Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

 

Индивидуальные  логопедические занятия-консультации

Индивидуальные логопедические занятия-консультации включают в себя работу по развитию речи: расширению пассивного словаря (понимания обращенной речи) и накоплению активного словаря, а также формированию навыков  правильного произношения.

После проведения речевого обследования ребёнка, логопед составляет индивидуальную, то есть соответствующую  уровню речевого и интеллектуального  развития, программу. Он подробно объясняет  родителям, каким образом следует  заниматься с ребенком в домашних условиях, и обсуждает с ними, как проводить дома специальные  занятия и как органично включить их в повседневную жизнь семьи.

Каждый ребенок, посещающий групповые занятия в Даунсайд Ап, раз в месяц вместе с родителями имеет возможность получить такую  консультацию. Родителям необходимо иметь в виду, что занятия-консультации, которые проводятся в Даунсайд Ап, не являются так называемыми «регулярными занятиями» с логопедом! Задача этих консультаций – выработать индивидуальную «стратегию и тактику» работы с ребенком, определить направления работы и те методы и приемы развития речи, которые больше всего подходят малышу. Рекомендации логопеда, полученные на таком занятии-консультации требуют дальнейшей регулярной и кропотливой отработки.

 

Индивидуальные  занятия-консультации по развитию познавательной деятельности

На индивидуальном занятии-консультации по развитию познавательной деятельности родители могут выяснить, какие игры и задания будут способствовать развитию внимания и памяти; логического  мышления; на этих консультациях у  них есть возможность понять, как  лучше обучить ребенка различать  предметы по форме, цвету и размеру, как помочь ему освоить навыки классификации, конструирования, сформировать элементарные математические представления, как обучать его счету и  т.д.

Специалист по развитию познавательной деятельности внимательно учитывает  особенности развития детей с  синдромом Дауна и индивидуальные особенности каждого ребенка, использует специально адаптированный к этим особенностям материал.

В процессе каждого занятия-консультации специалист выявляет успехи малыша в  области познавательной деятельности, отмечает возникающие затруднения  и, обсуждая ход занятия с родителями, составляет программу работы с их ребенком на ближайший срок, давая  рекомендации о том, как лучше  можно реализовать эту программу  в домашних условиях. Каждый ребенок, посещающий групповые занятия, имеет  возможность вместе с мамой или  папой попасть к специалисту  по развитию познавательной деятельности один раз в месяц.

 

Консультирование  иногородних семей

Когда Даунсайд Ап начинал  свою деятельность, предполагалось, что программы Центра ранней помощи будут рассчитаны на жителей Москвы и ближайшего Подмосковья. Вскоре выяснилось, что в помощи нуждаются жители других городов и регионов России и ближнего зарубежья. Поскольку "немосковские" запросы на специальную педагогическую помощь продолжали поступать, и число их увеличивалось, необходимо было организовать консультирование иногородних семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна раннего и дошкольного возраста.

В настоящее время у  семей, проживающих за пределами  Москвы, есть возможность получать такие консультации. Они проводятся строго по предварительной записи не чаще двух раз в год для одной  семьи. Формат консультации следующий: семья с ребенком приезжает в  Центр в заранее назначенное  время. Если малышу еще не исполнилось  трех лет, семью консультирует педагог, специализирующийся в области раннего  развития, а если ребенку уже исполнилось  три годика, то семья попадает на коллегиальную консультацию специалистов Центра. Проведя консультативную  встречу, обследовав уровень развития ребенка, обсудив с родителями все  необходимые вопросы, специалисты  составляют и пересылают родителям  индивидуальную программу работы с  ребенком на определенный период времени. Игры и задания, которые описаны  в программе, родители могут использовать самостоятельно в домашних условиях или привлечь к их осуществлению  специалистов по месту жительства. По прошествии оговоренного периода времени, и, соответственно, занятий по программе, семья может вновь приехать на очередную консультацию и получить следующую программу развития ребенка. В таком режиме Центр взаимодействует с иногородними семьями, пока их ребенку не исполнится семь лет.

