Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:06, реферат
цель данной работы - определить некоторые пути совершенствования работы с неполной семьей
предмет данной работы - социальная работа с неполной семьей
задачи- изучить литературу, раскрыть понятие неполной семьи,проаналзировать тенденции и факторы роста числа неполных семей.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг., с приходом «перестройки» рухнули остатки существовавших идеологических барьеров. Страна жадно начала впитывать западную массовую культуру, заимствовать западные социокультурные образцы и стереотипы поведения. Среди россиян стало распространяться прозападное «свободное» отношение к браку и семейной жизни, особенно среди молодежи.
Следует
отметить также еще одну характерную
тенденцию, оказавшую значительное
влияние на динамику соотношения
брачности и разводимости. Дело в
том, что многие семейные пары в те
годы не оформляли свои фактические
отношения посредством
Таким образом, согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака. Каждый раз тем самым в России вновь и вновь возникала новая неполная семья. К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные тенденции. Число семей, состоящих из двух родителей, продолжает уменьшаться. Исходя из всего сказанного, роль социальной работы возрастает.
Таким
образом, социальная работа – принятое
во всем мире выражение, обозначающее
проявление гуманного отношения
человека к человеку, это систематические
мероприятия, направленные на то, чтобы
облегчить неудачное
В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.
Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200 [см.: 4]. Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.
На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.
Суть
этой широкой и многоплановой
деятельности – оказание помощи одинокому
родителю и его ребенку (детям) на
личностном уровне в решении любых
проблем их жизнедеятельности, начиная
от получения положенного по закону
пособия, содействия в трудоустройстве
до оказания психологических, юридических,
социально-бытовых и иных услуг.
Как правило, потребность в этих
услугах возникает в периоды
кризисного состояния, при возникновении
каких-либо затруднений (в семье, школе,
на работе, с ближайшим окружением),
при появлении различных
С какими проблемами может столкнуться современная неполная семья,
что лежит
в основе появления такой категории,
как неполная семья. Об основных проблемах
неполной семьи мы расскажем в
следующем параграфе данной работы.
1.2.
Характеристика неполной семьи и её проблемы
Неполная семья как объект изучения социальной работы, имеет свои характеристики.
Л.К. Рашитова выделяет следующие источники формирования неполных семей [27]. Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Среди наиболее распространенных причин разводов сегодня чаще всего фигурируют такие, как отсутствие общих взглядов и интересов, несходство характеров, супружеская неверность, алкоголизм.
Еще
одной причиной для образования
неполной семьи является рождение ребенка
вне брака. Такие семьи называются
«внебрачными». Число внебрачных семей
с каждым годом растет. Отчасти
это можно объяснить
Формированию
неполных семей в значительной мере
способствует также наблюдаемый
в последнее десятилетие
Таким образом, неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: [см.: 6, с. 75]
– неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;
– неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;
– неполные семьи по причине смерти одного из родителей;
– прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают ситуации, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки – пенсионеры.
Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Как отмечает социолог И.Е. Калабихина [37], преобладающее число неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.
Так как чаще всего главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.
В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно - психическом развитии, а тем более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.
Необходимость
ухода за ребенком в отсутствие помощи
со стороны, разрушение сферы бытовых
услуг не позволяют женщине проявить
себя в профессиональной сфере: решающее
значение на их выбор и формирование
поведения оказывает
Даже самая заботливая женщина в неполной семье физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Стоит полагать, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора «отсутствия отца» поддерживает и отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшина [37]. По ее словам, дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.
В
отцовских неполных семьях к перечисленным
выше проблемам добавляется
В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.
Следующая
социальная характеристика, которая
требует внимания общества к неполной
семье с несовершеннолетними
детьми, связана с качеством здоровья
последних. Ученые-педиатры, исследующие
уровень здоровья детей, приходят к
неутешительному выводу: дети из неполных
семей значительно чаще подвержены
острым и хроническим заболеваниям.
Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять
функции материального
Социально-экономические
проблемы присущи не всем неполным
семьям; во всяком случае, их разрешить
проще, чем социально-психологические
проблемы, присутствующие во внутриличностной
сфере и межличностных
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.
Самая же большая сложность - затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.
Хотя поло-ролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное поло-ролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) - их неадекватная поло-ролевая социализация.
Информация о работе Особенности социальной работы с детьми из неполных семей