Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка и обоснование мероприятий, по повышению конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности.
Согласно сформулированной цели дипломной работы предусматривается выполнение следующих задач:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- предоставить общую характеристику деятельности предприятия ЧП «Олеся»;
- провести анализ производственной и финансовой деятельности предприятия;
- разработать и обосновать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ЧП «Олеся».

Оглавление

введение
7
1 Анализ хозяйственной деятельности и конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
9
1.1 Общая характеристика предприятия
9
1.2 Анализ производства и реализации продукции
12
1.3 Анализ прибыли и рентабельности
22
1.4 Анализ финансового состояния предприятия
25
1.5 Анализ конкурентной среды
29
1.6 Анализ конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
39
2 Теоретические основы определения конкурентоспособности предприятия
48
2.1 Понятие и виды конкурентоспособности
48
2.2 Составные категории конкурентоспособности
51
2.3 Показатели и оценка конкурентных возможностей предприятия
52
2.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
58
2.5 Маркетинговая деятельность в системе управления конкурентоспособностью
62
2.6 Изучение конкурентоспособности предприятия
66
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
72
3.1 Рекомендации, по внедрению новых видов изделий
72
3.2 Мероприятия по усовершенствованию качества обслуживания
74
3.3 Совершенствование работы с потребителями
80
3.4 Предложения по установлению упаковочно-фасовочного аппарата для бараночных изделий
84
3.5 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
89
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
93
4.1 Описание объекта
93
4.2 Вредные и опасные производственные факторы
94
4.3 Расчет освещения рабочих мест
95
4.4 Расчет заземления
99
4.5 Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера причиненных пожаром
100
выводы
104
Перечень ссылок

Файлы: 1 файл

Диплом_Бондарева.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

 

Проанализируем изменение рентабельности продукции, учитывая такие факторы, как себестоимость продукции и прибыль от ее реализации на основе данных таблицы 1.16.

 

Таблица 1.16 - Анализ рентабельности продукции

Показатели

Един. изм.

2008 г.

2009 г.

Абсолютное отклонение (+/-)

Объем реализованной продукции

тыс. грн

2972,67

2848,25

-124,42

Полная себестоимость продукции

тыс грн.

2241,39

2258,66

17,27

Прибыль от реализации продукции

тыс.грн.

731,28

589,59

-141,68

Рентабельность продукции

%

32,626012

26,10361

-6,52

 

,                                                                       (1.4)

где              Р - рентабельность продукции;

Ц - цена продукции;

С - полная себестоимость продукции.

Уменьшение рентабельности продукции на 6,52% произошло за счет уменьшения объема реализованной продукции на 124,42 тыс. грн. при увеличении себестоимости на 17,27 тыс. грн, что в свою очередь привело к уменьшению прибыли на 141,68 тыс. грн.

 

1.4 Анализ финансового состояния предприятия

 

В условиях формирования рыночных отношений в Украине, методика анализа хозяйственной деятельности направлена в первую очередь на исследование таких сторон деятельности, как конкурентоспособность, финансовая устойчивость, платежеспособность.

Переход к рыночным отношениям для предприятий связан с возможностью хозяйственной неопределенности и повышенного риска, поэтому возникает необходимость проведения текущего и оперативного контроля показателей финансового состояния.

Показатели, отражающие устойчивость финансового состояния:

1) коэффициент автономии (финансовой независимости) характеризуется степенью независимости от внешних источников финансирования:

,                                                         (1.5)

;

;

2) коэффициент мобильности средств характеризует потенциальную возможность превратить активы на мобильные средства:

,                                                         (1.6)

;

;

3) коэффициент маневренности средств характеризует абсолютное возможность превратить активы на «мобильные» средства:

,               (1.7)

;

;

4) коэффициент финансовой устойчивости характеризует обеспеченность задолженности собственного капитала:

,                                          (1.8)

;

;

5) коэффициент обеспечения долгосрочной задолженности:

,                                           (1.9)

; Поскольку предприятие не имеет долгосрочной задолженности.

6) коэффициент иммобилизации средств:

,                                           (1.10)

;

.

Показатели эффективности использования средств.

1) коэффициент реализации на 1 гривну немобильных средств:

,                                                         (1.11)

2) коэффициент оборачиваемости средств:

,                                           (1.12)

3) рентабельность продаж:

,                                           (1.13)

Показатели платежеспособности (ликвидности).

1) показатель общей платежеспособности: характеризует перспективную возможность предприятия рассчитаться по краткосрочной задолженности:

,                             (1.14)

;

;

2) показатель текущей ликвидности:

,                                                                      (1.15)

где               - ликвидные средства;

- товарно-материальные ценности;

- краткосрочная задолженность;

;

;

3) показатель абсолютной ликвидности: характеризует немедленную возможность предприятия рассчитаться по задолженности.

,                                                                       (1.16)

где               Д - деньги;

ЦБ - ценные бумаги;

КЗ - краткосрочная задолженность.

На конец года показатель абсолютной ликвидности снизился на 10 процентов.



 

1.5 Анализ конкурентной среды предприятия

 

Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от знания рынка и умения правильно использовать ту или иную рыночную ситуацию. Это заставило руководителей многих предприятий рассматривать использование маркетинговой концепции при организации производственной деятельности как острую необходимость. Характерной особенностью существующего положения является то, что данная концепция используется в различных вариантах. Большинство руководителей, провозгласив первостепенность ориентации деловой активности на нужды потребителей, фактически придерживаются производственной и сбытовой концепции маркетинга, в основе которых лежит, прежде всего, стремление к увеличению объемов производства и реализации продукции.

