Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:49, статья
Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом
других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются
как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства
и общества.
Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком,
во многом схожи в разных культурах и традициях. В соответствии с Конвенци-
ей ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18
лет, если национальным и государственным законодательством не установлен
более ранний возраст совершеннолетия. Сегодня численность детей в
российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что со-
ставляет около 27% всего населения страны.
Выделяют следующие основные категории детей, нуждающихся в соци-
альной защите.
1.Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение процессов
социализации, социального функционирования и социального развития
В реальной
жизни для таких детей
рое зачастую выражается в атрофии или полном разрушении внутрисемейных
связей и отношений, отсутствии со стороны родителей интереса к ребёнку,
пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запу-
щенности и тому подобном.Эта категория детей, к сожалению, весьма много-
численна и неоднородна. К дезадаптированным детям сегодня можно отнести
такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского
присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых. Точных данных о количестве подобных детей в обществе нет, но
большинство экспертов и специалистов сходятся во мнении, что речь может
идти о десятках тысяч человек.
Социальная помощь безнадзорным детям направлена на преодоление
именно состояния безнадзорности и отсутствия необходимого, но деликатного
надзора и контроля со стороны взрослых людей. Она может включать в себя та-
кие направления работы как создание для ребёнка позитивной среды общения,
восстановление семейных связей ребёнка и активизация педагогического и гу-
манистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возмож-
ности возвращение ребёнка в систему образования и создание условий для по-
сильной работы и заработка.
Ещё одной,
наиболее трагической группой
ляются брошенные дети. Как показывает опыт современной жизни, в эту кате-
горию попадают дети самых разных возрастов и состояний. Чаще всего, это но-
ворождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями,
с тяжёлыми физическими или психическими патологиями. Способы, которыми
можно бросить ребёнка самые разнообразные. Это и отказ от новорождённого в
родильном доме, помещение его в больницу или другое учреждение под опеку
государства, оставление ребёнка на вокзалах, поездах и просто выбрасывание
«на помойку». Причинами, по которым родители бросают своих детей, чаще
всего, становятся пьянство, наркомания и тунеядство и, сопутствующие им,
нищета, аморальный или преступный образ жизни.
Социальная помощь брошенным детям – это, прежде всего, решение задач
по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее:
- оказание
срочной и необходимой
бёнка
в специальное детское
больница);
- психологическая
реабилитация ребёнка,
дической помощи;
- назначение,
оформление и выплата
наличии у ребёнка каких-либо родственников и соответствующего желания с
их стороны возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и
попечительства.
2.Беспризорные дети, т.е., дети, не имеющие родительского или государ-
ственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрас-
ту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и раз-
вивающего воспитания.
Точных данных о количестве беспризорных детей в современном россий-
ском обществе, не существует. По оценкам экспертов различных ведомств, за-
нимающихся работой с детьми, оно колеблется в интервале от 700 тысяч до 4
миллионов человек. Столь широкий разброс объясняется различиями в мето-
диках подсчётов и разницей в трактовке понятия «беспризорность» и отсутст-
вием четких программ работы с этим социальным явлением.
Основными причинами беспризорности в обществе являются, во-первых,
разнообразные
социальные катастрофы (войны и социально-
кризисы). Во-вторых, масштабные социальные преобразования, затрагивающие
все стороны жизни общества в целом и каждого человека (социальные револю-
ции, социально-экономические и социально- политические преобразования, по-
литические перевороты и т.п.). В-третьих, причины, кроющиеся в особенно-
стях внутрисемейных отношений и способах жизнедеятельности конкретных
семей: пьянство родителей, аморальный образ жизни, многодетность, катаст-
рофическая бедность, жестокость по отношению к детям и т.п.
Действуя в совокупности, эти причины могут привести к массовой гибели
людей, масштабным, неорганизованным миграциям населения, разрушению
внутрисемейных и родственных связей и детскому одиночеству, которое про-
является, в том числе, и как беспризорность.
Социальная работа с беспризорными направлена на достижение следую-
щих целей:
-изъятие
ребёнка из негативного
- первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной сре-
де;
- восстановление
или компенсация утраченных
- возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.
Поставленные цели во многом определяют возможные формы и методы
работы с беспризорными детьми, среди которых:
1 .Привлечение или доставка ребёнка в приюты и реабилитационные цен-
тры.
2.Лечение,
оздоровление и медико-
3.Социально-психологическая
реабилитация ребёнка,
необходимая психокоррекция.
4.Педагогическая коррекция.
5.Восстановление семейных связей и отношений (если это возможно и от-
вечает интересам ребёнка).
6.Передача ребёнка в специализированное детское учреждение, либо уста-
новление
над ним опеки и
Следует помнить, что социальная помощь, которая может быть оказана
беспризорным детям, не в состоянии покончить с беспризорностью как с яв-
лением. Для этого требуются длительные и систематические усилия многих
общественных и государственных организаций и учреждений, существенная
трансформация ряда морально-нравственных ценностей общества.
3.Дети-сироты, число которых сегодня тоже достаточно велико (около
500 тысяч
человек) и это ещё одна
поддержке и помощи. Рост численности этой социальной категории детей
связан с целым рядом социальных факторов, такими, как неблагоприятная ди-
намика смертности лиц трудоспособного возраста, рост самоубийств и пре-
ступности,
эскалация вооружённых
ми обязанностями. В силу объективной ограниченности жизнедеятельности де-
тей, сироты не в состоянии самостоятельно решить многие проблемы, возни-
кающие на их жизненном пути, поэтому, возникает настоятельная необходи-
мость в организации деятельности различных институтов и организаций по их
социальной защите и поддержке. Основным документом, определяющим важ-
нейшие направления этой деятельности на территории Российской Федерации,
является
Федеральная программа «Дети-
основными формами социальной защиты детей-сирот являются:
- меры, направленные на компенсацию ребёнку утраты родителей и роди-
тельской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновле-
ние);
- защита имущественных и жилищных прав;
- материальное
обеспечение (назначение и
или пенсии);
- создание
необходимых условий для
ния, - профессиональной подготовки, гражданского и социального становления
детей-сирот.
4.Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых.
Получение точных данных о том, какое количество детей подвергается сегодня
жестокому обращению, получить не представляется возможным. Основной
причиной такого положения вещей является латентный характер жестокости по
отношению к детям. В обществе существует система формальных и нефор-
мальных норм, регулирующих отношения детей и взрослых, которые, в боль-
шинстве случаев, направлены на пресечение любого жестокого поступка по от-
ношению к ребёнку. Поэтому, нарушение этих правил диагностируется с боль-
шим трудом.
Помимо скрытого характера, жестокость по отношению к детям в совре-
менном обществе обладает такими характеристиками как её распространение в
различных сферах жизни ребёнка (в семье, школе, детском саду, на улице).
Кроме того, специалисты отмечают и такой факт, что чаще всего ребёнок под-
вергается жестокому обращению со стороны близких ему людей (родителей,
родственников, педагогов и друзей).
Жестокое обращение с ребёнком может проявляться в достаточно разно-