Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

Основные направления  деятельности отделения:

  • Организует поэтапное выполнение индивидуальной программы реабилитационных мероприятий пациентов в части социальной, медицинской, бытовой и трудовой реабилитации;
  • Согласовывает и координирует работу с лечебными учреждениями города, не дублируя их деятельность;
  • Осваивает и внедряет в процесс медико-социальной реабилитации инновационные технологии;
  • Осуществляет медико-социальные мероприятия.

А так же проводится подготовка детей к участию в туристических  слётах. В курс подготовки входят занятия:

  • Спортивное ориентирование;
  • Оказание первой доврачебной помощи;
  • Туристические песни;
  • Прохождение полосы препятствий;
  • Приготовление пищи в походных условиях;
  • Разбивание бивака.

К этой работе привлечены специалисты:

  • Заведующий отделением;
  • Медсестра по массажу (2 человека);
  • Медсестра по физиотерапии (1 человек);
  • Инструктор по труду (1 человек);
  • Врач психотерапевт;
  • Врач микропедиатр, функциональный диагност;
  • Специалист по социальной работе.

Отделение участковой социальной службы.

Задачи:

  • Обеспечение организации работы с неблагополучными семьями;
  • Профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • Оказание социальной помощи семье по преодолению трудной жизненной ситуации.

Специалисты:

  1. Заведующий отделением;
  2. Специалист по социальной работе;
  3. Социальный педагог;
  4. Психолог.

По понедельникам с 15:00 до 18:00 в Центре «Бригантина» проходит медико-социальный консилиум:

1.осматривается ребенок;

2.оформляется реабилитационная карта:

- маленькая карта, для  детей угрожающих по инвалидности:

        • свидетельство о рождении;
        • запись врачей.

- большая карта, для  детей, имеющих инвалидность:

        • свидетельство о рождении;
        • справка МСЭ;
        • Индивидуальная программа реабилитации (ИПР);
        • Первичный анамнез.

3.составляется индивидуальная  программа реабилитации (оказываются  медицинские услуги (физиотерапия  и массаж) или педагогические  услуги (расписание ребёнка)) (Приложение  №1).

Специалисты всех Отделений  проводят организационную работу по проведению культурно-массовых мероприятий  и праздников. Налажена работа с  родителями, систематически проводятся консультации, где родителям даются конкретные рекомендации по воспитанию и обучению детей.

Всего в городе на 01.01.2011 года на учёте в Детской поликлинике  №1 состоит 202 ребёнка, имеющих инвалидность.

В 2011 году в Центр «Бригантина» обратились 62 ребёнка, имеющих инвалидность, из них 12 детей с синдромом Дауна.

Каждый ребенок имеет  свое расписание. Это как индивидуальные, так и групповые занятия.

Индивидуальные занятия  проходят индивидуально, ребенок-педагог:

    • Психологические занятия;
    • Трудотерапия;
    • Музыкальные занятия;
    • Изодеятельность;
    • Компьютерные занятия;
    • Занятия с логопедом-дефектологом;
    • Подвижные игры.

 Такие занятия длятся 20 минут. Но, учитывая умственное  развитие ребенка и его возраст,  индивидуальные занятия могут  длиться до 40 минут.

Два раза в неделю дети посещают групповые занятия (вторник и  четверг с 09:45 до 11:30):

    • 09:45 – 10:00 занятия проводится в игровой комнате, где детям предлагаются разные виды деятельности, которые они могут выполнять как с педагогом-воспитателем, так и самостоятельно.
    • 10:00 – 10:25 занятия в спортивном зале, где педагог дополнительного образования проводит физкультминтки.
    • 10:30 – 10:55 музыкальное занятие, где дети совместно с педагогами выполняют музыкально-ритмические движения, слушают музыку, развивают речь (пение), играют на музыкальных инструментах, танцуют.
    • 11:00 – 11:25 аромакомната,  где дети слушают приятную тихую музыку и дышат лекарственными травами и маслами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина»

В рамках преддипломной практики проходимой в Центре «Бригантина» и  в соответствии с целью данной работы (Изучить возможности и эффективность использования музыкотерапии как разновидности арттерапевтических методов в качестве средства помощи детям с синдромом Дауна), мною проводились следующие исследования методом наблюдения, самостоятельного проведения занятий и исследование с помощью карт наблюдения за ребёнком.

Логопедическая ритмика  – это своеобразная форма коррекционного обучения, направленная на преодоление  речевых затруднений ребёнка  и включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического  воспитания. В логоритмических занятиях теснейшим образом переплетаются  речь, музыка и движение.

В начале ХХ века в Европе появилась система так называемого  «ритмического воспитания», основоположником которой стал известный швейцарский  педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз, который разработал «метод ритмической  гимнастики». Его интересовало выражение  музыки при помощи движения, то есть человеческое тело становилось своеобразным инструментом, передающим ритм, темп, динамику и художественным замысел музыкального произведения. У нас в России идеи Жака-Далькроза подхватили и развили  В.А. Гринёв и Н.Г. Александрова, В.А. Гиляровский, Ю.А. Флоренская, Н.А. Власова  и другие талантливые педагоги и  психотерапевты. Позже из большого раздела музыкальной ритмики  выделилась лечебная  ритмика, а  затем и одно из её ответвлений  – логопедическая ритмика, разработанная  специально для коррекции речевых  нарушений [6].

