Социальная работа с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:49, статья

Краткое описание

Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом
других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются
как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства
и общества.
Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком,
во многом схожи в разных культурах и традициях. В соответствии с Конвенци-
ей ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18
лет, если национальным и государственным законодательством не установлен
более ранний возраст совершеннолетия. Сегодня численность детей в
российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что со-
ставляет около 27% всего населения страны.

Файлы: 1 файл

Социальная работа с детьми.docx

— 30.21 Кб (Скачать)

Социальная  работа с детьми.

Наряду  с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом

других  категорий населения, дети всегда рассматривались  и рассматриваются

как безусловный  объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства

и общества.

Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком,

во многом схожи в разных культурах и традициях. В соответствии с Конвенци-

ей ООН  о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18

лет, если национальным и  государственным  законодательством  не установлен

более ранний возраст совершеннолетия. Сегодня численность детей в

российском  обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что со-

ставляет  около 27% всего населения страны.Столь значительный

удельный  вес детского населения в демографической  структуре общества при-

водит к тому, что проблемы социальной защиты детей, оказания им необходи-

мой социальной поддержки и помощи имеют важное социальное и государст-

венное  значение.

Основные  социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объектив-

ным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-

вторых, состоянием общества, в котором они живут. Для любого общества ха-

рактерно  существование двух основных систем ограничения жизнедеятельно-

сти ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих про-

блем.

Первичная система ограничений  представляет собой совокупность объек-

тивных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к фор-

мированию неполной самостоятельности ребёнка  и его зависимости от взрос-

лых членов общества. Эта система состоит  из ряда элементов, каждый из кото-

рых, становится основанием для формирования у ребёнка  целого комплекса по-

требностей. Удовлетворить последние самостоятельно он не может.

Прежде  всего, это биологическая и физиологическая  зависимость ребёнка

от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе,

защите, заботе и т.п. Следующий элемент  – это ограниченные психологические,

интеллектуальные  и социальные возможности и способности  ребёнка, резуль-

татом чего становятся его потребности  в воспитании, образовании и развитии.

И, наконец, ограниченные возможности и способности  ребёнка адекватно реа-

гировать  на внешние воздействия и адекватно  оценивать собственные действия

и поступки. Это приводит к тому, что возникает  необходимость удовлетворе-

ния потребностей ребёнка в надзоре, социальном контроле, просвещении и в

правовой  защите. Удовлетворение всех них возможно только через возложение

на взрослых, семью, государство и общество ряда обязанностей и обязательств,

что создаёт  условия и возможности для  формирования вторичной системы ог-

раничений жизнедеятельности  ребёнка. В отличие от первичной, эта система

представляет  собой совокупность ряда социально обусловленных факторов,

приводящих  к ограничениям прав и возможностей ребёнка. Основными её

элементами  являются: ограничение ряда гражданских прав детей, их подчи-

нённое  положение в семье и других социальных общностях, наличие в  общест-

ве ряда социальных институтов и организаций, удовлетворяющих важнейшие

социальные  потребности детей, но действующих  в интересах общества по фор-

мальным правилам, общественный и государственный  контроль за выполнени-

ем гражданами своих родительских обязанностей.

Наличие в обществе этих двух систем ограничения  жизнедеятельности ре-

бёнка и ограниченность социальных ресурсов приводит к тому, что в условиях

современного  общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и

страдающей  и наименее защищённой группой участников любой социальной

катастрофы (от распада семьи до геноцида).

Всё множество  социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, мож-

но с  определённой степенью условности разделить  на следующие группы:

1.Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного

возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со

стороны взрослых и т.п.).

2.Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое

обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих ро-

дителей, экономические трудности и т.п.).

3.Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и ор-

ганизаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагоги-

ческая  запущенность, детская преступность и т.п.).

4.Порождённые особенности социально-экономического и социально-

политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских

учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых фор-

мирований, угроза жизни и здоровью детей).

Безусловно, полностью и окончательно разрешить  все социальные про-

блемы детей раз и навсегда ни одно общество не может

Основные  методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

1.Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и

предполагающие  определённую коррекцию его системы  ценностей и ориента-

ций, а  также представлений и предпочтений, совершенствование его психоло-

гических  возможностей и оказание соответствующей  поддержки и помощи (ме-

тоды  психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование

и т.п.).

2.Социально-педагогические, дающие возможность повысить образова-

тельный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную ок-

ружающим  его условиям систему ценностных ориентаций и представлений

(методы  образования и просвещения, педагогической  коррекции и педагогиче-

ского консультирования).

3.Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку свое-

временной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-

медицинская реабилитация и адаптация, организация  необходимой и комфорт-

ной среды  жизнедеятельности и т.п.).

4.Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и

операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности  ребёнка в соот-

ветствие  с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая

защита  интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, право-

вые санкции).

5.Социально-экономические, направленные на решение проблем матери-

ального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной

жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование

системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и

помощь, трудоустройство и т.п.).

6.Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим

специалистам  вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное кон-

сультирование, коррекция системы отношений  в детском коллективе, и органи-

зация детских коллективов, ориентированных  на позитивную деятельность)

Реализация  перечисленных и им подобных методов  социальной работы на

практике, заставляет специалистов по работе с  детьми решать ещё одну, на

первый  взгляд парадоксальную задачу, а именно, преодолевать постоянно при-

сутствующее в обществе негативное отношение к детям  и всему, что с  ними

связано. В массовом сознание достаточно прочно укоренилось представление о

том, что  дети – это серьёзная нагрузка или «обуза», которую берёт на себя че-

ловек, что они ограничивают его социальную свободу, что дети требуют от

взрослых  каких-то «жертв». Подобный стереотип  создаёт значительные пре-

пятствия  и трудности для эффективной  социальной защиты детей.

Деятельность  органов социальной защиты и других специалистов по рабо-

те с  детьми должна быть направлена на решение  следующих основных задач:

- задачи по спасению  детей, деятельность, направленная на ликвидацию

реальной  угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необхо-

димой медицинской помощи, пресечение жестокого  обращения с ребёнком,

эвакуация из района бедствия и т.п.);

- задачи по социальному  развитию детей,  создание необходимых условий

для раскрытия  и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и

социальная  реабилитация в новых условиях жизнедеятельности);

- задачи по социальному  функционированию  детей, создание благоприятных

условий для посильного участия детей  в жизни общества, получения ими  необ-

ходимого  в будущем социального статуса  и гармонизация его отношений  с ок-

ружающим  миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка дет-

ских  позитивных инициатив и т.п.).

Решение этих задач позволяет создать  в обществе действительно благо-

приятную  для детей среду жизнедеятельности  и развития. Вместе с тем, в про-

цессе их решения возникает необходимость  дифференцированного подхода к

различным категориям детей, существующих в конкретном обществе.

Информация о работе Социальная работа с детьми