Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка и обоснование мероприятий, по повышению конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности.
Согласно сформулированной цели дипломной работы предусматривается выполнение следующих задач:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- предоставить общую характеристику деятельности предприятия ЧП «Олеся»;
- провести анализ производственной и финансовой деятельности предприятия;
- разработать и обосновать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ЧП «Олеся».

Оглавление

введение
7
1 Анализ хозяйственной деятельности и конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
9
1.1 Общая характеристика предприятия
9
1.2 Анализ производства и реализации продукции
12
1.3 Анализ прибыли и рентабельности
22
1.4 Анализ финансового состояния предприятия
25
1.5 Анализ конкурентной среды
29
1.6 Анализ конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
39
2 Теоретические основы определения конкурентоспособности предприятия
48
2.1 Понятие и виды конкурентоспособности
48
2.2 Составные категории конкурентоспособности
51
2.3 Показатели и оценка конкурентных возможностей предприятия
52
2.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
58
2.5 Маркетинговая деятельность в системе управления конкурентоспособностью
62
2.6 Изучение конкурентоспособности предприятия
66
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
72
3.1 Рекомендации, по внедрению новых видов изделий
72
3.2 Мероприятия по усовершенствованию качества обслуживания
74
3.3 Совершенствование работы с потребителями
80
3.4 Предложения по установлению упаковочно-фасовочного аппарата для бараночных изделий
84
3.5 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
89
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
93
4.1 Описание объекта
93
4.2 Вредные и опасные производственные факторы
94
4.3 Расчет освещения рабочих мест
95
4.4 Расчет заземления
99
4.5 Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера причиненных пожаром
100
выводы
104
Перечень ссылок

Файлы: 1 файл

Диплом_Бондарева.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

 

Из выполненных расчетов видно, что предприятие имеет существенный разрыв по показателям качества обслуживания от предприятия 1. Поэтому руководству нужно обратить внимание на квалификацию обслуживающего персонала, их внешний вид, отношение к покупателям. Среди жалоб присутствовали нарекания на отсутствии продавцов в торговом зале, это говорит о недостаточной дисциплине персонала.

Этап 4 Определение конкурентоспособности ЧП «Олеся» по экономическим показателям.

Для оценки конкурентоспособности, по экономическим показателям данные взяты в действующих ценах на ассортиментные группы изделий. Результаты расчетов представлены в таблицах 1.25 и 1.26.



 

Таблица 1.25 - Данные для расчета конкурентоспособности по экономическим показателям

Факторы конкурентоспособности

Количественная характеристика показателя, тыс. грн.

Бальная оценка по 5-ти бальной шкале

ЧП "Олеся"

Конкуренты

ЧП «Олеся»

Конкуренты

1

2

3

3

4

5

1. Хлеб премиум класса

345

93

13

0

5

5

4

 

2. Хлеб формовой пшеничный

162

190

229

228

4

3

4

4

3. Хлеб формовой ржаной

32

49

127

114

4

5

2

5

4. Булочные изделия

14

35

18

0

4

2

3

 

5. Бараночные изделия

41

28

29

38

3

3

3

4

6. Сдобные изделия

6

10

9

0

2

5

4

 

7. Торты и пирожные

67

76

 

0

4

3

 

 

8. Кексы

1

10

 

1

3

4

 

4

9. Восточные сладости

0

0

 

0

2

2

 

 

10. Печенье

1

2

 

1

4

3

 

3

 

 



 

Таблица 1.26 - Расчет параметрических индексов показателей конкурентоспособности по экономическим показателям.

Показатель

Бальная оценка,

Ранг показателя

ЧП «Олеся»

Конкуренты

ЧП «Олеся»

Конкуренты

1

2

3

1

2

3

1

5

5

4

 

0,17

0,9

0,9

0,7

0

2

4

3

4

4

0,15

0,6

0,5

0,6

0,6

3

4

5

2

5

0,15

0,6

0,8

0,3

0,75

4

4

2

3

 

0,04

0,2

0,1

0,1

0

5

3

3

3

4

0,2

0,6

0,6

0,6

0,8

6

2

5

4

 

0,05

0,1

0,3

0,2

0

7

4

3

 

 

0,12

0,5

0,4

0

0

8

3

4

 

4

0,03

0,1

0,1

0

0,12

9

2

2

 

 

0,03

0,1

0,1

0

0

10

4

3

 

3

0,06

0,2

0,2

0

0,18

Сводный индекс конкурентоспособности

1

3,8

2,5

2,2

3,7


 

На последнем этапе определяем относительные преимущества в конкуренции (табл. 1.27)

 

Таблица 1.27 - Относительные преимущества в конкуренции

Показатель

Бальная оценка,

Удельный вес

ЧП «Олеся»

Конкуренты

ЧП «Олеся»

