Особенности социальной работы с детьми из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:06, реферат

Краткое описание

цель данной работы - определить некоторые пути совершенствования работы с неполной семьей
предмет данной работы - социальная работа с неполной семьей
задачи- изучить литературу, раскрыть понятие неполной семьи,проаналзировать тенденции и факторы роста числа неполных семей.

Файлы: 1 файл

курсовая андрея.docx

— 73.58 Кб (Скачать)

     2.2.  Ход и результаты эмпирического  исследования. Некоторые рекомендации  по совершенствованию работы  с неполной семьей

      

     В качестве эмпирического исследования мы провели беседы с членами полных и неполных семей. Нами было опрошено 20 человек. По результатам нашего исследования  мы выявили некоторые актуальные проблемы, возникающие в неполных семьях. Проанализировав наше исследование, мы предлагаем  некоторые рекомендации к совершенствованию работы с  неполной семьей.

     Государственная система защиты и поддержки неполной семьи весьма эффективна: немалое  количество специальных учреждений, многообещающие целевые программы, развивающаяся инфраструктура.

     На  наш взгляд, бессмысленно искать и  предлагать решение каждой индивидуальной проблемы человека, такой подход практически  невозможен. Важно найти ключевые моменты в формировании проблемы.

     Основными задачами специалиста по социальной работе будут являться:

практическая реализация конституционного права семьи и ее членов на всестороннюю защиту со стороны государства, социальную и психологическую помощь; улучшение положения неполной семьи как социального института, улучшение социального и психологического здоровья семьи и детей; содействие установлению и поддержанию гармоничных семейных отношений, основываясь на принципах добровольности обращения, прав и свобод личности.

       Мы считаем, что при решении  проблем неполной семьи важно  соблюдать комплексный подход  к поиску путей ликвидации  проблемы. Специалист должен учесть  множество факторов, которые сформировали  какую-либо проблему.  Вся деятельность  специалиста на первичном этапе  представляет собой последовательность  в виде сбора информации. Именно  большой объем информации о  проблеме клиента поможет специалисту  наиболее точно определить причину  проблемы. 

     Многие  специалисты видят суть какой-либо проблемы неполной семьи  лишь в  экономическом плане. Стереотипное понятие о том, что деньги –  залог благополучия в семье, дает о себе знать. Руководствуясь таким  понятием, мы рискуем упустить из вида другие составляющую проблемы, а именно: психологическую. Для многих неполных семей именно психологический фактор является первопричиной их неблагополучия.

     В ходе проведенного исследования нами было это подтверждено. Из беседы с  матерью-одиночкой М.: «Само ощущение того, что мы брошены, оставлены, первое время вселяло огромный страх. Страх  от одной лишь мысли- «…Я одна, с  ребенком на руках. Что дальше?» подавлял всякое желание к дальнейшим действиям….». Заметим, что первой мыслью человека было ощущение страха и безысходности. Именно психологическое консультирование могло бы решить эту проблему. В первые месяцы человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, особенно необходима поддержка в моральном аспекте этого слова, именно доброе слово, напутствие, проявление внимания и понимания к проблеме человека. На первых этапах формирования проблемы  специалист должен всеми усилиям внушать человеку уверенность. В человеке заложен огромный потенциал. И если специалист подтолкнет человека, научит решать проблему, дальнейшая работа с клиентом будет очень продуктивна. Специалист может прибегнуть к своей посреднической деятельности и направить клиента в кризисный центр. На наш взгляд, эффективность психологической поддержки очень велика. Именно стимулирование человека за счет внушения ему уверенности благоприятно сказывается на дальнейшем решении проблемы.

       В ходе нашего исследования  мы подтвердили факт существования  такой проблемы, как трудности,  связанные с воспитанием ребенка.  Из беседы с матерью-одиночкой   К.: «….Пока ребенок был маленьким,  особых проблем не возникало.  Полный уход, доброе отношение  формировали в мальчике положительные  качества. Он рос добрым, отзывчивым, не капризным ребенком. Проблемы  начались с 14 лет. Стремление  казаться взрослым, юношеский максимализм,  постоянное хамство перечеркнули  в нем все доброе. Он начал  курить в 9 классе, ввязался в  дурную компанию. Довольно частые  встречи с милицией уже стали  привычными для нас делом. Разумеется, я начала его воспитывать. Но  отсутствие «мужского авторитета»  сказывалось в каждом моем  действие…».

