Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа
В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.
Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134
Индивидуальные логопедические занятия-консультации
Индивидуальные логопедические занятия-консультации включают в себя работу по развитию речи: расширению пассивного словаря (понимания обращенной речи) и накоплению активного словаря, а также формированию навыков правильного произношения.
После проведения речевого
обследования ребёнка, логопед составляет
индивидуальную, то есть соответствующую
уровню речевого и интеллектуального
развития, программу. Он подробно объясняет
родителям, каким образом следует
заниматься с ребенком в домашних
условиях, и обсуждает с ними,
как проводить дома специальные
занятия и как органично
Каждый ребенок, посещающий групповые занятия в Даунсайд Ап, раз в месяц вместе с родителями имеет возможность получить такую консультацию. Родителям необходимо иметь в виду, что занятия-консультации, которые проводятся в Даунсайд Ап, не являются так называемыми «регулярными занятиями» с логопедом! Задача этих консультаций – выработать индивидуальную «стратегию и тактику» работы с ребенком, определить направления работы и те методы и приемы развития речи, которые больше всего подходят малышу. Рекомендации логопеда, полученные на таком занятии-консультации требуют дальнейшей регулярной и кропотливой отработки.
Индивидуальные занятия-консультации по развитию познавательной деятельности
На индивидуальном занятии-консультации
по развитию познавательной деятельности
родители могут выяснить, какие игры
и задания будут способствовать
развитию внимания и памяти; логического
мышления; на этих консультациях у
них есть возможность понять, как
лучше обучить ребенка
Специалист по развитию познавательной
деятельности внимательно учитывает
особенности развития детей с
синдромом Дауна и
В процессе каждого занятия-консультации
специалист выявляет успехи малыша в
области познавательной деятельности,
отмечает возникающие затруднения
и, обсуждая ход занятия с родителями,
составляет программу работы с их
ребенком на ближайший срок, давая
рекомендации о том, как лучше
можно реализовать эту
Консультирование иногородних семей
Когда Даунсайд Ап начинал свою деятельность, предполагалось, что программы Центра ранней помощи будут рассчитаны на жителей Москвы и ближайшего Подмосковья. Вскоре выяснилось, что в помощи нуждаются жители других городов и регионов России и ближнего зарубежья. Поскольку "немосковские" запросы на специальную педагогическую помощь продолжали поступать, и число их увеличивалось, необходимо было организовать консультирование иногородних семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна раннего и дошкольного возраста.
В настоящее время у семей, проживающих за пределами Москвы, есть возможность получать такие консультации. Они проводятся строго по предварительной записи не чаще двух раз в год для одной семьи. Формат консультации следующий: семья с ребенком приезжает в Центр в заранее назначенное время. Если малышу еще не исполнилось трех лет, семью консультирует педагог, специализирующийся в области раннего развития, а если ребенку уже исполнилось три годика, то семья попадает на коллегиальную консультацию специалистов Центра. Проведя консультативную встречу, обследовав уровень развития ребенка, обсудив с родителями все необходимые вопросы, специалисты составляют и пересылают родителям индивидуальную программу работы с ребенком на определенный период времени. Игры и задания, которые описаны в программе, родители могут использовать самостоятельно в домашних условиях или привлечь к их осуществлению специалистов по месту жительства. По прошествии оговоренного периода времени, и, соответственно, занятий по программе, семья может вновь приехать на очередную консультацию и получить следующую программу развития ребенка. В таком режиме Центр взаимодействует с иногородними семьями, пока их ребенку не исполнится семь лет.
Психологическая поддержка семей
В Даунсайд Ап действует
служба психологической поддержки,
которой руководит координатор
семейной поддержки. Обратившись за
помощью в Центр ранней помощи,
родители имеют возможность лично
встретиться или побеседовать по
телефону с психологом, чтобы обсудить
особенности и потребности
Для родителей младенцев
организованы ежемесячные воскресные
встречи. Они дают возможность семье
познакомиться с другими
Примерно с пятимесячного возраста ребенка до трех лет еженедельно по субботам проходят группы детско-родительского взаимодействия. На таких занятиях малыши, в безопасной и комфортной обстановке, знакомятся с другими детьми, другими взрослыми, учатся вступать в контакт, удовлетворяют свои потребности в общении, любознательности, подражании, а родители могут увидеть возможности своего ребенка в ситуации отличной от домашней, обсудить волнующие их вопросы с психологами и другими родителями.
Для родителей, чьи дети приходят на занятия групп поддерживающего обучения, также организованы группы встреч, которые проходят в то время, когда дети находятся на своих занятиях. Здесь у родителей есть хорошая возможность обсудить волнующие их вопросы, поделиться сомнениями, трудностями и радостями, узнать об опыте других семей, то есть реально получить поддержку и помощь.
