Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка и обоснование мероприятий, по повышению конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности.
Согласно сформулированной цели дипломной работы предусматривается выполнение следующих задач:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- предоставить общую характеристику деятельности предприятия ЧП «Олеся»;
- провести анализ производственной и финансовой деятельности предприятия;
- разработать и обосновать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ЧП «Олеся».

Оглавление

введение
7
1 Анализ хозяйственной деятельности и конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
9
1.1 Общая характеристика предприятия
9
1.2 Анализ производства и реализации продукции
12
1.3 Анализ прибыли и рентабельности
22
1.4 Анализ финансового состояния предприятия
25
1.5 Анализ конкурентной среды
29
1.6 Анализ конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
39
2 Теоретические основы определения конкурентоспособности предприятия
48
2.1 Понятие и виды конкурентоспособности
48
2.2 Составные категории конкурентоспособности
51
2.3 Показатели и оценка конкурентных возможностей предприятия
52
2.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
58
2.5 Маркетинговая деятельность в системе управления конкурентоспособностью
62
2.6 Изучение конкурентоспособности предприятия
66
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
72
3.1 Рекомендации, по внедрению новых видов изделий
72
3.2 Мероприятия по усовершенствованию качества обслуживания
74
3.3 Совершенствование работы с потребителями
80
3.4 Предложения по установлению упаковочно-фасовочного аппарата для бараночных изделий
84
3.5 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
89
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
93
4.1 Описание объекта
93
4.2 Вредные и опасные производственные факторы
94
4.3 Расчет освещения рабочих мест
95
4.4 Расчет заземления
99
4.5 Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера причиненных пожаром
100
выводы
104
Перечень ссылок

Файлы: 1 файл

Диплом_Бондарева.doc

— 1.38 Мб (Скачать)
le="text-align:justify">Из схемы мы видим, что на каждом этапе состояние конкурентоспособности предприятия разное. Но когда она переходит в так называемую зрелость, т.е. становится неизменной, то считается, что настал момент для проведения преобразований. Но при таком подходе может возникнуть ситуация, при которой проведение преобразований ничего не даст.

Дело в том, что в силу разного времени изменений происходящих событий в параметрах, влияющих на конкурентоспособность предприятия в стадии общей зрелости, некоторые из них будут находиться в состоянии упадка, и на их изменения потребуется много времени. Поэтому в соответствии с принятой стратегией развития предприятия необходимо отслеживать изменения каждого фактора. Все факторы, влияющие на конкурентоспособность, можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние.

Внутренние факторы - это те, на которые предприятие влиять не может и в своей политике должно воспринимать их как нечто неизменное. К ним относятся следующие факторы:

1) Деятельность государственных властных структур (фискальная и кредитно-денежная политика, законодательство). Например, в зависимости от характера налоговой политики (размеры налоговых ставок) предприятие будет получать высокую прибыль или, наоборот, совсем его не получать.

2) Сложившаяся хозяйственная конъюнктура. Она включает конъюнктуру рынков сырьевых и материальных ресурсов, рынков трудовых ресурсов, рынков средств производства, рынков финансовых ресурсов.

3) Развитие семейных и поддерживающих отраслей. В данном случае речь идет о развитии новых технологий (ресурсосберегающих, технологий глубокой переработки), новых материалов и источников энергии. Их внедрение в производство повышает научный и производственный потенциал предприятия.

4) Параметры спроса. Они включают рост спроса на товары, производимые предприятием, его стабильность и позволяют предприятию получать высокую прибыль, а также закрепить свое положение на рынке. Нестабильный спрос, изменение требований покупателя к качеству продукции предприятия, снижение покупательской способности населения, напротив, не создают условий для обеспечения определенной конкурентоспособности предприятия.

К внутренним факторам относятся следующие:

1) деятельность руководства и аппарата управления предприятия (организационная и производственная структуры управления, профессиональный и квалифицированный уровень управляющих кадров и т. д.).

2) система технологической оснастки. Обновление оборудования и технологий, т.е. замена их на более прогрессивные, обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия, усиливает внутреннюю гибкость производства.

