Технология социальной работы с неполными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить пути решения проблемы неполной семьи в социальной работе
Задачи:
изучить проблемы неполных семей в современном обществе;
дать характеристику основным направлениям решения проблемы неполной семьи;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
1
Неполная семья как современная социально-демографическая проблема
7
1.1
Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи
7
1.2
Причины возникновения неполной семьи в современном обществе
9

1.3
Основные типичные проблемы неполных семей
13
2
технология социальной работы с неполной семьей
20
2.1
Основные направления социальной работы с неполными семьями
20
2.2
Законодательные основы и правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в Российской Федерации
24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Курсовая работа _технология социальной работы с неполной семьями.doc

— 188.00 Кб (Скачать)



Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Российский государственный  университет экономики и сервиса»

(ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

 

Факультет социальная работа

Кафедра    социальные технологии

Специальность 040101.65 «Социальная работа»

 

 

Работа допущена к защите

             ____________________

(подпись, дата)      «___»_____201_г.

 

 

 

курсовая работа

тема «Технология социальной работы с неполными семьями»

 

 

  

Разработал _Крамаренко С.Г.____________________________________

      (Ф.И.О.)   (подпись)   (дата)

 

 

 

Руководитель __Кандидат социологических наук, доцент _Белогорцев В.Н.___

(уч.степень, звание)      (Ф.И.О.)   (подпись)   (дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шахты 2012

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Российский государственный  университет экономики и сервиса»

(ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

 

 

Факультет____________________________

 

Кафедра «Социальные технологии»

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой_______________________

«__»_________________201__г.


 

 

 

 

 

Задание

на дипломную работу

 

 

студенту___________Крамаренко_С.Г.________________________________

(Ф.И.О.)

 

 

Тема работы___«Технология социальной работы с неполными семьями»

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(указать предприятие  фирму, учреждение, по заданию  которого выполняется работа)

 

 

Основание (заявление студента)_______________________________________

 

Утверждение приказом по университету _____________________________________

 

                                                                                                                                        (номер, дата)

Исходные данные по работе__________________________________________

 

 

Дата выдачи задания студентом  законченной работы_____________________

 

 

Руководитель__ Кандидат социологических наук, доцент _Белогорцев В.Н ________

(фамилия, инициалы, ученая  степень, звание)     (подпись)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

4

1          

Неполная семья как современная  социально-демографическая проблема

7

1.1

Неполная семья на современном  этапе эволюции института семьи

7

1.2

Причины возникновения неполной семьи  в современном обществе

9

 

1.3

Основные типичные проблемы неполных семей

13

2            

технология социальной работы с неполной семьей

20

2.1

Основные направления социальной работы с неполными семьями

20

2.2

Законодательные основы и правовые особенности мер социальной поддержки  неполных семей в Российской Федерации

24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

32


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья во все времена постоянно  находится в центре внимания передовой  общественной мысли, прогрессивных  политических деятелей и ученых, начиная  от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Число детей, которые воспитываются  без одного или обоих родителей  в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

По данным Росстат 30% детей в  России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек.

Согласно докладу «Положение детей  и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность», в 94 процентах случаев неполные семьи - без отца. Возможно отсутствие обоих  родителей, проживание детей с дедушками и бабушками. Довольно распространен и такой тип семьи, как супружеская пара старшего поколения, вместе с которой проживает дочь (вдова, разведенная, одинокая мать с детьми).

Рождение вне брака понижает шансы ребенка на полную семью  в будущем. «Вряд ли матери, которые рожают детей и отказываются выходить замуж, будут вместе с ребенком более счастливы, чем в семье, где есть отец, - говорит Галина Зайцева, президент фонда «Мир семьи». - Психологически человек стремится к полноте взаимоотношений, и даже если мать в состоянии устроить безбедную жизнь для своего малыша, он может быть несчастен. Вопрос: «Где наш папа?» - и соответствующие переживания все равно возникнут на том или ином этапе». «Чисто женское», равно как и «чисто мужское» воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. В первом случае - это «феминизация», во втором – «маскулинизация» и все связанные с ними комплексы проявляются особенно ярко, когда единственный родитель воспитывает ребенка противоположного пола.

Предметом изучения курсовой работы являются неполные семьи.

Объект изучения – социальная работа  неполными семьями.

Цель работы – определить пути решения проблемы неполной семьи  в социальной работе

Задачи:

    • изучить проблемы неполных семей в современном обществе;
    • дать характеристику основным направлениям решения проблемы неполной семьи;

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы и нормативно-правовых документов;
  • эмпирические методы: наблюдение, анкетирование

Практическая значимость исследования состоит в разработке технологии социально-педагогической помощи неполным семьям.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

1 Неполная семья как современная социально-демографическая проблема

 

1.1. Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи

 

В человеческом обществе семья представляет собой  комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные  формы общественных отношений и  которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отмечал американский социолог В. Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».1

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня придерживается точки зрения, что семья в своей эволюции прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная, пуналуальная, синдиасмическая и моногамная семья.2 Общей характеристикой этой эволюции является сужение круга половых партнеров и количества членов семьи, связанных кровным родством, в целом.

Историческая  эволюция семьи как социального  института привела к тому, что  в современном мире какого-либо единого  типа семьи не стало. На протяжении последних примерно 150 лет институт семьи подвергся значительным трансформациям, в результате которых брачно-семейная структура современного человечества стала относительно разнообразной.

Факторами трансформации  института семьи явилось множество  макросоциальных процессов и  изменений в области мировой  экономики, политики, права, религии, медицины, педагогики и т.д. Безусловное влияние на трансформацию семьи в современном мире оказали:

– государство (смена общественных отношений, политики, идеологии, что привело к изменению образа жизни и сознания многих людей);

– мировые тенденции трансформации института семьи в сторону автономизации и нуклеаризации;

– социально-экономическая ситуация.3

В результате этих объективных и, по существу, прогрессивных  процессов, традиционная семья, т.е. семья, основана на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей,4 была вынуждена значительно потесниться и предоставить место нестандартным типам семейного жизнеустройства и брака.

Из всего многообразия нетрадиционных форм брака и семейного  жизнеустройства наиболее распространенными сегодня все же являются проживание людей в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками, бездетные браки, внебрачные гетерогенные и гомогенные (однополые) сексуальные союзы, а также семьи с одним родителем и ребенком (детьми), образовавшиеся после разводов, в результате внебрачного сожительства или случайных половых связей.

Такие формы семейного жизнеустройства  в литературе и обиходе получили название неполных семей. Под термином «неполные семьи» понимаются такие категории семей, в которых одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность. Проще говоря, неполные семьи – это семьи с одним родителем (чаще, матерью) и ребенком (детьми).5

Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: причинам, вследствие которых они образовались, полу родителя, структуре (количеству детей, наличию  или отсутствию совместно проживающих  родственников), наличию и мере участия  второго родителя в воспитании ребенка (детей), этапу жизненного цикла семьи (определяется как возрастом родителя, так и возрастом детей).

 

1.2. Причины возникновения неполной семьи в современном обществе

 

Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена  значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

Наиболее полно характеризуют  неполные семьи причины их образования. В специальной литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:

– неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;

– неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;

– неполные семьи по причине смерти одного из родителей;

– прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки – пенсионеры.6

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

– изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

– распространение добрачных связей;

– изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

– утрата семьей своей производственной функции;

– неподготовленность молодежи к браку;

– завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

– алкоголизм и наркомания.

На практике наиболее частыми причинами  образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими.

Информация о работе Технология социальной работы с неполными семьями