Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа
В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.
Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134
Основные направления деятельности отделения:
А так же проводится подготовка
детей к участию в
К этой работе привлечены специалисты:
Отделение участковой социальной службы.
Задачи:
Специалисты:
По понедельникам с 15:00 до 18:00 в Центре «Бригантина» проходит медико-социальный консилиум:
1.осматривается ребенок;
2.оформляется реабилитационная карта:
- маленькая карта, для
детей угрожающих по
- большая карта, для детей, имеющих инвалидность:
3.составляется индивидуальная программа реабилитации (оказываются медицинские услуги (физиотерапия и массаж) или педагогические услуги (расписание ребёнка)) (Приложение №1).
Специалисты всех Отделений проводят организационную работу по проведению культурно-массовых мероприятий и праздников. Налажена работа с родителями, систематически проводятся консультации, где родителям даются конкретные рекомендации по воспитанию и обучению детей.
Всего в городе на 01.01.2011 года на учёте в Детской поликлинике №1 состоит 202 ребёнка, имеющих инвалидность.
В 2011 году в Центр «Бригантина» обратились 62 ребёнка, имеющих инвалидность, из них 12 детей с синдромом Дауна.
Каждый ребенок имеет свое расписание. Это как индивидуальные, так и групповые занятия.
Индивидуальные занятия проходят индивидуально, ребенок-педагог:
Такие занятия длятся
20 минут. Но, учитывая умственное
развитие ребенка и его
Два раза в неделю дети посещают групповые занятия (вторник и четверг с 09:45 до 11:30):
В рамках преддипломной практики проходимой в Центре «Бригантина» и в соответствии с целью данной работы (Изучить возможности и эффективность использования музыкотерапии как разновидности арттерапевтических методов в качестве средства помощи детям с синдромом Дауна), мною проводились следующие исследования методом наблюдения, самостоятельного проведения занятий и исследование с помощью карт наблюдения за ребёнком.
Логопедическая ритмика
– это своеобразная форма коррекционного
обучения, направленная на преодоление
речевых затруднений ребёнка
и включающая в себя средства логопедического,
музыкально-ритмического и физического
воспитания. В логоритмических занятиях
теснейшим образом
В начале ХХ века в Европе
появилась система так
Логоритмические, музыкальные и арттерапевтические занятия в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» направлены на:
Все виды игровых упражнений
из арсенала логоритмики делятся
на две группы. Одна из этих групп
направлена на развитие неречевых процессов,
то есть крупной и мелкой моторики,
координации движений, ориентировке
в пространстве, повышение мышечного
тонуса, а также других психических
процессов, таких, как внимание и
память. Другая группа представляет собой
непосредственно речевые
В реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» занятия логоритмикой и арттерапии включают в себя следующие виды игровых упражнений:
Также в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» применяются следующие методы обучения на занятиях логоритмикой и арттерапии:
Ещё в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями используется несколько принципиально важных моментов, без которых трудно представить себе успешные Арттерапевтические занятия с маленькими детьми вообще и с детьми с синдромом Дауна в частности.