     Мы  можем сделать вывод о том, что процесс воспитание ребенка  в неполной семье осложняется. Ребенок  видит лишь одну модель поведения, модель поведения своей матери.  Современные  исследователи не зря утверждают, что гармоничное развитие ребенка  возможно лишь в том случае, если воспитанием ребенка будут заниматься оба родителя. В такой модели воспитания мать опекает ребенка от всех невзгод, заботиться о нем. А отец является авторитетом, человеком, на которого стоит равняться. В силу гендерных особенностей женщины более мягкие, а мужчины более жесткие. Женщина в семье  поощряет ребенка, хвалит его за выполнение какой-либо работы, воспитывает в нем положительные качества. Мужчина в семье является неким ограничителем, во время показывают ребенку, что неуместное поведении неприемлемо.  Поэтому порой чрезмерная опека матери заменяется четким наставлением со стороны отца. Именно этого компонента не хватает при воспитании ребенка в неполной семье.

     В сложившейся ситуации, а такие  ситуации встречаются достаточно часто, мы можем выделить две основные проблемы: незанятость ребенка и отсутствие уважения к родственникам. Специалист по социальной работе должен проводить  с ребенком воспитательные беседы. Важно сформировать у подростка  мнение о его значимости в семье  как взрослого человека. Всячески способствовать формированию доброго, взрослого отношения к родителю. Дети из неполных семей взрослеют  быстрее, чем дети из полных семей.  Из такого ребенка может вырасти  очень ответственный и порядочный гражданин, нужно вовремя начать действовать. Специалист может направлять ребенка в лагеря, где он будет  занят общением со сверстниками, участием в массовых мероприятиях. При грамотно организованном досуге, на ребенка  не будут влиять негативные факторы  из вне.

     В общении со сверстниками и педагогами ребенок будет проходить социализацию в благоприятных для этого  условиях. Именно форма загородного  лагеря является предпочтительной - удаленность  от города, постоянный контроль над  детьми, отсутствие негативной среды.  Мы считаем, что такая форма работы будет весьма эффективной.

       В России социальная работа  с семьей еще не так хорошо  развита, как в США и ряде  Европейских стран. Понятие «объект  социальной работы» за границей  предстает в более широком  виде. Чаще всего мы сталкиваемся  с такой неполной семьей - «мать-одиночка, воспитывающая ребенка». В нашем  исследовании мы провели беседу  с двумя отцами-одиночками. Как  ни странно, но у отцов-одиночек возникают схожие проблемы. Проблемы, связанные с воспитанием детей, организацией собственного времени. Но в нашей стране не хватает специальных учреждений - кризисных центров для мужчин. Из беседы с отцом-одиночкой В.: «Придя в Центр помощи семье и детям, чувствовал себя очень неловко, рядом сидели женщины с детьми. И я один среди всех них. Возникло чувство того, что я единственный мужчина, воспитывающий ребенка один. На приеме у специалиста я не мог понять, зачем мне получать пособие в 200 рублей. Серьезных материальных проблем я не испытывал. Мне нужна была именно консультация о том, как мне воспитывать ребенка».

     Гендерные различия мужчины и женщины отражаются на понимании того, как нужно воспитывать  ребенка. Так, например, мужчина, воспитывающий  девочку, не может в полной мере заботиться о ней. Мужчина более строг, менее  эмоционален. Все это может отразиться на личности ребенка. В таком случае роль специалиста по социальной работе очень важна, важна его просветительская деятельность. С отцом нужно проводить  беседы о том, как более гармонично развить ребенка. Сам вид оказываемой  помощи должен быть другим. На наш взгляд более эффективным средством  помощи будет являться совместная творческая деятельность ребенка и отца. Творчество объединяет души. Перед специалистом стоит сложная задача в выборе методов работы по такой системе. В первую очередь, нужно найти  общее между ребенком и отцом. И, исходя из этого, предлагать различные  формы проведения творческой деятельности. К сожалению, на сегодняшний день в России не так много кризисных  центров для мужчин, поэтому оказание специфической помощи мужчине затрудняется. Следующим значительным шагом в  развитии социальной работы в России будет являться то, что категориальный аппарат социальной работы расшириться. Будут расширены  категории и  объекты социальной работы, сеть социальных учреждений пройдет модернизацию, как  техническую, так и кадровую.

       Еще одной значительной проблемой  неполной семьи можно считать  отсутствие информации о том,  где неполная семья, в случае  возникшей затруднительной ситуации, может получить помощь. По результатам проведенного исследования мы выявили, что лишь четверо респондентов владели наиболее подробной информацией о предоставляемых услугах. Человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, необходимо знать о всевозможных видах поддержки. Ведь на первоначальном этапе клиент сам решает, куда ему обратиться и к кому. Поэтому PR-технологии в социальной работе могут быть весьма эффективным методом распространения информации о каком-либо центре социальной помощи. Люди всегда узнают банк, ни с чем не спутают больницу. Свой логотип, цвет, общий стиль оформления, дресс-код сотрудников позволит службе социальной защите выделяться из других государственных учреждений. Создав корпоративный имидж, закрепив этот образ в сознании людей, вопрос о недостаточности информации, о том, где можно, к примеру, проконсультироваться по проблеме неполных семей – отпадет.

