Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:49, статья
Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом
других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются
как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства
и общества.
Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком,
во многом схожи в разных культурах и традициях. В соответствии с Конвенци-
ей ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18
лет, если национальным и государственным законодательством не установлен
более ранний возраст совершеннолетия. Сегодня численность детей в
российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что со-
ставляет около 27% всего населения страны.
Социальная работа с детьми.
Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом
других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются
как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства
и общества.
Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком,
во многом схожи в разных культурах и традициях. В соответствии с Конвенци-
ей ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18
лет, если национальным и государственным законодательством не установлен
более ранний возраст совершеннолетия. Сегодня численность детей в
российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что со-
ставляет около 27% всего населения страны.Столь значительный
удельный вес детского населения в демографической структуре общества при-
водит к тому, что проблемы социальной защиты детей, оказания им необходи-
мой социальной поддержки и помощи имеют важное социальное и государст-
венное значение.
Основные социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объектив-
ным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-
вторых, состоянием общества, в котором они живут. Для любого общества ха-
рактерно существование двух основных систем ограничения жизнедеятельно-
сти ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих про-
блем.
Первичная система ограничений представляет собой совокупность объек-
тивных,
биологических и
мированию неполной самостоятельности ребёнка и его зависимости от взрос-
лых членов общества. Эта система состоит из ряда элементов, каждый из кото-
рых, становится основанием для формирования у ребёнка целого комплекса по-
требностей. Удовлетворить последние самостоятельно он не может.
Прежде
всего, это биологическая и
от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе,
защите, заботе и т.п. Следующий элемент – это ограниченные психологические,
интеллектуальные и социальные возможности и способности ребёнка, резуль-
татом чего становятся его потребности в воспитании, образовании и развитии.
И, наконец, ограниченные возможности и способности ребёнка адекватно реа-
гировать
на внешние воздействия и
и поступки. Это приводит к тому, что возникает необходимость удовлетворе-
ния потребностей ребёнка в надзоре, социальном контроле, просвещении и в
правовой защите. Удовлетворение всех них возможно только через возложение
на взрослых, семью, государство и общество ряда обязанностей и обязательств,
что создаёт условия и возможности для формирования вторичной системы ог-
раничений жизнедеятельности ребёнка. В отличие от первичной, эта система
представляет собой совокупность ряда социально обусловленных факторов,
приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка. Основными её
элементами являются: ограничение ряда гражданских прав детей, их подчи-
нённое положение в семье и других социальных общностях, наличие в общест-
ве ряда социальных институтов и организаций, удовлетворяющих важнейшие
социальные потребности детей, но действующих в интересах общества по фор-
мальным правилам, общественный и государственный контроль за выполнени-
ем гражданами своих родительских обязанностей.
Наличие в обществе этих двух систем ограничения жизнедеятельности ре-
бёнка и ограниченность социальных ресурсов приводит к тому, что в условиях
современного общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и
страдающей и наименее защищённой группой участников любой социальной
катастрофы (от распада семьи до геноцида).
Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, мож-
но с определённой степенью условности разделить на следующие группы:
1.Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного
возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со
стороны взрослых и т.п.).
2.Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое
обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих ро-
дителей,
экономические трудности и т.п.
3.Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и ор-
ганизаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагоги-
ческая запущенность, детская преступность и т.п.).
4.Порождённые особенности социально-экономического и социально-
политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских
учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых фор-
мирований, угроза жизни и здоровью детей).
Безусловно, полностью и окончательно разрешить все социальные про-
блемы детей раз и навсегда ни одно общество не может
Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:
1.Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и
предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориента-
ций, а
также представлений и
гических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (ме-
тоды
психодиагностики и психокоррекции,
психологическое
и т.п.).
2.Социально-педагогические, дающие возможность повысить образова-
тельный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную ок-
ружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений
(методы
образования и просвещения,
ского консультирования).
3.Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку свое-
временной
и необходимой медицинской
медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфорт-
ной среды жизнедеятельности и т.п.).
4.Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и
операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соот-
ветствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая
защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, право-
вые санкции).
5.Социально-экономические, направленные на решение проблем матери-
ального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной
жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование
системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и
помощь, трудоустройство и т.п.).
6.Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим
специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное кон-
сультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и органи-
зация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность)
Реализация перечисленных и им подобных методов социальной работы на
практике, заставляет специалистов по работе с детьми решать ещё одну, на
первый взгляд парадоксальную задачу, а именно, преодолевать постоянно при-
сутствующее в обществе негативное отношение к детям и всему, что с ними
связано. В массовом сознание достаточно прочно укоренилось представление о
том, что дети – это серьёзная нагрузка или «обуза», которую берёт на себя че-
ловек, что они ограничивают его социальную свободу, что дети требуют от
взрослых каких-то «жертв». Подобный стереотип создаёт значительные пре-
пятствия и трудности для эффективной социальной защиты детей.
Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по рабо-
те с детьми должна быть направлена на решение следующих основных задач:
- задачи по спасению детей, деятельность, направленная на ликвидацию
реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необхо-
димой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком,
эвакуация из района бедствия и т.п.);
- задачи по социальному развитию детей, создание необходимых условий
для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и
социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности);
- задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных
условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необ-
ходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с ок-
ружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка дет-
ских позитивных инициатив и т.п.).
Решение этих задач позволяет создать в обществе действительно благо-
приятную
для детей среду
цессе
их решения возникает
различным категориям детей, существующих в конкретном обществе.