 

Психологическая поддержка семей

В Даунсайд Ап действует  служба психологической поддержки, которой руководит координатор  семейной поддержки. Обратившись за помощью в Центр ранней помощи, родители имеют возможность лично  встретиться или побеседовать по телефону с психологом, чтобы обсудить особенности и потребности ребенка  и семьи, актуальные для родителей  вопросы, касающиеся психологических  и социально-правовых аспектов, связанных  с синдромом Дауна. Возможен выезд  психолога в роддом по желанию  мамы ребенка. Опыт показал, что для многих родителей важными темами первой встречи являются перспективы социальной адаптации ребенка, его подготовка к будущей самостоятельной жизни. Психолог готов обсудить с родителями эти и другие вопросы, которые их волнуют. В дальнейшем сотрудники психологической службы продолжают работу с семьями: проводит встречи специально организуемых групп психологической поддержки, семинары для родителей.

Для родителей младенцев  организованы ежемесячные воскресные встречи. Они дают возможность семье  познакомиться с другими семьями, участвующими в программах Даунсайд Ап, обсудить самые волнующие вопросы.

Примерно с пятимесячного  возраста ребенка до трех лет еженедельно  по субботам проходят группы детско-родительского  взаимодействия. На таких занятиях малыши, в безопасной и комфортной обстановке, знакомятся с другими детьми, другими взрослыми, учатся вступать в контакт, удовлетворяют свои потребности в общении, любознательности, подражании, а родители могут увидеть возможности своего ребенка в ситуации отличной от домашней, обсудить волнующие их вопросы с психологами и другими родителями.

Для родителей, чьи дети приходят на занятия групп поддерживающего обучения, также организованы группы встреч, которые проходят в то время, когда дети находятся на своих занятиях. Здесь у родителей есть хорошая возможность обсудить волнующие их вопросы, поделиться сомнениями, трудностями и радостями, узнать об опыте других семей, то есть реально получить поддержку и помощь.

Если у родителей есть необходимость в индивидуальных консультациях психолога, сотрудники службы психологической поддержки  готовы встретиться с ними или  проинформировать, где и какую  профессиональную психологическую  помощь они могут получить за пределами  Центра ранней помощи Даунсайд Ап. В  тех случаях, когда семье, по каким- либо причинам трудно воспользоваться  теми видами психологической поддержки, которые перечислены выше, (сильны тревога, страх, неверие), у родителей  есть возможность принять специалиста  службы психологической поддержки  у себя дома.

 

Информационная  поддержка семей

В настоящее время в  России существует очень небольшое  количество специальной литературы по вопросам, касающимся синдрома Дауна, особенностей развития детей с синдромом  Дауна, а также по вопросам методик  их обучения. Одним из направлений  деятельности Благотворительного фонда  Даунсайд Ап является распространение  литературы для родителей и специалистов.

Рождение малыша с синдромом  Дауна обычно порождает массу  вопросов и вызывает острую потребность  получить достоверную информацию о  том, как обеспечить ребенку необходимый  уход и развитие, кто может помочь, проконсультировать, посоветовать, рассказать, поделиться собственным опытом. Практический опыт показал, что специалисты детских дошкольных учреждений часто выражают желание и готовность работать с нашими малышами, но недостаточно знакомы со спецификой их развития и нуждаются в методических материалах.

В связи с этим, одним  из действующих направлений работы Центра является создание информационных брошюр и методических материалов по вопросам, касающимся развития и обучения детей с синдромом Дауна. Помимо оригинальных изданий, создаваемых сотрудниками Даунсайд Ап, сотрудники переводят специальную литературу сходной тематики, созданную нашими зарубежными коллегами.

Оригинальные и переводные издания Даунсайд Ап адресованы семьям, участвующим в программах, специалистам-педагогам, медикам, а также социальным работникам и общественности. Все издания  распространяются бесплатно.