Конкуренты

1

2

3

1

2

3

Показатели ассортимента

114,67

77,25

79,87

74,20

0,3

34,401

23,18

23,96

22,26

Показатели дополнительных услуг

3,35

4,2

0,35

2,9

0,2

0,67

0,84

0,07

0,58

Показатели качества обслуживания

3,12

2

1,00

3,12

0,3

0,936

0,6

0,3

0,94

Экономические показатели

3,8

2,5

2,2

3,7

0,2

0,76

0,5

0,44

0,74

Сводный индекс конкурентоспособности

1

36,767

25,12

24,77

24,52



 

2 Теоретические основы определения конкурентоспособности предприятия

2.1 Понятие и виды конкурентоспособности

 

Понятие конкурентоспособности интерпретируется и анализируется в зависимости от рассматриваемого экономического объекта. Безусловно, критерии, характеристики и факторы динамики конкурентоспособности на уровне товара, фирмы, корпорации, отрасли, национального хозяйства, или нации имеют свою специфику. Анализ конкурентоспособности может быть проведен для каждого из уровней, в зависимости от целей исследования.

Если говорить о понятии конкурентоспособности на макроуровне, то оно отражает позиции национальной экономики в системе международных отношений, главным образом в сфере международной торговли, и одновременно ее способность укреплять позиции. Это наиболее важный, но не единственный аспект понятия конкурентоспособности нации. Следует учитывать способность сохранять и наращивать темпы экономического роста, занятости, реальные доходы граждан.

Конкурентоспособность - это степень, с которой нация при справедливых условиях свободного рынка производит товары и услуги, которые удовлетворяют мировым требованиям, и при этом увеличивает доходы своих граждан.

Уровень конкурентоспособности нации определяется следующими основными факторами:

- технология;

- наличие капиталов;

- наличие людских ресурсов;

- состояние внешней торговли.

Конкурентоспособность (вообще), как социально-экономическая категория - это способность, умение достигать законным путем наивысших экономических и социальных преимуществ. Из этого определения выходит важный практический вывод о том, что конкурировать (достигать наивысших экономических и социальных преимуществ) возможно:

- самому с собой (во времени: результаты, достигнутые в предыдущий период деятельности и результативность аналогичного последнего периода, существенно отличаются);

- друг с другом (соперничество за достижение чего-либо);

- коллектива с коллективом;

- продукции данного вида с аналогичной продукцией и т.д.

Понятно, что конкурентоспособность выступает не сама по себе, не как самоцель, а как средство для создания определенного товара (продукции), услуг разного вида.

Определение, анализ и обобщение существующих в научной и учебной литературе основных категорий, по конкурентоспособности позволяет охарактеризовать понятие следующим образом.

Конкурентоспособность продукции - это комплекс потребительских и стоимостных характеристик, определяющих его успех на рынке, т.е. способность именно данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения у других конкурирующих товаропроизводителей.

Конкурентоспособность предприятия следует понимать как реальную и потенциальную способность, а также имеющиеся для этого возможности предприятия изучать спрос (рынок), проектировать, изготавливать и реализовать товары, которые по своим параметрам в комплексе более подходят для потребителей, чем товары конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия - можно рассматривать так же, как умение изготавливать и реализовывать быстро и дешево качественную продукцию в достаточном количестве.

Конкурентоспособность персонала, т.е. рабочих, специалистов, руководителей предприятия - это умение каждого из них и всем вместе, как одно целое, быстро и эффективно воспринимать и реализовать различные новинки на каждой стадии жизненного цикла продукции. Это умение создавать изделия, отвечающие всем требованиям потребителя с наименьшими затратами всех видов ресурсов.

Критерий конкурентоспособности - важный элемент аппарата данной категории. Определяется стабильностью места на своем рынке предприятия и его продукции, а также уровнем продажи продукции предприятия на рынках.

Сразу надо обратить внимание на одну из существенных ошибок, которые делают наши предприятия. Она заключается в том, что мы сосредотачиваем свои усилия на выпуске отдельных видов продукции, сравнивая их с зарубежными аналогами, - не всегда лучшими, - стараемся превзойти их по некоторым параметрам. А если удалось что-нибудь продать за валюту - радость на почве самообмана. Мы не учитываем, не принимаем во внимание главное, - что единственный критерий конкурентоспособности предприятия и его продукции, - стабильное место их на мировом рынке, а не разовая, пусть даже удачная сделка.

Отсюда, для достижения этого критерия нам нужно изменить акценты, перенести центр тяжести нашей работы при решении данной проблемы на создание, прежде всего конкурентоспособного персонала и предприятия. А в этом тандеме приоритет должен отдаваться персоналу, так как именно в людях сосредотачивается конкурентоспособная сила предприятия.

Только в этом случае они (персонал и предприятие) смогут гибко и эффективно реагировать на запросы различных потребителей, удовлетворяя их высокие требования к той или иной продукции.

Из этого можно сделать вывод: в многогранной практической деятельности по достижению конкурентоспособности акценты должны быть расставлены следующим образом:

1) КС персонала;

2) КС предприятия;

3) КС продукции (полученная как производная первых двух.

Понятно, что вся работа должна проводиться параллельно, энергично, соответствующими службами, но приоритет должен принадлежать персоналу.

Информация о работе Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»