Логоритмические, музыкальные  и арттерапевтические занятия в  реабилитационном центре для детей  и подростков с ограниченными  возможностями «Бригантина» направлены на:

  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие восприятие (Приложение №3);
  • Слухового внимания и слуховой памяти (Приложение №4);
  • Развивают оптико-пространственные представления;
  • Развивают навыки координации крупных и мелких движений (Приложение №2);
  • Воспитывают чувство ритма и темпа (Приложение №5);
  • Помогают научиться говорить и петь (Приложение №6) .

Все виды игровых упражнений из арсенала логоритмики делятся  на две группы. Одна из этих групп  направлена на развитие неречевых процессов, то есть крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировке в пространстве, повышение мышечного  тонуса, а также других психических  процессов, таких, как внимание и  память. Другая группа представляет собой  непосредственно речевые упражнения, развивающие правильное дыхание, способность  управлять голосом, артикуляцию  и мимику, восприятие речи и других звуков на слух, пассивную и активную речь, а также правильное звуковое произношение, темп и интонации речи [7].

В реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными  возможностями «Бригантина» занятия  логоритмикой и арттерапии включают в себя следующие виды игровых упражнений:

  1. Ходьба в различных направлениях. Эти упражнения являются вводными и заключительными. Они способствуют формированию чёткой координации движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию.
  2. Игры-упражнения, направленные на развитие способности управлять своей мышечной системой, то есть правильно расслаблять и напрягать определённые группы мышц и произвольно совершать нужные движения.
  3. Для того чтобы внятно говорить, необходимо правильно дышать и артикулировать, поэтому логоритмика включает в себя игры-упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
  4. Игровые упражнения, помогающие активизировать, расширять и переключать внимание и тренирующие память. Любому ребёнка важно научиться распределять своё внимание между несколькими видами деятельности, а вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.
  5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнениях определённых движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику и улучшать координацию движений.
  6. Ритмические упражнения. Они направлены на выработку темпа и ритма речи и учат ребёнка ориентироваться ребёнка на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно полезно в тех случаях, когда ребёнок, проговаривая многосложное слово, не умеет отражать его ритмическую основу, поскольку не чувствует её, как это часто бывает у детей с синдромом Дауна.
  7. Пение, которое прекрасно развивает дыхание, слух и голос любого ребёнка.
  8. Игра на детских музыкальных инструментах помогает развитию мелкой моторики и слуха, формирует чувство музыкального ритма, улучшает внимание, память.
  9. Пальчиковые игры. Не стоит забывать, что, развивая ловкость и подвижность пальцев ребёнка, мы улучшаем его речевое развитие.
  10. Игры, развивающие мимику и артикуляцию. Поскольку у детей с синдромом Дауна снижена чувствительность, они не очень хорошо ощущают своё лицо и не могут свободно управлять мелкими лицевыми мышцами. Игры этого раздела логоритмики помогают им улучшить мимическую и артикуляционную моторику, то есть произвольную подвижность челюстей, губ, щёк и языка.
  11. Если у ребёнка недостаточно развит фонематических слух, ему трудно правильно произнести слова. Упражнения, называющие так называемое фонематическое внимание восприятие, то есть различение на слух звуковых единиц языка, помогают в значительной степени улучшить произношение ребёнка.

Также в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями  «Бригантина» применяются следующие  методы обучения на занятиях логоритмикой и арттерапии:

  • Наглядный метод обучения, он предполагает непосредственную демонстрацию того, как нужно выполнять то или иное упражнение. Ребёнку интересно бывает вслед за взрослым показать, как птичка машет крыльями, как скачет зайчик, как ходит мишка и т.д.
  • Образный метод обучения, он предполагает использования картинки или фотографии с изображёнными на них животными, а так же подключить соответствующее каждому животному музыкальное сопровождение, усиливающее целостное восприятие.
  • Словесные методы обучения помогают ребёнку понять поставленную задачу и включают в себя следующие приёмы.
    1. Объяснение. Демонстрируя новые движения, взрослый не только показывает, но и обязательно рассказывает ребёнку о том, что вот есть птичка, она поёт вот так: «Чик-чирик», - а есть мишка, он ревёт вот так: «Э-э-э», - и т.д.
    1. Словесное указание. Когда ребёнку предлагается наглядная демонстрация с объяснением, чтобы произвести нужное движение, ему необходимо бывает получить дополнительную «подсказку» или уточнение. Например: «ручки поднимаем вверх» или «а теперь ручки сжали в кулачки». Это и есть словесные указания. Также это называется словесной инструкцией, а иногда – просто просьбой. Важно, чтобы такие указания излагались доступным ребёнку языком, были точны и лаконичны.
    2. Беседа. Предлагая ребёнку новые упражнения или подвижные игры, стоит рассмотреть с ним подходящую игрушку или картинку, обратить его внимание обратить внимание на характерные признаки того или иного образа. Например: «Вот киска. Мяу-мяу! Киса! Смотри, как она выгибает спинку. Ну-ка, давай тоже выгнем спинку! Теперь ты выгни спинку, как киска, а я тебя поглажу по спинке», - и т.д.
    3. Команды, распоряжения и сигналы. «Раз, два, три-и-и!» - это команда, голосовой сигнал к началу действия.
  • Практический метод обучения, он представляет собой своеобразную проверку: усвоил ли ребёнок то, что ему терпеливо показывали и рассказывали, и сможет ли он практически это использовать.

Ещё в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными  возможностями используется несколько  принципиально важных моментов, без  которых трудно представить себе успешные Арттерапевтические занятия  с маленькими детьми вообще и с  детьми с синдромом Дауна в  частности.

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна