Особенности социальной работы с детьми из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:06, реферат

Краткое описание

цель данной работы - определить некоторые пути совершенствования работы с неполной семьей
предмет данной работы - социальная работа с неполной семьей
задачи- изучить литературу, раскрыть понятие неполной семьи,проаналзировать тенденции и факторы роста числа неполных семей.

Файлы: 1 файл

курсовая андрея.docx

— 73.58 Кб (Скачать)

     В конце 1980-х – начале 1990-х гг., с приходом «перестройки» рухнули остатки существовавших идеологических барьеров. Страна жадно начала впитывать западную массовую культуру, заимствовать западные социокультурные образцы и стереотипы поведения. Среди россиян стало распространяться прозападное «свободное» отношение к браку и семейной жизни, особенно среди молодежи.

     Следует отметить также еще одну характерную  тенденцию, оказавшую значительное влияние на динамику соотношения  брачности и разводимости. Дело в  том, что многие семейные пары в те годы не оформляли свои фактические  отношения посредством официальной  регистрации брака в ЗАГСах из-за чисто экономических соображений. В середине 1990-х годов был период, когда из-за сильной инфляции в ходу было безналичное обращение (посредством бартерных сделок и пр.). Особенно это было характерно для села, на котором зарплата чаще всего выдавалась в натуральной форме: сахаром, углем и т.д. В те годы многие сельские женщины перестали вступать в брак потому что, родив ребенка, они имели право на получение пособий на детей как матери-одиночки. В отличие от зарплат отцов, ждать которые приходилось многими месяцами, детские пособия выплачивались «живыми» деньгами и более регулярно. Фактически для многих семей, особенно сельских, детские пособия в те годы были единственным источником выживания, и не только детей, но и взрослых.

     Таким образом, согласно статистике, начиная  с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака. Каждый раз тем самым в России вновь и вновь возникала новая неполная семья. К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные тенденции. Число семей, состоящих из двух родителей, продолжает уменьшаться. Исходя из всего сказанного, роль социальной работы возрастает.

     Таким образом,  социальная работа – принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения  человека к человеку, это систематические  мероприятия, направленные на то, чтобы  облегчить неудачное приспособление человека к обществу.  Соглашаясь с мнением Куприяновой Т.А. [11], мы приходим к выводу что, социальная работа, как комплексная система мер помощи, является мощным средством борьбы с проблемами человека и общества. Именно комплексный подход к решению проблем позволяет эффективно решать возникающие проблемы. Направленность социальной работы на все общество в целом дает нам возможность выделять наиболее значимые проблемы в социуме. Одной из таких проблем является неполная семья [см.: 5].

     В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.

     Сегодня в Российской Федерации таких  семейных социальных служб насчитывается уже более 1200 [см.: 4]. Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.

     На  сегодняшний день в этих центрах  и отделениях социальной помощи семье  и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными  семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и  форм непосредственной социальной поддержки  неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной  помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей  из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы  знакомств» и т.д.

     Суть  этой широкой и многоплановой  деятельности – оказание помощи одинокому  родителю и его ребенку (детям) на личностном уровне в решении любых  проблем их жизнедеятельности, начиная  от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве  до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды  кризисного состояния, при возникновении  каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических  проблем и т.д.

     С какими проблемами может столкнуться  современная неполная семья,

что лежит  в основе появления такой категории, как неполная семья. Об основных проблемах  неполной семьи мы расскажем в  следующем параграфе данной работы. 
 

     1.2. Характеристика неполной семьи и её проблемы 

     Неполная  семья как объект изучения социальной работы, имеет свои характеристики.

     Л.К. Рашитова выделяет следующие источники  формирования неполных семей [27]. Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Среди наиболее распространенных причин разводов сегодня чаще всего фигурируют такие, как отсутствие общих взглядов и интересов, несходство характеров, супружеская неверность, алкоголизм.

     Еще одной причиной для образования  неполной семьи является рождение ребенка  вне брака. Такие семьи называются «внебрачными». Число внебрачных семей  с каждым годом растет. Отчасти  это можно объяснить ослаблением  внешнего давления моральных норм и  более либеральным отношением к  внебрачным детям.

     Формированию  неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемый  в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (военные действия, производственные травмы и т.п.) [см.: 13].

     Таким образом, неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: [см.: 6, с. 75]

     – неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;

     – неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;

     – неполные семьи по причине смерти одного из родителей;

     – прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают ситуации, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки – пенсионеры.

     Среди проблем неполных семей в большинстве  случаев особенно остро стоит  проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Как отмечает социолог И.Е. Калабихина [37], преобладающее число неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.

     Так как  чаще всего главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.

     В последнее время значительно  сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно - психическом развитии, а тем более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

     Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых  услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирование поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают  воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

     Даже  самая заботливая женщина в неполной семье физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены  сами себе.

     Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Стоит полагать, что издержки воспитания детей в неполной семье  связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Точку зрения  о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора «отсутствия отца» поддерживает и отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшина [37]. По ее словам, дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.

     В отцовских неполных семьях к перечисленным  выше проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой  воспитание детей тоже не может быть полноценным.

     В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный  контроль за ребенком и в целом  влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных  причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.

     Следующая социальная характеристика, которая  требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними  детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие  уровень здоровья детей, приходят к  неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять  функции материального обеспечения  семьи в ущерб традиционно  материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически  значима частота наличия в  неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая  и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращение  к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

     Социально-экономические  проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить  проще, чем социально-психологические  проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего  детей.

     Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство  собственной неполноценности, которые  могут испытывать дети после развода  их родителей. Нередко дети винят  себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве  случаев неполные семьи это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.

     Самая же большая сложность - затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

     Хотя  поло-ролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное поло-ролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) - их неадекватная поло-ролевая социализация.

Информация о работе Особенности социальной работы с детьми из неполных семей