Социальная работа с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:49, статья

Краткое описание

Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом
других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются
как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства
и общества.
Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком,
во многом схожи в разных культурах и традициях. В соответствии с Конвенци-
ей ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18
лет, если национальным и государственным законодательством не установлен
более ранний возраст совершеннолетия. Сегодня численность детей в
российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что со-
ставляет около 27% всего населения страны.

Файлы: 1 файл

Социальная работа с детьми.docx

— 30.21 Кб (Скачать)

Выделяют  следующие основные категории детей, нуждающихся в соци-

альной  защите.

1.Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение процессов

социализации, социального функционирования и  социального развития

В реальной жизни для таких детей характерно состояние «ничьих», кото-

рое зачастую выражается в атрофии или полном разрушении внутрисемейных

связей  и отношений, отсутствии со стороны родителей интереса к ребёнку,

пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запу-

щенности  и тому подобном.Эта категория детей, к сожалению, весьма много-

численна  и неоднородна. К дезадаптированным  детям сегодня можно отнести

такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского

присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния  со стороны взрослых. Точных данных о количестве подобных детей в  обществе нет, но

большинство экспертов и специалистов сходятся во мнении, что речь может

идти  о десятках тысяч человек.

Социальная  помощь безнадзорным детям направлена на преодоление

именно  состояния безнадзорности и отсутствия необходимого, но деликатного

надзора и контроля со стороны взрослых людей. Она может включать в себя та-

кие направления работы как создание для ребёнка позитивной среды общения,

восстановление  семейных связей ребёнка и активизация  педагогического и гу-

манистического  потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возмож-

ности возвращение ребёнка в систему  образования и создание условий  для по-

сильной работы и заработка.

Ещё одной, наиболее трагической группой дезадаптированных  детей яв-

ляются  брошенные дети. Как показывает опыт современной жизни, в эту кате-

горию попадают дети самых разных возрастов  и состояний. Чаще всего, это но-

ворождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями,

с тяжёлыми физическими или психическими патологиями. Способы, которыми

можно бросить ребёнка самые разнообразные. Это и отказ от новорождённого в

родильном доме, помещение его в больницу или другое учреждение под опеку

государства, оставление ребёнка на вокзалах, поездах  и просто выбрасывание

«на помойку». Причинами, по которым родители бросают  своих детей, чаще

всего, становятся пьянство, наркомания и  тунеядство и, сопутствующие им,

нищета, аморальный или преступный образ  жизни.

Социальная  помощь брошенным  детям – это, прежде всего, решение задач

по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее:

- оказание  срочной и необходимой медицинской  помощи, помещение ре-

бёнка в специальное детское учреждение (Дом ребёнка, детский дом, детская

больница);

- психологическая  реабилитация ребёнка, оказание  ему необходимой юри-

дической  помощи;

- назначение, оформление и выплата соответствующих  пособий и т.п. При

наличии у ребёнка каких-либо родственников  и соответствующего желания с

их стороны  возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и

попечительства.

2.Беспризорные дети, т.е., дети, не имеющие родительского или государ-

ственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрас-

ту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и раз-

вивающего воспитания.

Точных  данных о количестве беспризорных детей  в современном россий-

ском  обществе, не существует. По оценкам экспертов различных ведомств, за-

нимающихся  работой с детьми, оно колеблется в интервале от 700 тысяч до 4

миллионов человек. Столь широкий разброс  объясняется различиями в мето-

диках подсчётов и разницей в трактовке  понятия «беспризорность» и отсутст-

вием  четких программ работы с этим социальным явлением.

Основными причинами беспризорности в обществе являются, во-первых,

разнообразные социальные катастрофы (войны и социально-экономические

кризисы). Во-вторых, масштабные социальные преобразования, затрагивающие

все стороны  жизни общества в целом и каждого  человека (социальные револю-

ции, социально-экономические  и социально- политические преобразования, по-

литические  перевороты и т.п.). В-третьих, причины, кроющиеся в особенно-

стях  внутрисемейных отношений и способах жизнедеятельности конкретных

семей: пьянство родителей, аморальный образ  жизни, многодетность, катаст-

рофическая  бедность, жестокость по отношению  к детям и т.п.