3) сырье, материалы и полуфабрикаты. Качество сырья, комплектность ее переработки и величина отходов серьезно влияют на конкурентоспособность предприятия. Уменьшение выхода готовой продукции из используемого сырья, (это особенно характерно для пищевой промышленности), не комплексная ее переработка приводят к увеличению издержек производства, а значит, к уменьшению прибыли, что, в свою очередь, не позволяет расширять производство. Вследствие этого снижается конкурентоспособность. И наоборот, улучшение использования сырья, его комплексная переработка снижают издержки производства, и таким образом, повышают конкурентоспособность.

4) сбыт продукции: его объем и затраты реализации. Этот фактор серьезно влияет на повышение конкурентоспособности предприятия: можно добиться неплохих результатов в производстве, выпуская продукцию высокого качества и относительно невысокой себестоимости, но все будет сведено на нет из-за непродуманного сбыта. Поэтому предприятие пытается организовать эффективный сбыт за счет продажи необходимой на рынке продукции, стимулирования увеличения объемов продаж, завоевывая новые рынки сбыта. Для этого необходимо с одной стороны, на основе формирования "своего" покупателя, проведение эффективной ценовой политики и т. п., а с другой - эффективное обеспечение сырьем, необходимыми материалами и оборудованием по доступным ценам.

Определив среду, в которой оно будет работать, предприятию необходимо перейти к установлению своей роли, положения на рынке. Здесь важно исходить из максимизации тех возможностей предприятия, которые отличают его от конкурентов.

Стремясь к гибкому использованию своих внутренних возможностей, предприятие должно обеспечить себе технологическую и экономическую эффективность не ниже отраслевой. Иными словами, оно должно найти способ оптимального сочетания желаемой технологической и экономической эффективности, чтобы обеспечить наилучшие технологические и экономические условия предложения.

 

 

2.5 Маркетинговая деятельность в системе управления конкурентоспособностью

 

В управлении маркетингом принимается такая система управления фирмой, которая направлена на изучение и учет спроса и потребности рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на производство конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах которые отвечают соответствующим технико-экономическим характеристикам.

Философия маркетинга проста: производитель должен производить такую продукцию, которая обеспечит сбыт, получение фирмой (предприятием) прогнозного уровня рентабельности и прибыли.

Современной концепцией маркетинга является замкнутый и постоянно действующий процесс непрерывного влияния потребителя на производителя.

Маркетинг - это система управления, которая имеет свои принципы, функции, структуру, нормативные и правовые акты. Основным принципом маркетинга является: обоснованный свободный выбор определенных целей и стратегий функционирования и развития предприятия; комплексный подход развития целей с ресурсами и возможностями предприятия; достижения оптимального сочетания в управлении фирмой, проявления новых форм и инструментов для повышения эффективности производства.

На реализацию принципов маркетинга ориентированы его функции:

- разработка технической политики;

- выявления оптимального ассортимента выпускаемой продукции и структуры производства;

- разработка реализационной политики, организации после реализационного технического обслуживания нужд потребителя;

Маркетинговая программа является ядром маркетинга. Она лежит в основе планирования производства по каждому изделию в каждом подразделении фирмы.

В организации маркетинга деятельности фирмы особое внимание уделяют научно-техническим разработкам.

Неотъемлемой частью маркетинга является соответствующий образ мышления, подход к понятию консерваторских, производственно-реализационных решений с позиции наиболее полного удовлетворения требований потребителя, рыночного спроса. Без этого невозможно достижение высокого качества КС продукции, закрепления положения позиций на рынке.

Управление развитием производства на фирме (предприятии) - это такое регулирование процесса производства, цель которого повышение его эффективности, роста производительности труда, повышение качества продукции и КС в целом.

Основная цель менеджмента в управлении производством состоит в том, чтобы достичь рационального функционирования производственных подразделений в результате управления "сверху".

Основными требованиями в управлении производством является приспособление к новым условиям производственно-технического цикла:

- фондоемким и гибким производством;

- быстро принятым решением;

- значительной ролью человеческого фактора в производстве;

- улучшением качества изделий;

- сокращением производственных затрат;

- совершенствованием использованием производственной площади;

- усовершенствованием сферы услуг и технического обслуживания выпускаемой продукции.