Каждая новая семья, независимо от места проживания может получить (лично или по почте) так называемый «пакет первичной информации», в  который входят информационные брошюры  и краткие методические материалы  для родителей. Эти издания в  простой и доступной форме  рассказывают о том, что такое  синдром Дауна, какие особенности  присущи детям и взрослым людям  с этим синдромом, и как можно  в домашних условиях организовать обучение ребенка [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Ассоциация  Даун Синдром

Ассоциация Даун Синдром (АДС - общество детей и взрослых с синдромом  Дауна и их родителей) была создана  в марте 1993 года в Москве, чтобы содействовать выживанию и развитию детей с синдромом Дауна, их интеграции в общество как полноценных и равноправных людей.

АДС сотрудничает с Администрацией Президента РФ, Министерством труда  и социального развития РФ, Комитетами здравоохранения и социальной защиты Правительства Москвы, Академией  последипломного образования врачей, Институтом Европы и др.

АДС заключила соглашения о сотрудничестве с Министерством образования  РФ и Комитетом образования Правительства  Москвы, согласно которым АДС консультирует  эти учреждения по проблемам, связанным  с синдромом Дауна.

АДС является ассоциативным членом Европейской Ассоциации Даун Синдром, лауреатом премии 1996 года Международного Католического Бюро Ребенка (BICE) за защиту прав детей.

Cреди международных партнеров АДС, помимо BICE, - Международная организация по Правам людей с Нарушенным Интеллектом (MDRI), "Жизненная помощь" ("Liebenshilfe", Германия), Международная организация помощи артистам с нарушением интеллекта "Диссимилис" ("Dissimilis"), Институт "Открытое общество».

 

Деятельность  АДС

1. Информационно-издательская  работа

АДС переводит, готовит к изданию  и распространяет (бесплатно) новейшую литературу по проблемам помощи людям с отклонениями в интеллектуальном развитии. 
Эта работа началась летом 1993 года с составления брошюры для родителей новорожденных с синдромом Дауна "Если у вас родился малыш с синдромом Дауна", а уже к декабрю 1993 года было переведено и распечатано 12 разных брошюр, изданных Ассоциациями Даун Синдром Великобритании, Германии, США, таких как "Если у Вас малыш с синдромом Дауна", "Общение, речь и язык. Как помочь ребенку?", "Учить читать, чтобы учить говорить".

2. Консультативная и  педагогическая работа

С лета 1993 года АДС оказывает консультативную помощь родителям детей с синдромом Дауна, включая ответы на письма, предоставление и рассылку методической и информационной литературы, предоставление и показ видеофильмов.

В январе 1994 года начались сеансы массажа и ЛФК детям до 3-х лет на дому.

Осенью 1994 года для детей с синдромом Дауна начались индивидуальные занятия и консультации по развитию речи.

Осенью 1996 года была создана модель системы медико-педагогической и социальной помощи детям с синдромом Дауна и их семьям с момента рождения ребенка. Эта система включает в себя:

  • помощь в родильном доме (психологическую поддержку родителей новорожденного, предоставление им современной информации о синдроме Дауна, о помощи, которую они могут получить от государства, АДС и других организаций);
  • медицинскую помощь ребенку (до весны 1998г - педиатр, доктор медицины консультирует детей, при необходимости на дому, организует необходимые по состоянию здоровья ребенка консультации у врачей-специалистов Консультативного отделения Института педиатрии, с весны 1998г. - по распоряжению Комитета здравоохранения Правительства Москвы по направлению АДС проводится обследование московских детей с синдромом Дауна в Диагностическом центре Детской поликлиники им. Филатова, взрослых - в специализированной поликлинике №5);
  • педагогическую помощь в семье (коррекционные педагоги и специалисты по массажу и лечебной физкультуре службы ранней помощи АДС "Маленькие Ступеньки" составляют индивидуальную программу для каждого ребенка, проводят регулярные занятия с ребенком на дому, учат его родителей, как заниматься с ребенком); индивидуальные занятия и консультации по развитию речи и раннему обучению чтению по уникальному методу педагога АДС Ромены Августовой;
  • интеграцию ребенка в детский сад и начальную школу при поддержке Комитета образования Правительства Москвы.

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна