Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:06, реферат
цель данной работы - определить некоторые пути совершенствования работы с неполной семьей
предмет данной работы - социальная работа с неполной семьей
задачи- изучить литературу, раскрыть понятие неполной семьи,проаналзировать тенденции и факторы роста числа неполных семей.
Введение
В
обществе семья представляет собой
комплексное социальное образование,
в котором сплелись воедино многообразные
формы общественных отношений и
которому присущи многочисленные социальные
функции. Трудно найти другую социальную
группу, в которой удовлетворялось
бы столько разнообразных
Современные исследователи считают, что семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
Семья
во все времена постоянно
На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.
Уязвимость семьи под влиянием различных факторов ставит вопрос о проблемах неполной семьи во главу исследований. Негативные тенденции в развитии общества вызывают следующие проблемы: число детей, воспитывающихся без одного или обоих родителей, растет. Высокий уровень разводов и внебрачной рождаемости негативно влияет на процесс воспитания детей. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.
По данным Росстат, [см.: 12] 30 % детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек.
Анализируя доклад «Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность», мы видим, что в 94 % случаев неполные семьи - без отца. Возможно отсутствие обоих родителей, проживание детей с дедушками и бабушками. Довольно распространен и такой тип семьи, как супружеская пара старшего поколения, вместе с которой проживает дочь (вдова, разведенная, одинокая мать с детьми).
Ребенок, рожденный вне брака, во взрослой жизни будет иметь меньше шансов на то, чтобы создать полноценную семью. «Вряд ли матери, которые рожают детей и отказываются выходить замуж, будут вместе с ребенком более счастливы, чем в семье, где есть отец, - говорит Галина Зайцева, президент фонда «Мир семьи» [21, с. 78 - 82]. - Психологически человек стремится к полноте взаимоотношений, и даже если мать в состоянии устроить безбедную жизнь для своего малыша, он может быть несчастен. Вопрос: «Где наш папа?» - и соответствующие переживания все равно возникнут на том или ином этапе». «Чисто женское», равно как и «чисто мужское» воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. В первом случае - это «феминизация», во втором – «маскулинизация» и все связанные с ними комплексы проявляются особенно ярко, когда единственный родитель воспитывает ребенка противоположного пола.
Исходя из этого, мы считаем, что проблемы неполных семей на сегодняшний день актуальны и требуют изучения.
Объект данной работы – неполная семья.
Предмет данной работы – социальная работа с неполной семьей.
Цель работы – определить некоторые пути совершенствования работы с неполной семьей.
Задачи:
1) изучить научную литературу;
2)
раскрыть понятие неполной
3) проанализировать тенденции и факторы роста числа неполных семей и выделить основные типичные проблемы неполных семей;
4)
провести эмпирическое
Методы
исследования: анализ научной литературы,
опросные методы, такие как: беседа и интервью.
Глава 1.
Научно-теоретические основы исследования
проблем неполной семьи
1.1. Неполная семья как объект исследования в социальной работе
Зачатки социальной работы как профессии появились чуть более столетия назад, когда некоторые благотворительные организации начали поиск новых моделей систематической работы со своими подопечными. До этого господствовал принцип разделения бедных и нуждающихся на "достойных" и "недостойных", то есть на тех, кому следует помогать, и тех, кто сам виноват, что оказался в трудном положении. Новый взгляд для начала перевел помогающих на сторону бедных, всех бедных. В результате в XIX веке новые христианские "миссионеры" пришли к бедным в городские трущобы и даже начали селиться в них.
Понятие "социальная работа" вошло в обиход в конце XIX - начале XX века. Но как самостоятельная профессия и академическая дисциплина социальная работа вполне утвердила себя лишь после Второй мировой войны. Идеи New Deal в Соединенных Штатах 30-х, государства всеобщего благоденствия (Welfare State) в Западной Европе 40-х, стали выражением признания права каждого человека - уже потому только, что он человек, иметь некий минимум достойного существования и превратили государство в гарант реализации этого права. Однако вскоре выяснилось, что для претворения подобной идеи в жизнь недостаточно хороших законов и соответствующих материальных ресурсов. Нужна также специальная система индивидуализированной помощи тем людям, которые по тем или иным причинам не вписываются в современное общество, оказываются за бортом. Правительственным циркуляром и государственным ассигнованиям на социальные нужды предстояло найти конкретного адресата, они должны были быть тонко подогнаны к запросам живых людей, а иногда существенно пересмотрены в свете практики. Эту функцию и взяли на себя специалисты по социальной работе.