Сейчас невозможно на рынке Украины определить тенденцию развития маркетинга уже только потому, что в своем современном понятии маркетинга на отечественных предприятиях не существует. Существует лишь отдельная его идея. Такой подход воплощается в организации самой службы маркетинга. На предприятиях предприняты попытки создать отделы маркетинга, но как правило, эти отделы выполняют лишь некоторые функции маркетинга (организации рекламы, поиск новых клиентов, участие в выставках, связь с общественностью). В большинстве случаев не существует общей стратегии маркетинга с четким определением целей и задач всей маркетинговой деятельности. Предприятия хлебопекарной промышленности не исключение.

При комплексном подходе сбытовая деятельность является частью маркетинговой (одной из четырех "Р" marketing miх). И поэтому перед тем, как принять меры по совершенствованию маркетингового управления сбытовой деятельностью, следует изучить общие направления развития маркетинга в сфере хлебопекарства и производства кондитерских изделий.

Исходным моментом концепции маркетинга хлебопродуктов служит ориентированная на потребителя, интегрированная целевая философия предприятия. В целом же маркетинг хлебопродуктов можно представить как систему управления рынком хлебопродуктов, включающий в себя процесс определения, анализа, прогнозирования, создания и развития потребительских желаний, а также организацию всех ресурсов для удовлетворения потребностей покупателей с оптимальной прибылью для производителя.

В то же время необходимо четко понимать, что концепция маркетинга позволяет анализировать, оптимизировать и удовлетворять потребительский спрос, но она является лишь руководством к планированию, общей стратегией деятельности. Предприятие должно также учитывать свои сильные и слабые стороны в производстве, технологии, финансах, сбыте. Планы маркетинга должны согласовывать цели, требования потребителей и ресурсные возможности. В противном случае планы маркетинга будут недостижимы. Кроме того, необходимо оценивать влияние конкуренции, государственного регулирования и другие силы, относительно данного предприятия.

Рынок хлебопродуктов характеризуется наиболее тесным взаимодействием спроса и предложения. Предложение хлебных товаров находится под воздействием таких факторов, как изменение общественных потребностей, спроса населения и ускорение НТП. Кроме того, в условиях все большего насыщения рынка разнообразными продовольственными товарами, растут требования потребителей к их ассортименту и качеству; усиливается объективная необходимость более полного удовлетворения спроса не население вообще, а конкретных социально-экономических групп потребителей, должен использоваться маркетинговый принцип сегментации рынка. И тогда предложение будет строго ориентировано на соответствие социально-экономическим, национальным, возрастным, психологическим и др. характеристикам определенного контингента потребителей. Спрос определяет объемность рынка - это часть предложения, которая может быть реализована в обмен на платежные средства при данном уровне и соотношении розничных цен.

Таким образом, спрос - это вынесенные на рынок конкретные платежеспособные потребности. Платежеспособность является важнейшей чертой и особым свойством спроса. Но в то же время спрос на хлебопродукты - это и совокупность вполне определенных требований к конкретным хлебопродуктам с известными функционально-потребительскими и эстетическими свойствами.

Натурально-вещественные характеристики спроса конкретизируются в виде потребительских оценок ассортимента и качества хлебопродуктов, поступающих на рынок. Потребительские оценки ассортимента и качества хлебопродуктов - это объективное выражение одобряющего, нейтрального или негативного отношения покупателей к данному изделию или его отдельным функциональным и эстетическим свойствам. В потребительских оценках находит выражение степень соответствия хлебобулочных изделий, поступающих в продажу, современным представлениям различных групп покупателей о необходимости, доступности по цене, вкусу и подобным требованиям в состав предложения на эти изделия. Потребительские оценки определяются как в форме прямого преимущества - через акт приобретения или, наоборот, отказа от покупки конкретного изделия, так и в форме суждений о преимуществах того или иного изделия перед аналогичными ему по назначению, либо о дефектах, снижающих потребительскую ценность, полезность хлебного товара. Изучение потребительских оценок является главной частью маркетингового исследования потребителей. При изучении потребительских оценок хлебобулочных и кондитерских изделий следует учитывать относительность этих оценок, так как они проявляются через сравнение данного продукта с другими, а их конкретное содержание находится в прямой зависимости от качественного состава предложения хлебопродуктов соответствующего вида. То есть, потребитель хлебобулочных изделий, как правило, сравнивает только с уже существующим товаром, не выражая предположений и пожеланий по сравнению с гипотетически идеальным товаром.

В целом можно отметить, что в формировании спроса на хлебобулочные изделия участвуют четыре элемента: конкретная потребность (задача маркетинга определить, а иногда и создать ее). Платежеспособность потребителей, зависит от общей экономической ситуации и уровня дохода населения; цена (маркетинг имеет огромную количество инструментов регулирования рыночной цены) и предложение, объем, ассортимент и качество которого зависит от самого производителя.

Таким образом, маркетинговые усилия непосредственно влияют на большинство факторов формирования спроса на хлебобулочные и кондитерские изделия. А так, как достаточный спрос лежит в основе эффективности сбытовой деятельности, то для организации экономически выгодного сбыта следует активизировать маркетинговую деятельность.

На предприятии должен вестись постоянный мониторинг качества, технологических новинок в хлебопечении, колебаний спроса на продукцию предприятия, а также уровня качества обслуживания, для обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Информация о работе Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»