Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа
Целью исследования является разработка и обоснование мероприятий, по повышению конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности.
Согласно сформулированной цели дипломной работы предусматривается выполнение следующих задач:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- предоставить общую характеристику деятельности предприятия ЧП «Олеся»;
- провести анализ производственной и финансовой деятельности предприятия;
- разработать и обосновать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ЧП «Олеся».
введение
7
1 Анализ хозяйственной деятельности и конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
9
1.1 Общая характеристика предприятия
9
1.2 Анализ производства и реализации продукции
12
1.3 Анализ прибыли и рентабельности
22
1.4 Анализ финансового состояния предприятия
25
1.5 Анализ конкурентной среды
29
1.6 Анализ конкурентных преимуществ предприятия ЧП «Олеся»
39
2 Теоретические основы определения конкурентоспособности предприятия
48
2.1 Понятие и виды конкурентоспособности
48
2.2 Составные категории конкурентоспособности
51
2.3 Показатели и оценка конкурентных возможностей предприятия
52
2.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
58
2.5 Маркетинговая деятельность в системе управления конкурентоспособностью
62
2.6 Изучение конкурентоспособности предприятия
66
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
72
3.1 Рекомендации, по внедрению новых видов изделий
72
3.2 Мероприятия по усовершенствованию качества обслуживания
74
3.3 Совершенствование работы с потребителями
80
3.4 Предложения по установлению упаковочно-фасовочного аппарата для бараночных изделий
84
3.5 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
89
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
93
4.1 Описание объекта
93
4.2 Вредные и опасные производственные факторы
94
4.3 Расчет освещения рабочих мест
95
4.4 Расчет заземления
99
4.5 Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера причиненных пожаром
100
выводы
104
Перечень ссылок
Из выполненных расчетов видно, что предприятие имеет существенный разрыв по показателям качества обслуживания от предприятия 1. Поэтому руководству нужно обратить внимание на квалификацию обслуживающего персонала, их внешний вид, отношение к покупателям. Среди жалоб присутствовали нарекания на отсутствии продавцов в торговом зале, это говорит о недостаточной дисциплине персонала.
Этап 4 Определение конкурентоспособности ЧП «Олеся» по экономическим показателям.
Для оценки конкурентоспособности, по экономическим показателям данные взяты в действующих ценах на ассортиментные группы изделий. Результаты расчетов представлены в таблицах 1.25 и 1.26.
Таблица 1.25 - Данные для расчета конкурентоспособности по экономическим показателям
Факторы конкурентоспособности | Количественная характеристика показателя, тыс. грн. | Бальная оценка по 5-ти бальной шкале | ||||||
ЧП "Олеся" | Конкуренты | ЧП «Олеся» | Конкуренты | |||||
1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | |||
1. Хлеб премиум класса | 345 | 93 | 13 | 0 | 5 | 5 | 4 |
|
2. Хлеб формовой пшеничный | 162 | 190 | 229 | 228 | 4 | 3 | 4 | 4 |
3. Хлеб формовой ржаной | 32 | 49 | 127 | 114 | 4 | 5 | 2 | 5 |
4. Булочные изделия | 14 | 35 | 18 | 0 | 4 | 2 | 3 |
|
5. Бараночные изделия | 41 | 28 | 29 | 38 | 3 | 3 | 3 | 4 |
6. Сдобные изделия | 6 | 10 | 9 | 0 | 2 | 5 | 4 |
|
7. Торты и пирожные | 67 | 76 |
| 0 | 4 | 3 |
|
|
8. Кексы | 1 | 10 |
| 1 | 3 | 4 |
| 4 |
9. Восточные сладости | 0 | 0 |
| 0 | 2 | 2 |
|
|
10. Печенье | 1 | 2 |
| 1 | 4 | 3 |
| 3 |
Таблица 1.26 - Расчет параметрических индексов показателей конкурентоспособности по экономическим показателям.
Показатель | Бальная оценка, | Ранг показателя | |||||||
ЧП «Олеся» | Конкуренты | ЧП «Олеся» | Конкуренты | ||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||
1 | 5 | 5 | 4 |
| 0,17 | 0,9 | 0,9 | 0,7 | 0 |
2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 0,15 | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,6 |
3 | 4 | 5 | 2 | 5 | 0,15 | 0,6 | 0,8 | 0,3 | 0,75 |
4 | 4 | 2 | 3 |
| 0,04 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0 |
5 | 3 | 3 | 3 | 4 | 0,2 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,8 |
6 | 2 | 5 | 4 |
| 0,05 | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 0 |
7 | 4 | 3 |
|
| 0,12 | 0,5 | 0,4 | 0 | 0 |
8 | 3 | 4 |
| 4 | 0,03 | 0,1 | 0,1 | 0 | 0,12 |
9 | 2 | 2 |
|
| 0,03 | 0,1 | 0,1 | 0 | 0 |
10 | 4 | 3 |
| 3 | 0,06 | 0,2 | 0,2 | 0 | 0,18 |
Сводный индекс конкурентоспособности | 1 | 3,8 | 2,5 | 2,2 | 3,7 |
На последнем этапе определяем относительные преимущества в конкуренции (табл. 1.27)
Таблица 1.27 - Относительные преимущества в конкуренции
Показатель | Бальная оценка, | Удельный вес | ||||||||||||
ЧП «Олеся» | Конкуренты | ЧП «Олеся» | Конкуренты | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||||||||
Показатели ассортимента | 114,67 | 77,25 | 79,87 | 74,20 | 0,3 | 34,401 | 23,18 | 23,96 | 22,26 | |||||
Показатели дополнительных услуг | 3,35 | 4,2 | 0,35 | 2,9 | 0,2 | 0,67 | 0,84 | 0,07 | 0,58 | |||||
Показатели качества обслуживания | 3,12 | 2 | 1,00 | 3,12 | 0,3 | 0,936 | 0,6 | 0,3 | 0,94 | |||||
Экономические показатели | 3,8 | 2,5 | 2,2 | 3,7 | 0,2 | 0,76 | 0,5 | 0,44 | 0,74 | |||||
Сводный индекс конкурентоспособности | 1 | 36,767 | 25,12 | 24,77 | 24,52 |
2 Теоретические основы определения конкурентоспособности предприятия
2.1 Понятие и виды конкурентоспособности
Понятие конкурентоспособности интерпретируется и анализируется в зависимости от рассматриваемого экономического объекта. Безусловно, критерии, характеристики и факторы динамики конкурентоспособности на уровне товара, фирмы, корпорации, отрасли, национального хозяйства, или нации имеют свою специфику. Анализ конкурентоспособности может быть проведен для каждого из уровней, в зависимости от целей исследования.
