Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

105043, Россия, г. Москва, 3-я Парковая ул., д. 14-а

Тел./факс: (495) 367 1000, 367 0333

Электронная почта: downsideup@downsideup.org

Адрес в интернете: www.downsideup.org

 

ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ

117311, Россия, г. Москва, ул. Строителей, д. 17-б

Тел./факс: (495) 131 0683; (495) 133 8447

Электронная почта: cep@cep.msk.su; cep@glasnet.ru

 

ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ  ПЕДАГОГИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

119905, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8 копр. 1

Тел./факс: (495) 245 0317

Электронная почта: ikp@ise.iip.net

 

РОССИЙСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «ДЕТСТВО» МИНЗДРАВА РФ

142031, Россия, Московская обл., п/о Лукино

Тел./факс: (495) 723 1056

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ  БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОГРАНИЗАЦИЯ  ИНВАЛИДОВ С ДЕТСВА «ТАКИЕ ЖЕ, КАК  ВЫ»

141400, Московская обл., г. Химки, Юбилейный пр., д. 30, кВ. 81

Тел.: (495) 571 9379

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 

191104, Россия, Санкт-Петербург,  ул. Чехова, д.5

Тел.: (812) 272 9015, 272 9030

Электронная почта: postmaster@eii.spb.ru

 

ВОРОНЕЖКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ  «ПАРУС НАДЕЖДЫ»

394000, Россия, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10-а

Тел.: (0732) 55-0955

 

МОО «КРАСНОЯРСКИЙ  ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

660021, Россия, г. Красноярск, ул. Ленина, д. 149

Тел.: (3912) 58-4313

Электронная почта: al@kami-krsk.ru

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И  ДЕТЯМ «ЖУРАВУШКА» (НИЖНИЙ НОВГОРОД)

603122, Нижний Новгород, ул. Богородского, д. 3/2

Тел.: (8312) 17-5920

Электронная почта: nnguravushka@yandex.ru

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «НОВОГОРОДСКИЯ ДЕТСКИЙ  ЦЕНТР»

173001, Россия, Великий Новгород, ул. Предтеченская, д. 12-а

Тел.: (8162) 13-7021

Электронная почта: andre@novgorod.net

 

ПСКОВСКИЙ ЦЕНТР  ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ

180002, г. Псков, ул. Райниса

Тел.: (8112) 46 7383

 

АССОЦИАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ  ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА И  ДРУГИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

460001, Россия, г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 22/1, кв. 4

Тел.: (3532) 72 5708

ТОМБОВСКИЙ ЦЕНТР  ВАЛЬДОРФСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ СЛУЖБА ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ «ТОМСКИЙ КОВЧЕГ»

634061, г. Томск, ул. Киевская, д.28, кв. 25

Тел.: (3822) 24-9595

Электронная почта: tomskiikovcheg@ngs.ru

 

АССОЦИАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ  ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАЛМЫКИИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ  ЦЕНТР

358003, Республика Калмыкия, г. Элиста, 2-й микрорайон, д/с 2

Тел.: (8472) 25-8293

 

АЛТАЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «МАТЬ  И ДИТЯ»

656049, г. Барнаул, ул. Пролетарская, д. 127

Тел.: (3852) 23 3645

Электронная почта: priut@ab.ru

 

МУ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ  «АПРЕЛЬ» г. КАЗАНЬ

420039, г. Казань, ул. Восстания,  д. 46

Тел.: (8432) 42 6954

Электронная почта: rcapril@mail.ru

 

ДАГЕСТАНСКАЯ  РЕГИОНАЛЬНЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  «ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

267000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Дахаева, д. 73

Тел.: (8928) 68 1410

Электронная почта: 1982@mail.ru

 

ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ «ОБЩЕСТВО  «ДАУН СИНДРОМ»

630017, г. Новосибирск, ул. Связистов, д.123, кв. 189

Тел.: (3832) 43 4300

Электронная почта: gooiods@bk.ru

 

ИОООИД «СОЛНЫШКО»

153023, г. Иваново, ул. 2-ая  Ключевая, д. 1-а, кв. 15

Тел.: (0932) 32 0878

Электронная почта: solnvshko@ivnet.ru

 

АССОЦИАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ  ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ «СВЕТ»

Г. Владимир

Тел.: (0922) 23 807

Электронная почта: kats@light.elcom.ru

 

САМАРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ  «ОБЩЕСТВО «ДАУН СИНДРОМ»

443034, г. Самара, ул. Металлистов,  д. 61-а

Тел.: (8462) 26 9637

 Электронная почта: ods@list.ru

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №12

Понятийно-категориальный аппарат

Синдром Дауна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями (трисомия, см. также плоидность). Существует ещё две формы данного синдрома: транслокация хромосомы 21 на другие хромосомы (чаще на 15, реже на 14, ещё реже на 21, 22 и Y-хромосому) — 4 % случаев, и мозаичный вариант синдрома — 5 %.

Генетическое заболевание — заболевания, возникновение и развитие которых связано с дефектами в программном аппарате клеток, передаваемыми по наследству через гаметы.

Реабилитация - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. 

Реабилитационный  процесс – это поэтапное восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности пациента, достигаемые применением комплекса медицинских, психолого-педагогических и социальных мероприятий.

Социальная  реабилитация - характеризует  в  обобщенном   виде процесс усвоения индивидом определенной  системы  знаний,  норм,  ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие  культуры,  присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет  функционировать  индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Дети с ограниченными  возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Арттерапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Арттерапевтические  занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению — с другой.

Зрительно-двигательная координация – согласованное движение глаз и кустей рук, необходимое для выполнения точных движений.

Мелкая моторика – двигательная активность, осуществляемая за счёт работы мелких мышц, например, глазодвигательных или артикуляционных. В данном контексте имеются в виду точные движения мышц рук.

Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определенного признака или свойства. Совокупность генов родители передают потомкам во время размножения.

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии.

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.

Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности. Внимание является не самостоятельным психическим процессом, а качественной характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №13

Список  ссылок на сайты с ключевым словом "Синдром Дауна"

seniger.narod.ru Преодоление это жизнь вопреки диагнозам, устоявшимся стереотипам, боли и отчаянию. Преодоление это Жизнь! Дети с синдромом Дауна имеют право на счастье! 
Дата обновления: 2005 (Проверен:22.02.10) 
 
downsyndrome.narod.ru Это дневниковые записи мамы, воспитывающей ребенка с Синдромом Дауна 
Зеркало: downsyndrome.borda.ru http://downsyndrome.b.qip.ru/ 
Дата обновления: 2011 (Проверен:21.05.11) 
 
hippotherapy.ru «Русское Иппотерапевтическое Сообщество» — Общероссийская ассоциация 
Дата обновления: 2011 (Проверен:23.05.11) 
 
downsideup.org Даунсайд Ап - негосударственная некоммерческая организация, главная цель которой - изменить к лучшему жизнь детей с синдромом Дауна в России 
Дата обновления: 2011 (Проверен:23.05.11) 
 
downsyndrome.ru Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ» 
Дата обновления: 2011 (Проверен:23.04.11) 
 
proteatr.ru ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ОСОБЫХ ТЕАТРОВ «ПРОТЕАТР» 
Дата обновления: 2010 (Проверен:26.02.10) 
 
sundeti.ru Солнечные дети - Свердловская областная общественная организация поддержки людей с синдромом Дауна и их семей 
Дата обновления: 2011 (Проверен:22.05.11) 
 
teatrprosto.ru Театр простодушных 
Дата обновления: 2010 (Проверен:22.02.10) 
 
prpc.ru/ds Инвалидное общество «Даун-синдром» 
Дата обновления: XX век (Проверен:22.02.10) 
 
sianie-nn.narod.ru Нижегородская областная общественная организация Инновационный центр: в XXI век с 21 хромосомой "Сияние" 
Дата обновления: 2011 (Проверен:22.05.11) 
 
veras.nnov.ru Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» 
Дата обновления: 2011 (Проверен:07.04.11) 
 
mdrr-old.org.ru сайт Права инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в России созданный Ассоциацией Даун Синдром 
Дата обновления: 2002 (Проверен:23.02.10) 
 
sunchildren.narod.ru Синдром Дауна, болезнь Дауна, даунизм, трисомия 21 Солнечные дети. Дети с синдромом Дауна Солнечные дети. Сайт о синдроме Дауна 
Дата обновления: 2011 (Проверен:22.05.11) 
 
omron-ural.ru Предприятие «ОМРОН-Урал» 
Дата обновления: 2009 (Проверен:22.02.10) 
 
clp-samara.ru Специалисты первого в Самаре негосударственного детского медико-педагогического «Центра Лечебной Педагогики» рады приветствовать Вас на нашем сайте 
Дата обновления: 2009 (Проверен:22.02.10) 
 
eii.ru Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства - научно-практический центр оказывающий клинические услуги семьям имеющим детей с нарушениями, и осуществляющий образовательные программы для специалистов в области раннего вмешательства и реабилитации 
Дата обновления: 2011 (Проверен:02.04.11) 
 
parentbooks.ca Parentbooks Booklists 
Дата обновления: 2011 (Проверен:23.05.11) 
 
201011_13.htm Как в Питере 
Дата обновления: 2010 (Проверен:07.04.11) 
 
201103_12.htm В XXI век с 21 хромосомой 
Дата обновления: 2011 (Проверен:07.04.11) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №14

Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011.

 

 

 


Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна