Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:49, статья
Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом
других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются
как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства
и общества.
Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком,
во многом схожи в разных культурах и традициях. В соответствии с Конвенци-
ей ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18
лет, если национальным и государственным законодательством не установлен
более ранний возраст совершеннолетия. Сегодня численность детей в
российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что со-
ставляет около 27% всего населения страны.
образных формах, таких как
- брутальная или физическая жестокость (побои и насилие);
- социальная жестокость (препятствие в получении образования, в обще-
нии со сверстниками и во всём, что нарушает процесс нормального социально-
го функционирования или развития ребёнка);
- морально-психологическая жестокость (угрозы, насмешки, унижение и
психологическая холодность);
- сексуальное насилие над ребёнком.
В работе с этой категорией детей главное – это создание таких условий,
которые
полностью и в кратчайшие сроки
исключают возможность
обращения с ребёнком. Для решения этой задачи на практике применяются
следующие основные направления социальной защиты детей, подвергающихся
жестокому обращению:
- выявление фактов жестокого обращения с ребёнком;
- ограждение его от насилия и жестокости (вплоть до изъятия ребёнка из
семьи, группы, коллектива);
- оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и право-
вой помощи;
- рассмотрение
и решение вопроса о
бывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.
5.Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и
проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в
поддержке и помощи со стороны государства и общества. Эту социальную ка-
тегорию составляют дети, возможности и потребности которых, в силу ряда
причин, отличаются от аналогичных характеристик большинства детей в обще-
стве. Специфика этих потребностей определяется особенностями физического
и интеллектуального развития ребёнка (ребёнок-инвалид или ребёнок с повы-
шенными
интеллектуальными
природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего
Севера и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями соци-
альных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы).
Социальная работа с этой категорией детей представляет собой деятель-
ность, направленную на создание условий, которые необходимы для своевре-
менного и эффективного решения их социальных и личных проблем. Она мо-
жет включать в себя разработку специальных образовательных методик и про-
грамм обучения , создание дополнительных учреждений и организаций, рабо-
тающих с такими детьми, содействие в получении профессионального образо-
вания и последующей трудовой адаптации человека, работу по социальной
адаптации и реабилитации таких детей и формирование позитивной среды об-
щения. В целом, работа с указанной категорией детей предполагает всесторон-
ний учёт специалистом особенностей каждого конкретного ребёнка, его про-
блем и трудностей.
Эффективная и грамотная социальная работа с детьми предполагает опору
на ряд принципов, важнейшими из которых являются:
- безусловный приоритет прав и интересов ребёнка;
- оперативность
в решении социальных и
- индивидуальный подход к решению социальных и личностных проблем
ребёнка;
- равенство интересов и прав всех детей, независимо от их личных и соци-
альных характеристик;
- непрерывность
и последовательность в
бёнка;
- гуманизм.
Реализация этих принципов на практике позволяет обществу выстроить
действительно эффективную систему социальной защиты и поддержки детей,
обеспечив себе, таким образом, возможность последовательного, непрерывного
и поступательного развития.
Л.П. Кузнецова
Основные технологии социальной работы.