Если говорить о понятии конкурентоспособности на макроуровне, то оно отражает позиции национальной экономики в системе международных отношений, главным образом в сфере международной торговли, и одновременно ее способность укреплять позиции. Это наиболее важный, но не единственный аспект понятия конкурентоспособности нации. Следует учитывать способность сохранять и наращивать темпы экономического роста, занятости, реальные доходы граждан.
Конкурентоспособность - это степень, с которой нация при справедливых условиях свободного рынка производит товары и услуги, которые удовлетворяют мировым требованиям, и при этом увеличивает доходы своих граждан.
Уровень конкурентоспособности нации определяется следующими основными факторами:
- технология;
- наличие капиталов;
- наличие людских ресурсов;
- состояние внешней торговли.
Конкурентоспособность (вообще), как социально-экономическая категория - это способность, умение достигать законным путем наивысших экономических и социальных преимуществ. Из этого определения выходит важный практический вывод о том, что конкурировать (достигать наивысших экономических и социальных преимуществ) возможно:
- самому с собой (во времени: результаты, достигнутые в предыдущий период деятельности и результативность аналогичного последнего периода, существенно отличаются);
- друг с другом (соперничество за достижение чего-либо);
- коллектива с коллективом;
- продукции данного вида с аналогичной продукцией и т.д.
Понятно, что конкурентоспособность выступает не сама по себе, не как самоцель, а как средство для создания определенного товара (продукции), услуг разного вида.
Определение, анализ и обобщение существующих в научной и учебной литературе основных категорий, по конкурентоспособности позволяет охарактеризовать понятие следующим образом.
Конкурентоспособность продукции - это комплекс потребительских и стоимостных характеристик, определяющих его успех на рынке, т.е. способность именно данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения у других конкурирующих товаропроизводителей.
Конкурентоспособность предприятия следует понимать как реальную и потенциальную способность, а также имеющиеся для этого возможности предприятия изучать спрос (рынок), проектировать, изготавливать и реализовать товары, которые по своим параметрам в комплексе более подходят для потребителей, чем товары конкурентов.
Конкурентоспособность предприятия - можно рассматривать так же, как умение изготавливать и реализовывать быстро и дешево качественную продукцию в достаточном количестве.
Конкурентоспособность персонала, т.е. рабочих, специалистов, руководителей предприятия - это умение каждого из них и всем вместе, как одно целое, быстро и эффективно воспринимать и реализовать различные новинки на каждой стадии жизненного цикла продукции. Это умение создавать изделия, отвечающие всем требованиям потребителя с наименьшими затратами всех видов ресурсов.
Критерий конкурентоспособности - важный элемент аппарата данной категории. Определяется стабильностью места на своем рынке предприятия и его продукции, а также уровнем продажи продукции предприятия на рынках.
Сразу надо обратить внимание на одну из существенных ошибок, которые делают наши предприятия. Она заключается в том, что мы сосредотачиваем свои усилия на выпуске отдельных видов продукции, сравнивая их с зарубежными аналогами, - не всегда лучшими, - стараемся превзойти их по некоторым параметрам. А если удалось что-нибудь продать за валюту - радость на почве самообмана. Мы не учитываем, не принимаем во внимание главное, - что единственный критерий конкурентоспособности предприятия и его продукции, - стабильное место их на мировом рынке, а не разовая, пусть даже удачная сделка.
Отсюда, для достижения этого критерия нам нужно изменить акценты, перенести центр тяжести нашей работы при решении данной проблемы на создание, прежде всего конкурентоспособного персонала и предприятия. А в этом тандеме приоритет должен отдаваться персоналу, так как именно в людях сосредотачивается конкурентоспособная сила предприятия.
Только в этом случае они (персонал и предприятие) смогут гибко и эффективно реагировать на запросы различных потребителей, удовлетворяя их высокие требования к той или иной продукции.
Из этого можно сделать вывод: в многогранной практической деятельности по достижению конкурентоспособности акценты должны быть расставлены следующим образом:
1) КС персонала;
2) КС предприятия;
3) КС продукции (полученная как производная первых двух.
Понятно, что вся работа должна проводиться параллельно, энергично, соответствующими службами, но приоритет должен принадлежать персоналу.
Информация о работе Шляхи підвищення конкурентноспроможності підприємства ПП «Олеся»