Задачи могут определяться следующим образом:

- постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий:

- систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции;

- повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цены на производимую продукцию;

- снижение затрат во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий;

- расширение номенклатуры производимой продукции и изменение ассортимента.

Одной из важных целей управленческой деятельности в сфере производства является повышение эффективности производства, которое основывается на таких факторах, как увеличение рентабельности инвестиций, рост производительности труда.

Для достижения намеченных целей необходимо внедрение широкого комплекса технических, технологических, организационно-руководящих мероприятий, разработка принципов инвестиционной и технической политики для фирмы в целом, определение приоритетных областей инвестирования и направлений работы; концентрация усилий и ресурсов на развитие наиболее перспективных отраслей технического процесса; создания производственных систем нового поколения, работающих с использованием ЭВМ.

Разработка принципов инвестирования имеет большое значение для эффективности производства.

Некоторые важные принципы инвестирования:

- долгосрочная перспектива в определении портфеля инвестиций;

- покупка по самой низкой цене и продажа по самой высокой цене;

- планирование деятельности на рынке с учетом таких факторов содействия на рынок, которые влияют на рыночный механизм;

- наличие всех видов информации, имеющих значение для принятия правильных инвестиционных решений.

В основе организации трудового процесса заложен технический процесс, определяющий необходимую последовательность и содержание трудовых операций и соответствующие им средства, приемы, методы труда.

Система управления технологией ориентирована на управление инвестициями и обеспечение эффективного использования технологии, оборудования. Она включает не только оборудование, а также:

- процедуры организации производства;

- компоновку рабочих мест;

- рациональное использование производственных площадей;

- обучение производителей передовым навыкам, повышение их квалификации.

Новые условия, которые складывались на рынках, потребовали создания более простых и гибких систем управления. Современные системы управления характеризуются следующими особенностями:

- наличием небольших подразделений с меньшим числом, но более высоким уровнем квалификации работников;

- наличием небольшого количества уровней управления;

- созданием организационных структур, основанных на группах специалистов;

- составлением графиков и производственных программ, ориентированных на спрос покупателя;

- наличием на складах фирмы минимального объема запасов;

- быстрое реагирование на изменения, как на фирме, так и на рынке;

- наличием гибкого переоборудования производства;

- высокой производительностью труда и низкими затратами;

- высоким качеством производимой продукции.

Важным фактором достижения высокого уровня КС фирмы является концепция производства в рамках гигантских промышленных компаний. В них сочетаются сложные организационные структуры управления и новейшие технические средства управления.

Уровень КС определяется и такими факторами, как развитие новых видов продукции и формирование новых потребностей у потребителя.

Это требует:

- постоянного обновления ассортимента выпускаемой продукции;

- систематической разработки и быстрого освоения новых видов продукции;

- повышения производительности труда;

- повышения гибкости и эффективности производства;

- снижения всех видов расходов и затрат;

- обеспечения стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции.

Совершенствование менеджмента в сфере производства предполагает:

- проведение фундаментальных исследований;

- ориентацию деятельности фирмы на долгосрочную перспективу;

- диверсификацию производства;

- максимальное использование творческой активности персонала;

- зависимость карьерного роста сотрудников и их оплаты от реальных результатов деятельности.

 

2.6 Изучение конкурентоспособности предприятия

 

Основными составляющими, обеспечивающими конкурентоспособность предприятий, являются:

- качество продукции и услуг;

- стратегия маркетинга и сбыта;

- квалификация персонала;

- технологический уровень производства;

- финансовое состояние.

К сожалению, уровень конкурентоспособности украинских предприятий очень низок. Практически единственной и наиболее важной причиной низкой конкурентоспособности является неквалифицированный менеджмент или полное отсутствие того, что называют регулярным менеджментом. У нас есть все: высокообразованные люди, природные ресурсы, огромный рыночный потенциал, а также возможность приобретения самого новейшего оборудования. Более того, несмотря на широко распространенное мнение, руководители предприятий имеют все реальные возможности привлечения необходимого капитала. Однако они должны представить полную маркетинговую стратегию, бизнес-план развития, а также убедить инвесторов в том, что они являются теми квалифицированными управленцами, которые могут реализовать эти планы.

Информация о работе Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»