Характер профессиональной деятельности требует от специалиста по социальной работе знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, то есть предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с "клиентами". Ядром социальной работы, получившей распространение на Западе, стал наработанный и обобщенный метод "работы с каждым конкретным случаем", впитавший в себя, с одной стороны, элементы разных научных дисциплин, в частности психотерапии, а с другой - опыт оказания помощи индивидам и семьям в кризисных ситуациях [см.: 35]. Выбор форм действия вытекает здесь из определенной интерпретации целей и задач социальной работы. При этом основное внимание уделяется динамике данного общества, реакциям людей на жизненные трудности и особенностям взаимодействия индивидов со своим социальным окружением. Поскольку сфера деятельности специалиста по социальной работе обширна и не всегда может быть четко очерчена, подготовка будущих специалистов в этой области включает помимо академического компонента обязательную практику под руководством опытного наставника. Большое значение придается также формированию индивидуально-психологических черт, отвечающих требованиям профессии, а также выработке профессиональных навыков, среди которых можно назвать умение устанавливать контакты, вести переговоры, защищать интересы клиентов, сотрудничать с представителями смежных профессий, выступать формальным и неформальным лидером.
По мнению Холостовой Е.И.,[ 46, с. 65] сущность социальной работы заключается в оказании помощи, в осуществлении социальных прав, как индивидов, так и групп различного характера. А поскольку социальные права охватывают собой все стороны и грани, обеспечивающие социальное функционирование личности, то характер проблем, с которыми имеет дело социальная работа, весьма обширен и разнообразен; более того, можно констатировать, что в конкретной социальной ситуации, с которой имеет дело специалист по социальной работе, пересекаются различные виды и типы социальных проблем. Во-первых, социальная работа имеет дело не только с индивидуальными, но и с групповыми клиентами – семьями, трудовыми и соседскими коллективами, молодежными или профессиональными группами, объединениями лиц со сходными трудностями. Поэтому в каждом действии специалиста по социальной работе, в любой применяемой им технологии или методике обязательно должно встречаться сочетание индивидуальных и групповых методов. Разрешение проблем детско-родительских или межсупружеских отношений, коммуникативных трудностей сотрудников какого-либо предприятия, межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения личности людей, вовлеченных в конфликт. Также и личностные изменения тех, кто обратился за помощью, невозможны без реструктурирования социальных связей их ближайшего социального окружения.
В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов XX столетия. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни; безработица; вынужденная миграция населения; профессиональное нищенство; криминогенная обстановка; падение уровня рождаемости; распад института семьи и брака.
Уровень
жизни населения в начале 90-х
годов резко снижается в
Сложная
социально-экономическая
Таким образом, сохраняется устойчивая тенденция роста рождения детей вне института семьи и брака, а также детей-отказников, т.е. детей, которых матери по тем или иным причинам оставили в родильных домах. Если доля детей, родившихся вне брака, в общем числе родившихся в 1988 г. составляла 12,96 %, то в 1994 г. – 19,60 %, причем это происходило на фоне падения общей численности рождений. В целом уровень рождаемости по России только в 1988-1992 гг. сократился на 38 % [см.: 9].
В последней четверти ХХ века, однако, большинство ученых уже отказались от такого узкого видения причин возникновения неполных семей, поскольку стало очевидно, что этот феномен стал мировой тенденцией, причинами которой является гораздо более широкий спектр факторов.
Тенденция все большей распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сегодня является характерной для большинства развитых стран.
Однако Россию эти глобальные мировые тенденции захватили несколько позже, чем зарубежные страны. Во времена Советского Союза официальная идеология оценивала разводы резко отрицательно, а для мужчин, состоящих в коммунистической партии, развод вообще считался «несмываемым пятном» в биографии, которое могло сильно затормозить их карьерный рост (а высокопоставленных чиновников за это могли даже «снять» с должности). Официальная советская мораль также порицала добрачное и внебрачное сожительство, в результате чего многие женщины опасались стать матерями-одиночками из-за риска подвергнуться общественному осуждению, оказаться приравненной к «даме легкого поведения» [22, с. 18 - 39]. Существовали также и объективные причины, препятствующие росту разводов и числа неполных семей, в частности, стесненные жилищные условия и дефицит жилья в стране в целом, в результате чего многие супруги вынуждены были сохранять свой брак долгие годы, даже если отношения между ними давно прервались.
Поэтому в советские годы большинство мужчин и женщин старались избегать семейно-брачного поведения, отклоняющегося от «нормы». Только в 1980-х годах, когда давление идеологии стало менее жестким, люди смогли делать более свободный выбор стиля семейно-брачного поведения – выбор, основанный на собственных взглядах и предпочтениях.
Информация о работе Особенности социальной работы с детьми из неполных семей