершенствование качества обслуживания;
- провести усовершенствование комплекса маркетинга на предприятии;
- установить упаковочно-фасовочный аппарат для упаковки бараночных изделий и печенья в пакеты по 125 гр.
Проведенная технико-экономическая характеристика предприятия ЧП «Олеся» говорит о том, что использование мощности предприятия эффективно, но не в полном объеме. Резервами повышения экономической эффективности предприятия и его конкурентоспособности является введение новых рентабельных сортов хлеба и воплощение стратегии, направленной на потребителей ресторанного бизнеса. Для решения вопроса удовлетворения спроса населения в мелко-фасованной продукции может стать установка упаковочно-фасовочного аппарата.
Для выживания сегодня на купянском рынке хлебобулочных изделий предприятию необходимо вводить в продуктовую линейку различные хлебные новинки. Потребитель, на которого нацелена деятельность предприятия, выбирает нетрадиционные хлебобулочные изделия. И при этом он хочет покупать их непосредственно после изготовления и поближе к дому. В такой ситуации в наиболее выигрышном положении оказываются мини-пекарни, способные оперативно подстраиваться под изменения вкусов потребителей и производить продукцию премиум класса. К тому же с мини-пекарнями, готовыми доставлять хлеб небольшими партиями и на гибких условиях оплаты, наиболее эффективно работают сети продуктовых магазинов и рестораны.
Исходя из этого, принято решение о производстве хлеба для ресторанов. Клиенты ресторанов более прихотливы к качеству продукции. Поэтому наше предприятие имеет возможность занять эту нишу рынка, выйдя на нее с новыми сортами хлеба.
Практически любой сорт хлеба изготавливается из муки и дрожжей, поэтому изобрести принципиально-новые рецепты очень трудно.
На предприятии предлагается начать производство хлеба «Тонус», который изготавливают из проросшего зерна. Такое производство имеет свои технологические сложности.
Для производства хлеба «Тонус» необходимо специальное оборудование для переработки зерна и изготовления теста. Стоимость такого оборудования 2100 тыс. грн. Кроме того нужно выделить под помещение около 15 кв. м. с высотой 3 м. Проект внедрения хлеба «Тонус» в производство привлекателен не только со стороны повышения конкурентоспособности предприятия, но и с экономической точки зрения. Во-первых зерно дешевле муки в среднем в два раза. Во-вторых, при изготовлении хлеба из муки около 40% сырья идет в отходы, а зерновой хлеб производится практически по безотходной технологии. К тому же на основе теста из зерна есть возможность изготовить практически все известные сорта хлеба.
Также предлагается внедрить пшеничный и ржаной хлеб на хмелевой закваске. Такой хлеб может храниться неделями, не теряя своих вкусовых свойств. Кроме того, хлеб на закваске отличается очень низкой калорийностью, что также повышает спрос на него и способствует повышению конкурентоспособности способности. Технология изготовления такого хлеба позволяет существенно сэкономить на сырье, благодаря тому, что хмелевая закваска может сама себя производить в течение года.
Хлеб становится особенно привлекательным для потребителя, если он продается очень свежим. Особенно это актуально для кафе и ресторанов. Потребительская ценность хлеба в первую очередь определяется его калорийностью, усвояемостью и наличием дополнительных качеств: витаминов, минеральных добавок и незаменимых аминокислот. Хлеб оценивается не только с точки зрения химического состава. Важны и внешний вид, вкус, аромат, пористость мякины. Расчет рентабельности производства различных видов хлеба представлен в таблице 3.1
Таблица 3.1 - Рентабельность производства предложенных видов хлеба
Показатели | Зерновой хлеб «Тонус» | Хмелевой хлеб |
Капитальные вложения, тыс. грн. | 2100 | 1470 |
Объем производства в сутки, т | 3 | 3 |
Стоимость сырья (на 1 т сырья 1500 единиц хлеба), грн. | 2875 | 3680 |
Отпускная цена за единицу хлебного изделия, грн. | 3,45 | 3,91 |
Выручка в месяц, тыс. грн. | 918 | 211,14 |
Срок окупаемости, год | 1 | 1,5 |
Рентабельность, % | 60 | 40 |
Информация о работе Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»