Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа
Цель работы – определить пути решения проблемы неполной семьи в социальной работе
Задачи:
изучить проблемы неполных семей в современном обществе;
дать характеристику основным направлениям решения проблемы неполной семьи;
ВВЕДЕНИЕ
4
1
Неполная семья как современная социально-демографическая проблема
7
1.1
Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи
7
1.2
Причины возникновения неполной семьи в современном обществе
9
1.3
Основные типичные проблемы неполных семей
13
2
технология социальной работы с неполной семьей
20
2.1
Основные направления социальной работы с неполными семьями
20
2.2
Законодательные основы и правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в Российской Федерации
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Российский государственный
университет экономики и
(ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)
Факультет социальная работа
Кафедра социальные технологии
Специальность 040101.65 «Социальная работа»
Работа допущена к защите
____________________
(подпись, дата) «___»_____201_г.
курсовая работа
тема «Технология социальной работы с неполными семьями»
Разработал _Крамаренко С.Г.__________________________
(Ф.И.О.) (подпись) (дата)
Руководитель __Кандидат социологических наук, доцент _Белогорцев В.Н.___
(уч.степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись) (дата)
Шахты 2012
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Российский государственный
университет экономики и
(ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)
Факультет_____________________
Кафедра «Социальные технологии» |
УТВЕРЖДАЮ Зав.кафедрой__________________ «__»_________________201__г. |
Задание
на дипломную работу
студенту___________Крамаренко_
(Ф.И.О.)
Тема работы___«Технология социальной работы с неполными семьями»
______________________________
______________________________
(указать предприятие фирму, учреждение, по заданию которого выполняется работа)
Основание (заявление студента)__________
Утверждение приказом по университету
______________________________
Исходные данные по работе________________________
Дата выдачи задания студентом
законченной работы____________
Руководитель__ Кандидат социологических наук, доцент _Белогорцев В.Н ________
(фамилия, инициалы, ученая степень, звание) (подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
4 | |
1 |
Неполная семья как |
7 |
1.1 |
Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи |
7 |
1.2 |
Причины возникновения неполной семьи в современном обществе |
9
|
1.3 |
Основные типичные проблемы неполных семей |
13 |
2 |
технология социальной работы с неполной семьей |
20 |
2.1 |
Основные направления |
20 |
2.2 |
Законодательные основы и правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в Российской Федерации |
24
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
30 | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.
По данным Росстат 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек.
Согласно докладу «Положение детей
и молодежи в России. Проблемы, политика,
благотворительная
Рождение вне брака понижает шансы ребенка на полную семью в будущем. «Вряд ли матери, которые рожают детей и отказываются выходить замуж, будут вместе с ребенком более счастливы, чем в семье, где есть отец, - говорит Галина Зайцева, президент фонда «Мир семьи». - Психологически человек стремится к полноте взаимоотношений, и даже если мать в состоянии устроить безбедную жизнь для своего малыша, он может быть несчастен. Вопрос: «Где наш папа?» - и соответствующие переживания все равно возникнут на том или ином этапе». «Чисто женское», равно как и «чисто мужское» воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. В первом случае - это «феминизация», во втором – «маскулинизация» и все связанные с ними комплексы проявляются особенно ярко, когда единственный родитель воспитывает ребенка противоположного пола.
Предметом изучения курсовой работы являются неполные семьи.
Объект изучения – социальная работа неполными семьями.
Цель работы – определить пути решения проблемы неполной семьи в социальной работе
Задачи:
Методы исследования:
Практическая значимость исследования состоит в разработке технологии социально-педагогической помощи неполным семьям.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1 Неполная семья как современная социально-демографическая проблема
1.1. Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи
В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отмечал американский социолог В. Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».1
Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня придерживается точки зрения, что семья в своей эволюции прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная, пуналуальная, синдиасмическая и моногамная семья.2 Общей характеристикой этой эволюции является сужение круга половых партнеров и количества членов семьи, связанных кровным родством, в целом.
Историческая эволюция семьи как социального института привела к тому, что в современном мире какого-либо единого типа семьи не стало. На протяжении последних примерно 150 лет институт семьи подвергся значительным трансформациям, в результате которых брачно-семейная структура современного человечества стала относительно разнообразной.
Факторами трансформации
института семьи явилось
– государство (смена общественных отношений, политики, идеологии, что привело к изменению образа жизни и сознания многих людей);
– мировые тенденции трансформации института семьи в сторону автономизации и нуклеаризации;
– социально-экономическая ситуация.3
В результате этих объективных и, по существу, прогрессивных процессов, традиционная семья, т.е. семья, основана на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей,4 была вынуждена значительно потесниться и предоставить место нестандартным типам семейного жизнеустройства и брака.
Из всего многообразия нетрадиционных форм брака и семейного жизнеустройства наиболее распространенными сегодня все же являются проживание людей в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками, бездетные браки, внебрачные гетерогенные и гомогенные (однополые) сексуальные союзы, а также семьи с одним родителем и ребенком (детьми), образовавшиеся после разводов, в результате внебрачного сожительства или случайных половых связей.
Такие формы семейного
Неполные семьи можно
1.2. Причины возникновения неполной семьи в современном обществе
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.
Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. В специальной литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:
– неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;
– неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;
– неполные семьи по причине смерти одного из родителей;
– прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки – пенсионеры.6
Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
– изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
– распространение добрачных связей;
– изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
– утрата семьей своей производственной функции;
– неподготовленность молодежи к браку;
– завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
– алкоголизм и наркомания.
На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими.
Информация о работе Технология социальной работы с неполными семьями