     Одной из самых главных проблем неполной семьи остается материальная нужда. 75 % опрощенных семей испытывают нехватку финансов.

     Проведя  исследование, мы выявили, что причинами  нехватки денег могут быть: постоянный рост цен на продукты, коммунальные услуги и т.п.; невысокая заработная плата; большие затраты на содержание ребенка. Конечно, государственные  выплаты, пособия, социальные пенсии могут  скрасить эти проблемы, но 70 % наших  респондентов получают денежные выплаты  и при этом испытывают материальную нужду. Из беседы с матерью-одиночкой  З.: «Все пособия, что я получаю  на ребенка, идут на оплату детского садика. Моему ребенку 1,5 года. Сейчас я приучаю  его к детскому саду. Вы не поверите, но за каждый час его пребывания в детском садике, я плачу 18 рублей…». Итак, денежных пособий  не хватает  на то, чтобы полностью обеспечить ребенка. Существенно увеличить  суммы пособий в нашей стране пока невозможно. Но снизить плату  или полностью отменить ее за использование  услуг дошкольных учреждений вполне возможно.Так же, исследование показало, что 40 % респондентов согласны вместо денежных выплат получать помощь натуральными продуктами. Из беседы с матерью-одиночкой А.: «По-моему, гораздо лучшим было бы получать помощь продуктами, а не деньгами. Деньги быстро трачу и не всегда на то, что нужно, а вот набор продуктов, хотя бы самый минимум: крупы, масло, мука были бы всегда дома и при нехватке финансов, я бы не беспокоилась о том, что дома нечего есть….». Анализируя беседу, мы видим, что в качестве альтернативы денежным пособиям, помощь натуральными продуктами была бы так же эффективна.

     Проанализировав опыт работы зарубежных социальных служб, мы выяснили, что во многих штатах США  существуют социальные магазины. В  таких магазинах предлагаются продукты и товары первой необходимости. Клиент, в нашем случае мать или отец-одиночка, отказывается от денежных выплат, и  государство заменяет их «корзиной  товаров первой необходимости». В  чем плюс такой системы? Большая  вероятность того, что помощь действительно  дойдет до нуждающегося. Психологическая  составляющая «за это не нужно  платить» лучшим образом влияет на сознание человека, отодвигая страх  о нехватке средств на второй план. Предоставление выбора клиенту в  составление набора продуктов. Клиент сможет ориентироваться на нужды  своей семьи, на предпочтения в питание  ребенка. Конечно, такая корзина  не будет включать в себя изысканные продукты, удовлетворяющие потребности  конкретного человека. Эта корзина  будет представлять собой  наиболее необходимые товары и продукты для  существования человека. Так же сеть социальных магазинов предлагает свою продукцию для всех остальных  людей – покупателей. За счет того, что социальный магазин продает  товары всем людям, крупных финансовых вложений со стороны государства  не требуется. Функционирование магазина, обеспечение его жизнедеятельности  – все это оплачивается за счет выручки от продаж товаров обычным  покупателям.

     По  нашему мнению, создание сети таких  социальных магазинов будет эффективным  способом поддержки неполных семей: во-первых, клиент будет всегда обеспечен  минимальным набором необходимых  продуктов; во-вторых, клиент экономит массу своего времени на том, что не стоит в очередях за пособием и др.; в-третьих, у клиента появится спокойствие за свое благополучие; в-четвертых, формат магазина, как социального учреждения, предусматривает работу с большим количеством человек.

     На  наш взгляд работа с неполной семье  требует создания все новых методов  решения проблем неполной семьи. В результате нашего исследования мы выявили некоторые типичные проблемы неполной семьи и дали рекомендации по совершенствованию социальной работы с неполной семьей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В ходе проделанной работы мы ознакомились с типичными проблемами неполной семьи в современном обществе. Нашли подтверждение этих проблем  в проведенном исследовании. Дали собственные рекомендации по работе с неполной семье. И пришли к выводу, что  семья как социальная группа, в которой совершаются множество  процессов и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Она всегда находилась в центре внимания передовой общественной мысли. Семья всегда изменялась под воздействием различных факторов. Претерпевая все новые изменения, семья предстает в разных формах. Одной из таких форм является неполная семья.

Информация о работе Особенности социальной работы с детьми из неполных семей