Действуя  в совокупности, эти причины могут  привести к массовой гибели

людей, масштабным, неорганизованным миграциям  населения, разрушению

внутрисемейных  и родственных связей и детскому одиночеству, которое про-

является, в том числе, и как беспризорность.

Социальная  работа с беспризорными направлена на достижение следую-

щих целей:

-изъятие  ребёнка из негативного социального  окружения;

- первичная  социальная адаптация его к  жизни в здоровой социальной сре-

де;

- восстановление  или компенсация утраченных социальных  связей;

- возвращение  ребёнка к позитивным формам  социальной активности.

Поставленные  цели во многом определяют возможные  формы и методы

работы  с беспризорными  детьми, среди которых:

1 .Привлечение  или доставка ребёнка в приюты  и реабилитационные цен-

тры.

2.Лечение,  оздоровление и медико-социальная  реабилитация ребёнка.

3.Социально-психологическая  реабилитация ребёнка, психодиагностика  и

необходимая психокоррекция.

4.Педагогическая  коррекция.

5.Восстановление  семейных связей и отношений  (если это возможно и от-

вечает  интересам ребёнка).

6.Передача  ребёнка в специализированное  детское учреждение, либо уста-

новление  над ним опеки и попечительства.

Следует помнить, что социальная помощь, которая  может быть оказана

беспризорным  детям, не в состоянии покончить  с беспризорностью как с яв-

лением. Для этого требуются длительные и систематические усилия многих

общественных  и государственных организаций  и учреждений, существенная

трансформация ряда морально-нравственных ценностей  общества.

3.Дети-сироты, число которых сегодня тоже достаточно велико (около

500 тысяч  человек) и это ещё одна категория  детей, нуждающихся в социальной

поддержке и помощи. Рост численности этой социальной категории детей

связан  с целым рядом социальных факторов, такими, как неблагоприятная ди-

намика  смертности лиц трудоспособного  возраста, рост самоубийств и пре-

ступности, эскалация вооружённых конфликтов и пренебрежение родительски-

ми обязанностями. В силу объективной ограниченности жизнедеятельности де-

тей, сироты не в состоянии самостоятельно решить многие проблемы, возни-

кающие  на их жизненном пути, поэтому, возникает  настоятельная необходи-

мость в организации деятельности различных  институтов и организаций по их

социальной  защите и поддержке. Основным документом, определяющим важ-

нейшие  направления этой деятельности на территории Российской Федерации,

является  Федеральная программа «Дети-сироты». Согласно этой программе,

основными формами социальной защиты детей-сирот  являются:

- меры, направленные на компенсацию  ребёнку утраты родителей и роди-

тельской  опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновле-

ние);

- защита  имущественных и жилищных прав;

- материальное  обеспечение (назначение и регулярная  выплата пособия

или пенсии);

- создание  необходимых условий для всестороннего  развития и образова-

ния, - профессиональной подготовки, гражданского и социального  становления

детей-сирот.

4.Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых.

Получение точных данных о том, какое количество детей подвергается сегодня

жестокому обращению, получить не представляется возможным. Основной

причиной  такого положения вещей является латентный характер жестокости по

отношению к детям. В обществе существует система  формальных и нефор-

мальных норм, регулирующих отношения детей  и взрослых, которые, в боль-

шинстве случаев, направлены на пресечение любого жестокого поступка по от-

ношению к ребёнку. Поэтому, нарушение этих правил диагностируется с боль-

шим трудом.

Помимо  скрытого характера, жестокость по отношению  к детям в совре-

менном  обществе обладает такими характеристиками как её распространение в

различных сферах жизни ребёнка (в семье, школе, детском саду, на улице).

Кроме того, специалисты отмечают и такой  факт, что чаще всего ребёнок под-

вергается жестокому обращению со стороны  близких ему людей (родителей,

родственников, педагогов и друзей).

Жестокое  обращение с ребёнком может проявляться  в достаточно разно-

Информация о работе Социальная работа с детьми