Если у родителей есть
необходимость в индивидуальных
консультациях психолога, сотрудники
службы психологической поддержки
готовы встретиться с ними или
проинформировать, где и какую
профессиональную психологическую
помощь они могут получить за пределами
Центра ранней помощи Даунсайд Ап. В
тех случаях, когда семье, по каким-
либо причинам трудно воспользоваться
теми видами психологической поддержки,
которые перечислены выше, (сильны
тревога, страх, неверие), у родителей
есть возможность принять
Информационная поддержка семей
В настоящее время в России существует очень небольшое количество специальной литературы по вопросам, касающимся синдрома Дауна, особенностей развития детей с синдромом Дауна, а также по вопросам методик их обучения. Одним из направлений деятельности Благотворительного фонда Даунсайд Ап является распространение литературы для родителей и специалистов.
Рождение малыша с синдромом Дауна обычно порождает массу вопросов и вызывает острую потребность получить достоверную информацию о том, как обеспечить ребенку необходимый уход и развитие, кто может помочь, проконсультировать, посоветовать, рассказать, поделиться собственным опытом. Практический опыт показал, что специалисты детских дошкольных учреждений часто выражают желание и готовность работать с нашими малышами, но недостаточно знакомы со спецификой их развития и нуждаются в методических материалах.
В связи с этим, одним из действующих направлений работы Центра является создание информационных брошюр и методических материалов по вопросам, касающимся развития и обучения детей с синдромом Дауна. Помимо оригинальных изданий, создаваемых сотрудниками Даунсайд Ап, сотрудники переводят специальную литературу сходной тематики, созданную нашими зарубежными коллегами.
Оригинальные и переводные издания Даунсайд Ап адресованы семьям, участвующим в программах, специалистам-педагогам, медикам, а также социальным работникам и общественности. Все издания распространяются бесплатно.
Каждая новая семья, независимо от места проживания может получить (лично или по почте) так называемый «пакет первичной информации», в который входят информационные брошюры и краткие методические материалы для родителей. Эти издания в простой и доступной форме рассказывают о том, что такое синдром Дауна, какие особенности присущи детям и взрослым людям с этим синдромом, и как можно в домашних условиях организовать обучение ребенка [8].
Ассоциация Даун Синдром (АДС - общество детей и взрослых с синдромом Дауна и их родителей) была создана в марте 1993 года в Москве, чтобы содействовать выживанию и развитию детей с синдромом Дауна, их интеграции в общество как полноценных и равноправных людей.
АДС сотрудничает с Администрацией
Президента РФ, Министерством труда
и социального развития РФ, Комитетами
здравоохранения и социальной защиты
Правительства Москвы, Академией
последипломного образования
АДС заключила соглашения о сотрудничестве
с Министерством образования
РФ и Комитетом образования
АДС является ассоциативным членом Европейской Ассоциации Даун Синдром, лауреатом премии 1996 года Международного Католического Бюро Ребенка (BICE) за защиту прав детей.
Cреди международных партнеров АДС, помимо BICE, - Международная организация по Правам людей с Нарушенным Интеллектом (MDRI), "Жизненная помощь" ("Liebenshilfe", Германия), Международная организация помощи артистам с нарушением интеллекта "Диссимилис" ("Dissimilis"), Институт "Открытое общество».
Деятельность АДС
1. Информационно-издательская работа
АДС переводит, готовит к изданию
и распространяет (бесплатно) новейшую литературу по проблемам помощи людям с отклонениями
в интеллектуальном развитии.
Эта работа началась летом 1993 года с составления
брошюры для родителей новорожденных
с синдромом Дауна "Если у вас родился
малыш с синдромом Дауна", а уже к декабрю
1993 года было переведено и распечатано
12 разных брошюр, изданных Ассоциациями
Даун Синдром Великобритании, Германии,
США, таких как "Если у Вас малыш с синдромом
Дауна", "Общение, речь и язык. Как
помочь ребенку?", "Учить читать, чтобы
учить говорить".
2. Консультативная и педагогическая работа
С лета 1993 года АДС оказывает консультативную помощь родителям детей с синдромом Дауна, включая ответы на письма, предоставление и рассылку методической и информационной литературы, предоставление и показ видеофильмов.
В январе 1994 года начались сеансы массажа и ЛФК детям до 3-х лет на дому.
Осенью 1994 года для детей с синдромом Дауна начались индивидуальные занятия и консультации по развитию речи.
Осенью 1996 года была создана модель системы медико-педагогической и социальной помощи детям с синдромом Дауна и их семьям с момента рождения ребенка. Эта система включает в себя: