Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную  психологию, считает, что в коррекционной  работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим  особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер  обнаружила физиологические изменения  у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия  и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при  затруднении словесного контакта с  больным музыка способствует его  установлению, если она соответствует  эмоциональному тонусу состояния пациента, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении –  громкая, быстрого темпа. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей сушащего.

Таким образом, музыкотерапия  может служить вспомогательным  средством установления контакта между  психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

Рассматривая  основные направления коррекционного действия музыки, обычно выделяют 4 следующих аспекта:

    1. эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
    2. развитие навыков межличностного общения — коммуникативных функции и способностей;
    3. регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
    4. развитие эстетических потребностей [27].

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а  с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как  ритмический раздражитель стимулирует  физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы  отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Изучение эмоциональной  значимости отдельных элементов  музыки – ритма. Тональности –  показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе  и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

В качестве психологических  механизмов коррекционного воздействия  музыкотерапии указывают:

  • катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
  • облегчение осознания собственных переживаний;
  • конфронтацию с жизненными проблемами;
  • приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

В зависимости  от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом  процессе и поставленных задач музыкотерапии  может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку.

Пассивная музыкотерапия  предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Пассивная  музыкотерапия существует в трех формах:

  • коммуникативной (совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия);
  • реактивной (направленной на достижение катарсиса);
  • регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим  действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий  эффект носят звуки природы (шум  моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Уменьшение чувства  тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести  временную безопасность. Хорошее  воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка»  и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» - часть 3.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым людям нужна  ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание  повышает нормальный ритм человеческого  сердца в спокойном состоянии, что  оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская  рапсодия 2».

Для снятия мигрени, головной и другой боли. Религиозная  музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы Чайковского. Если, например, плохо спит ваш малыш, ему можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом [5].

Конечно, не обязательно  слушать только классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и  надолго, существенно ускоряя процесс  лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

В групповой психотерапии музыкотерапия как один из методов  применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с  ориентацией на коммуникативные  задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные  произведения, а затем обсуждают  собственные переживания, воспоминания, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения или  более или менее законченных  музыкальных отрывка (каждый по 10-15 мин). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения  настроения, динамики и тема — с  учетом их различной эмоциональной  нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу  для всего занятия, проявлять  настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся скорее расслабляющим, релаксирующим действием.

Второе произведение динамичное, драматическое, напряженное, оно несет основную нагрузку, его  функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера  из собственной жизни пациентов. После его прослушивания в  группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих  у пациентов.

Третье произведение должно снять напряжение, создать  атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим  либо, напротив, энергичным, дающим заряд  бодрости, оптимизма, энергии [29].

В процессе групповой  психокоррекции активность пациентов  может стимулироваться с помощью  различных дополнительных заданий, например, постараться понять, какое  эмоциональное состояние в большей  степени соответствует данному  музыкальному произведению; из имеющейся  фонотеки подобрать собственный  «музыкальный портрет», то есть произведение, отражающее собственное эмоциональное  состояние, и пр.

При групповой  психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии. Активная музыкотерапия представляет собой  терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью  собственного голоса или выбранных  музыкальных инструментов.

Для использования  активного варианта нужен набор  несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный  инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью  звуков создается диалог.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться  хоровое пение. Исполнение музыкальных  произведений психотерапевтом или  участниками группы (вместе или индивидуально) также имеет лечебный эффект, способствует созданию доверительной теплой атмосферы [27].

Таким образом, музыкотерапия  — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии  предусматривают как целостное  и изолированное использование  музыки в качестве основного и  ведущего фактора воздействия (прослушивание  музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так  и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для  усиления их воздействия и повышения эффективности. Поэтому метод музыкотерапии необходим при занятиях в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна.

 

 

Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина»

2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина»

Исследование проводилось  на базе ГБУ СО МО «Дубненский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями  «Бригантина» (далее Центр «Бригантина»).

Центр «Бригантина» был создан в соответствии с постановлением мэра г. Дубны от 22.07.1999 года № П-1114 для реабилитации детей-инвалидов города.

С 2005 года Центр является государственным учреждением Московской области.

С 2008 года Центр является государственным бюджетным учреждением  социального обслуживания Московской области.

Центр осуществляет комплексную  реабилитацию детей и подростков, имеющих отклонения в развитии и  детей, находящихся в социально-опасном  положении в возрасте от рождения до 18 лет.

Центр «Бригантина» включает в себя профильные отделения:

  • Отделение медико-социальной реабилитации;
  • Отделение психолого-педагогической помощи;
  • Отделение участковой службы.

Где оказываются реабилитационные услуги:

  • медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-бытовые;
  • социально-педагогические.

Отделение психолого-педагогической помощи.

Задачи:

  • Определение возможностей каждого ребёнка;
  • Работа по определению обнаруженных отклонений в развитии;
  • Составление индивидуальных программ развития;
  • Психологическая подготовка ребёнка, социальная адаптация к условиям современной жизни.

Специалисты:

  • Заведующий отделением;
  • Педагоги дополнительного образования (4 человека);
  • Музыкальный руководитель;
  • Логопед (2 человека);
  • Педагог-психолог (2 человека);
  • Воспитатели (2 человека);
  • Санитарка.

Отделение медико-социальной реабилитации.

Задачи:

  • Создание условий максимально возможного улучшения физического состояния здоровья;
  • Приобретение и дальнейшее закрепление навыков самообслуживания;
  • Социально-трудовая реабилитация;
  • Лечебное плавание;
  • Работа с родителями с целью достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребёнка.

Для реализации этих задач  проводят следующие занятия как  индивидуальные, так и групповые:

  • ЛФК;
  • Лечебный массаж;
  • Физиолечение;
  • Лазеротерапия;
  • Лечение костюмами «Адели»;
  • Использование тренажёра «Гросса»;
  • Механотерапия;
  • Трудотерапия (с 2007 года);
  • Бумагопластическая терапия;
  • Аромотерапия.

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна